Все статьи

Стареем с Пушкиным

21 июл. 2018
746
Тема – экологичное старение

Уникально, что Пушкин оставил нам столько историй именно о стариках, сам этого возраста не достигнув. Был ли это его интерес, или Арина Родионовна любила такие сказки и передала нам через поэта мудрость о будущем? Кто знает. Можно только предположить по его произведениям, что для молодого Пушкина, таким и оставшегося навсегда, стариками были люди после 40. Сейчас возраст этот сдвинулся, мы стали жить медленнее, медленнее взрослеть, а потом и вовсе отказываться от возраста.
Интересно, что почти всякий помнит:
«Блажен, кто смолоду был молод,»
Не всякий:
«Блажен, кто вовремя созрел,»
И мало кто продолжит:
«Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался...»
Да и его веселое и знаменитое «мой дядя самых честных правил» (говорят, списанное у Крылова) и «он уважать себя заставил, и лучше выдумать не мог» чего стоит! Заменяет собой пару моих глав-рассуждений о страхах старения и смерти.
Но сейчас я про сказки, продолжая разговор, начатый в статье про акцентуации характеров, предлагаю Вам вспомнить пушкинские сказки, пожилые персонажи в них, вглядеться в них как в зеркальце...

Руслан и Людмила

Родителей Руслана мы не видим – он настоящий самостоятельный, ушедший от родителей (хорошо сепарированный) герой. Вся история про его сражения с соперниками ровесниками и разные сложные отношения со старшим поколением.

Отец Людмилы – Князь Владимир - удерживает власть, впадает в ярость и уныние, меняет данное слово... (наш с вами отечественный Лир).

Живая Голова – герой предыдущего поколения (поколения отцов) – он дает меч, обозначает врага и умирает. Роль родителей - эмоциональная смерть в психическом пространстве выросших детей. Может мы и карлики на плечах титанов, да где те плечи...

Черномор – негативный полюс стариков. Тот же Кощей, похищающий невест и молодых жен. Мелкий, бородатый, накопивший кучу богатств и даже некоторые способности к магии. И сад у него есть на старость лет (хотя искусственный), однако подай всё-таки молодуху.

Старуха ведьма зла, потому как не сумела любить в молодости, пожить в зрелости. Люди, пропустившие жизнь, её не любят в других и потому опасны (вот вам и «уважайте стариков» и про «контроль над рождаемостью»).

Лесной Старец-отшельник, он просто есть, терпеливо наблюдает, поддерживает присутствием. Он рассказывает Руслану историю о том, как добиваясь Любви можно потерять контакт с жизнью. Эта притча важна для молодого человека. Кроме того Старик, не вмешиваясь дает герою умереть, но помогает ожить. Это один из самых прекрасных образов старости – уединенная жизнь, ненавязчивая поддержка, страховка и присмотр. Сделав своё дело, старый финн продолжает тихую прежнюю жизнь. А вот Владимир и Черномор встречаются, замыкаются друг на друга. Пусть повоюют, оставив в покое молодых.

Сказка о золотом петушке

Царь Дадон с молоду был славен, а потом притомился. У него два взрослых сына, однако, он корону не отдает, но и воевать устал. Кризис. Дадон ищет выход.
Хороша фраза об обращении за советом «к мудрецу, звездочету и скопцу». Конечно, может Пушкину просто рифма подвернулась... Но хорошо согласитесь? Что еще нужно, чтобы достойно встретить старость? – Мудрость, космический взгляд и укрощенное сексуальное либидо.
Мудрец дарит Дадону Петушка, который будет указывать направление опасности. Это великолепная шутка Пушкина, благодаря которой я использую термин «Старый царь с петушком», что тянет даже на название отдельного комплекса. Говоря психоаналитическим языком, это некое вынесенное либидо. Теперь «царствуй лежа на боку». И действительно, соседи присмирели, и становится хорошо и спокойно.
Но царство подвергается доселе невиданному нападению неотразимой во всех смыслах Девицы - Шамаханской царицы. Царь посылает на защиту границ войско, своих сыновей, но они убивают друг друга. И следом отправляется сам.

Один из участников психологической группы спросил меня на этом месте: а что еще ему было делать? Странно переписывать сказку, ведь она тогда теряет смысл и поучительность, однако давайте пофантазируем.
Во-первых, Дадон вроде как старый и сыновья у него взрослые, но где-то там на посылках присутствуют, он не торопится передать им власть и ответственность.
Во-вторых, из драчливого агрессора он закономерно превратился в параноика. Т. Е. С переходом в другую возрастную категорию его политика не сильно изменилась. Никаких попыток переговоров, единой Европы...
Итак, Царь узнает о гибели своих сыновей, причем друг от друга, но не успев отгоревать попадает в сети прекрасной девицы. Бес в ребро. Именно так это и происходит. Забыв обо всем, Дадон придается удовольствиям и как водится, этого мало, с ярым стариковским нарциссизмом везет её в столицу – на показ и на трон.
Последний шанс на спасение царя и державы – старый мудрец-советчик. Он напоминает об обещанной ему плате и требует девицу. Дадон непросто отказывает, он возмущен издевается: зачем скопцу девица?! Красивый психоаналитический конфликт переходящий в психосоматический инсульт. Петушок смертельно клюет в темя. Печально, но факт.

