22 февр. 2019
943
В статье 57 оттенков серого ( качества вашей терапии ) мы говорили о том, как качество терапии зависит от профессионализма консультанта, сегодня я хочу поговорить об ответственности клиента и её влиянии на качество терапии. Я не разделяю мнения о том что низкий уровень ответственности в терапии равен вине и клиент проявляющий низкий уровень ответственности в СВОЕЙ терапии виновен в этом. Понятие "вина" в когнитивно-поведенческой терапии трактуется, как производное от не правильного, не адекватного поведения, когнитивных искажений и автоматизмов. Тем не менее и оправдывать безответственность клиентов я не склонен. Мне кажется оптимальным термином обозначающим данную проблему является - ошибка. Во всяком случае этот термин, на мой взгляд, сглаживает периодически возникающее напряжение между клиентами (в целом) и профессиональным сообществом терапевтов. Кроме того, правильное понимание ошибок даёт надежду на их осознание и исправление, сближает терапевта и клиента делая задачу терапии осуществимой. Разделим ошибки на группы в соответствии с этапами Вашего пути. Мой опыт консультирования показывает, что для каждого этапа активности клиента характерны свои типичные ошибки. Как обычно, хочу обратить внимание что все" типичные ошибки" - исключительно субъективное мнение автора статьи и не является догмой или руководством к действию. 1. Вы задумываетесь о наличии проблемы через:
- Отрицание проблемы)
- Обвинение себя
- Обвинение других
- Утешение себя тем, что всегда есть более важные вещи чем ваши мысли, чувства или эмоции
- Оправдывание себя тем, что решение проблемы требует слишком много времени, энергии или денег