Все статьи

Письмо нерожденным детям

16 сент. 2018
1941
ПИСЬМО НЕРОЖДЕННЫМ ДЕТЯМ, ИЛИ КАК ПЕРЕЖИТЬ ПОТЕРЮ БЕРЕМЕННОСТИ

«Дорогие мои дети, с которыми я не встретилась в этой жизни!
Прошло уже несколько лет с тех пор, как я потеряла вас, но я помню о вас, вы навсегда останетесь в моем сердце: и болью, и радостью. Я была счастлива, когда узнала, что беременна, я очень ждала каждого из вас и переживала много радостных моментов. Мне бесконечно жаль, что так все сложилось. Я до сих пор виню себя и скорблю по вам. Простите меня, простите меня, что не смогла отдать себя вам полностью. Если бы у меня была возможность, я бы пожертвовала собой и своей жизнью ради вас, но это невозможно. Простите меня. Я люблю вас и буду всегда помнить».

Это фрагмент моего письма моим нерожденным детям. Их у меня было трое. Все погибли на сроке беременности в 7-10 недель. Трудно передать, сколько душевной боли мне пришлось пережить в связи с их потерей. Я знаю, что многие женщины сталкиваются с такими утратами, но пережить их не имеют возможности по разным причинам.

В этой статье я хочу поднять очень сложную и болезненную тему о потере детей, которые умерли, не родившись, во время беременности или даже еще до нее. Нерожденный ребенок — это эмбрион, по разным причинам не доживший до подсадки в протоколе ЭКО, или плод, который погиб внутриутробно, во время выкидыша, аборта или преждевременных родов. Женщины редко об этом говорят, а мужчины молчат тем более, хотя чувств и непростых переживаний эти потери вызывают порой не меньше, чем потери уже рожденных детей.

Особенность такой утраты в том, что ее невозможно пережить до конца, потому что несмотря на то, что живого ребенка отдельно от матери еще не было, все равно его смерть нарушает естественный порядок мироустройства, в котором сначала уходят родители, а потом уже дети. Потеря нерожденного ребенка точно так же, как и рожденного, разрушает представления о справедливости и сталкивает родителей с хаотичностью и нелогичностью мира без каких-либо гарантий.

Чтобы пережить потерю ребенка, как и любого близкого человека, необходимо горевать. В отличие от горя по рожденному ребенку, горе по нерожденному имеет много осложнений и остановок. Наше общество никак не поддерживает семьи, переживающие подобные потери: не принято об этом говорить, сочувствовать, сопереживать открыто. У каждого столько тревоги, связанной со смертью ребенка, что самый простой способ с ней справиться — не говорить, не обращать внимание и не придавать этому смысл. «Не переживай, не грусти, ты молодая, родишь еще» — самый частый комментарий, который я слышала в свой адрес после своих потерь.

В медицине принято считать плод весом до 500 г или сроком до 22 недель биологическим материалом, и он подлежит утилизации, его не отдают матери. И тогда предмет ее чувств никак не материализован, направить их во вне очень трудно. Врачи предпочитают оставить женщину в одиночестве со своим горем и сами переживают бессилие, особенно если это врач, который наблюдал беременность и делал все что мог, чтобы ее сохранить.

В семьях часто родные и близкие впадают в такую сильную тревогу или вину, что стараются отвлечь женщину от ее переживаний, часто принижая значимость потери, например, словами: «Не переживай по такой ерунде, родишь еще, будут у тебя еще дети». В результате женщина оказывается в горе по тому, чего нет, ее горе никак не легализовано обществом и близкими. Она остается со своими эмоциями один на один, не чувствуя, что имеет достаточное основание горевать по тому, что случилось с ней и ее нерожденным ребенком.

В отличие от смерти живого близкого человека, смерть нерожденного ребенка происходит при непосредственном физическом участии женщины. Беременность замирает внутри ее тела, выкидыш происходит из ее тела. Даже если умирает эмбрион в протоколе ЭКО до подсадки, то в нем умирает ее яйцеклетка, которую физически в большинстве случаев совсем недавно достали из ее тела. Такая сильная связь утраты с телом женщины является триггером для переживания очень сильной вины или стыда. Женщине кажется, что это она сама своим телом или своим нездоровьем участвует в этой смерти, возможно, даже она сама «убила» своего ребенка. Это тяжелые и очень токсичные переживания, в основе которых традиционные представления о том, что деторождение — ответственность женщины, что женщина всегда ДОЛЖНА родить, что если она сама не забеременела или не выносила беременность, то она и виновата — она какая-то неправильная (больная или неполноценная).

Конечно, это устаревший взгляд на беременность. Сейчас известно, что медицинские причины такой утраты могут быть самые разные и, самое главное, что ситуация внутриутробного развития вообще мало подконтрольна самой женщине, если только она не делает чего-то совершенно очевидно вредного для ребенка (пьет таблетки, вызывающие выкидыш, алкоголь и ведет чрезмерно активный образ жизни вопреки предписаниям врачей). Да и вообще, вопрос, иметь или не иметь ребенка в современном мире, лежит не в плоскости долженствования, а в плоскости выбора и возможности его реализации.