Можно пофантазировать о возрасте Дадона и его личности. Часто над нами давлеет образ придуманный художниками мультипликаторами и иллюстраторами книг. Но если отвлечься от них... Сколько ему может быть лет? 60?50? 45? Если сказано, что он устал, значит ли это, что он дряхлый старикашка, или что у него кризис середины жизни? И т. п.

Аналогично можно экспериментировать с другими пушкинскими сказками о стариках.

Сказка о Рыбаке и Рыбке

Интересно прочитать её, представляя не тех Старика со Старухой, что рисовали нам в книжках, а 50-ти летнюю бездетную пару. Ведь возраст здесь легко вычисляем. Если они жили 30+3года то им скорее всего лет 50-55. И они вряд ли такие уж дряхлые/древние как в наших детских картинках. По ходу сказки можно предположить, что Старик-то состарился, а у Старухи, как говорят мои коллеги «либидо ещё ого-го». То есть желания её одолевают, как и сейчас бывает с 50-ти летними. Сказка красиво описывает ненасытность этого позднего либидо. Почему мужу ничего не нужно, а ей все чего-то хочется? (Новую шляпку, красную спортивную машину...)

Насколько популярна такая ситуация: недовольство результатами прожитой жизни и текущей ситуацией яростно выражает женщина. Её Анимус начинает бушевать и требовать от партнёра достижений и компенсаций. Стареющие мужчины в такой ситуации, когда дома гнобят и обесценивают, часто находят поддержку у своей Анимы и её проекции. Это может быть Золотая рыбка, подруга, любовница, психоаналитик... С её помощью Старик зачастую обнаруживает скрытые резервы, новые возможности, которыми Старуха пользуется, пока... Старость своё не возьмёт и не поставит всё на место.

Сказка о Царе Салтане

А здесь что? Ну начнём с того, что сказка называется «О царе Салтане...», хотя вроде бы Гвидон, а то и Лебедь – главное действующее лицо. Но это наш героический эпос об Эдипе, о сепарации, об отношениях с отцом.
Главные персонажи, как водится в славянских сказках, весьма пассивны. По-русски следуют за событиями, справляются с обстоятельствами, становятся жертвами и выпутываются. Царь Салтан хочет сына, но потом война..., потом злая родня, завистники и подлецы... Поссорили в общем и разлучили.

Безымянная царица-мать тут прям хороша: тиха, заботлива без навязчивости, слова злого ни про кого не скажет, советов не даёт. А даёт мальчику повзрослеть и заботиться о себе. Мальчик же (очень натурально), как появилась возможность, не для неё просит благ, не для себя, а...
"Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца".

Папаша Салтан нормально по-мужски давно смирился с потерей и теперь интересуется всё больше тем, «какое в свете чудо».
Замечательный вопрос: «что нужно отцу?», на который мы отвечаем в моей книге (ridero.ru/books/staranie_k_stareniyu/) вместе с коллегой Ириной Забуслаевой у Пушкина примерно так отвечается: «удиви меня».
И Гвидон как миллионы сыновей старается. Удивить, соответствовать...
И как водится у русских в сказках, да и в жизни – всё больше царевны-лебедь или василисы силы прикладывают, герой-то наш знай хочет да грустит. А наша-то девушка, она чего только не сделает, чтоб милый голову не вешал.
Сепарация прошла успешно, у Гвидона благо свой остров и своё королевство, старые родители воссоединились и пусть плывут теперь по добру по здорову.

Хуже, когда трон один...

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Люблю приводить отрывок оттуда:
«- Коли старый человек – дядей будешь нам вовек.
Коли парень ты румяный – братец будешь нам названый.
Коль старушка – будь нам мать,
Так и будем величать.
Коли красная девица – будь нам милая сестрица.»
А если это современная 45летняя женщина, молодящаяся вроде царицы мачехи, как им быть тогда? Правильно наверно тёткой звать, но ведь обидится. Правильно – не появляться ей там...

Но именно Царица-Мачеха фактически главный действующий персонаж сказки... И нашей с вами современной жизни.
«Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» - эталон продвигаемый маркетологами и имагологами. 45-75... Имя им легион.

Поскольку злая мама – долго было табуированным понятием, в сказках это всегда злая мачеха. Это переносимее. Да и убить проще. В сказке вообще проще. Умерла – никто и не жалеет, веселятся себе.
В сказке обострены углы, утрировано. Стареющая царица не хочет стареть, не хочет быть на вторых ролях, да ещё и бабушкой ведь сделают! Решение простое – убить.
Тут милые дамы кривят губки. Ну, это не про нас. Мы сами по себе. Хороши и всё. Нам на всех этих молодых – плевать. Пусть себе живут, мы никому не мешаем. Тогда давайте Чехова откроем:
Аркадина (Маше). Вот встанемте.
Обе встают.
Станем рядом. Вам двадцать два года, а мне почти вдвое. Евгений Сергеич, кто из нас моложавее?
Дорн. Вы, конечно.
Аркадина. Вот-с... А почему? Потому что я работаю, я чувствую, я постоянно в суете, а вы сидите всё на одном месте, не живете... И у меня правило: не заглядывать в будущее. Я никогда не думаю ни о старости, ни о смерти. Чему быть, того не миновать.
Маша. А у меня такое чувство, как будто я родилась уже давно-давно; жизнь свою я тащу волоком, как бесконечный шлейф... И часто не бывает никакой охоты жить. (Садится.) Конечно, это все пустяки. Надо встряхнуться, сбросить с себя все это.
Дорн (напевает тихо). «Расскажите вы ей, цветы мои...»
Аркадина. Затем я корректна, как англичанин. Я, милая, держу себя в струне, как говорится, и всегда одета и причесана comme il faut. Чтобы я позволила себе выйти из дому, хотя бы вот в сад, в блузе или непричесанной? Никогда. Оттого я и сохранилась, что никогда не была фефелой, не распускала себя, как некоторые... (Подбоченясь, прохаживается по площадке.) Вот вам, — как цыпочка. Хоть пятнадцатилетнюю девочку играть.
(А. Чехов «Чайка»)

Аркадина – куда более печальный и опасный персонаж, чем Царица-мачеха, потому, что абсолютно реальный. Она никого не убивает при помощи слуг или яблок. На реплику «Юпитер, ты сердишься», она раздраженно отвечает: «я не юпитер, я – женщина». Она наигранно неагрессивна, вечно права, слаба, манипулирует так, как только умеет опытная женщина. И трон всегда её. И тридцатилетний сын и все молодое поколение могут лишь рвать на себе волосы, да убегать от яда и удушья её власти.
Любая из нас в этой роли насупиться, обиженно пожмёт плечами: «а что я? Разве я кому-то мешаю?». Мешаете. Заняли трон и сцену. Попробуйте сойти, немного «умереть».

Не хочется завершать на этой грустной ноте.

Давайте уж заодно глянем другие русские сказки?

Колобок – сказка о позднем ребёнке. Хотя некоторые юнгианцы говорят, что она о самости... Может быть. Я люблю рассматривать её с темы детско-родительской. Уговорил Дед Бабку «по сусекам помести, по коробу поскрести...», получился поздненький поскрёбыш, да такой хороший, румяный! Жаль окно открытое оставили, вот он и загулял. Бодро и грамотно обходя опасности, он, однако, попадается Лисе, поймавшей его на его же нарциссизм (радость полюбоваться собой и рассказать свою историю). Съела она его или нет – к родителям вряд ли вернётся. Поэтому часто говорю: «бесполезно часто звонить Колобку и спрашивать «где ты?»».

У нас много сказок о поздних детях. «Правильные» дети у молодых, они ведь или аистом приносятся или в капусте находятся, потому как молодые зачинали в начале осени после уборочной и свадеб. А вот у стариков и старух тут по всякому может быть - и Колобок и Картофельный мальчик и Снегурочка... Сейчас, когда рожать после 40 становится нормой, полезно присматриваться к этим сказкам про позднее родительство.

Есть ещё помогающие старички. Они почему-то в русских традициях именно «старички» т. е. какие-то уменьшенные. Старцы и гномы, живущие в лесу (помните это издевательское «дудочка или кувшинчик»), бабушки разные выручающие советами, клубочками, яблочками.

Ну и тема старых злодеев. Тут обычно разделение по гендерному признаку. Кощей – вредный старикан не желающий умирать и зарящийся на невест. У него одна миссия – быть побежденным. И Баба Яга. Она наша прославленная пожирающая мать. Вечно моет, кормит и норовит съесть. Но она легко мутирует в помогающе-советующую. В любом случае, заметьте, ей всегда место в лесу. Она активности не проявляет.

«Старики» в пушкинских сказках большей частью занимают активную, а то и главную роль потому в моём понимании не старики они вовсе (за исключением старого финна), а стареющие, с разным успехом.

Те, кому путь старения удастся пройти живым и здоровым (психологически особенно), становятся истинными Стариком и Старухой, Дедом и Бабкой. Отличие их в том, что зачиная сказку («жили-были...), будучи неотьемлемой и важной частью, её пространством и основой, они не лезут в героический сценарий, поддерживают, присматривают, грустят и радуются. Жить и быть - и есть их дело и роль. Для меня это критерий того, получилось ли экологично войти в старость.

Материал на базе книги Ю Же «Старание к Старению»

Буду рада отзывам.
Ю Же