Если вы или кто-то из ваших близких потерял беременность, то вот что необходимо в этой ситуации:
  • признание факта потери и разрешение горевать. Хорошо бы это признать внутри себя и обсудить с близкими;
  • признание того, что эту смерть пережить до конца невозможно и это нормально. Необходимо ее пережить настолько, насколько вам удастся, и научиться жить с оставшимся непережитым;
  • похоронить ребенка, если это вам доступно, чтобы было место, куда приходить и переживать;
  • эмоциональная поддержка — нужно, чтобы кто-то близкий просто был рядом, не отвлекал, не переключал, просто слушал, не разрушался от ваших слез и говорил, что вас очень любит. Возможность разделить это горе с близкими, особенно с отцом ребенка — поговорить с ним, поплакать, услышать, что он тоже горюет;
  • осознать, что вопросы жизни и смерти эмбриона находятся вне вашего сознательного контроля;
  • всем своим переживаниям найти внешних адресатов. Если вы переживаете вину или стыд, ищите тех, на кого вы злитесь (врачи, близкие, муж, ребенок, Бог и т. д.);
  • важно получить от врачей максимально ясный ответ на вопрос, что послужило причиной смерти с медицинской точки зрения;
  • возможность сохранить в памяти этот опыт. В этом хорошо помогает материализация — какие-то вещи или объекты, которые будут хранить вашу память о ребенке. Можно, например, сохранить свои фотографии, когда вы были беременны, распечатку изображения УЗИ, посадить дерево или цветок в память о вашем ребенке.

В процессе горевания по утрате нерожденного ребенка, как и в горе по любой другой утрате, важно, чтобы он не останавливался и каким-то образом переходил с одной стадии на другую:
  • признание факта потери;
  • проживание разных чувств к ребенку, ситуации и ее другим участникам;
  • осознание того, что именно утрачено вместе с этим ребенком (будущего, надежд, ожиданий, части себя, самооценки, самоуважения и т. п.);
  • прощание с ним и поиск других ориентиров в жизни, которые помогут обрести то, что утрачено без него.

Остановка горевания может выглядеть по-разному, но чаще всего она встречается на первых двух этапах. На первом — в виде отрицания того, что произошла потеря, и тогда женщина либо живет, как будто она еще беременна или как будто ничего с ней не произошло — всем транслирует, что нечего переживать, все в жизни хорошо. На втором этапе есть риск застревания в двух полярных положениях: «Я жертва ситуации, и мне так плохо» и «Отстаньте от меня, нечего меня жалеть». И то, и другое опасно тем, что огромная эмоциональная энергия, связанная с потерей ребенка, будет заблокирована внутри, и это будет оказывать сильное влияние на дальнейшую жизнь женщины, ее желание и возможность беременеть и вынашивать других детей. Непережитое горе по потерянной беременности может провоцировать сильный страх забеременеть снова и привести к бесплодию или, наоборот, заставлять женщину беременеть опять, чтобы родить так называемого «замещающего» ребенка. Жизнь такого ребенка будет осложняться сильной эмоциональной нагрузкой со стороны матери, поскольку она будет видеть в нем сразу двоих детей. Непережитое горе может спровоцировать также постродовую депрессию после рождения следующего ребенка.

Вот как раз при остановке горя хорошо помогает работа с психологом. Собственно, задача специалиста и будет как раз в том, чтобы помочь пройти эту остановку и начать двигаться, а далее природа уже сделает свое дело. Ведь сам механизм горевания заложен в нас от природы, и, если ему ничего не мешает, то никакого дополнительного лечения не нужно. Горевание заканчивается, и тогда становится возможным смотреть вперед и жить дальше. Этот процесс требует времени и в норме заканчивается в течение 1 года, в случае остановки срок горевания может сильно увеличиться, даже на несколько лет.

При проживании чувств по поводу утраты совершенно нормально переживать не только жалость и печаль, но и самые настоящие негативные чувства к ребенку и всем участникам ситуации. Важно найти адресата каждому такому чувству. Сложнее всего злиться на ребенка. Кажется, что он — невинная жертва, а не виновник трагедии. Но он все равно в прямом смысле оставил вас, вы не выбирали, жить ему или нет, поэтому если вы обнаруживаете в себе злость, то она естественна и обоснованна.

Часто встают экзистенциальные вопросы — за что, почему, что я такого сделала, почему я какая-то не такая. Важно понять, к кому эти вопросы — во что Вы верите: в Бога, Вселенную, Высший разум, Природу или другую силу, которая управляет миром. Затем прожить свои чувства (злость, обида, несправедливость), мысленно обращаясь к этой силе. И только когда чувства схлынут, попытаться понять, а в чем забота или защита этой силы, которая проявилась в таком, на первый взгляд, страшном событии. Например, я поняла, что в потере первой беременности был смысл — мой организм был истощен тяжелой работой, и сил на вынашивание не было, он нуждался в отдыхе.

В конечном итоге, в любом горе всегда важно простить ушедшего и проститься с ним. Только вот в горе по утрате ребенка еще важно простить себя и проститься с ребенком, оставаясь его мамой, даже если он не был рожден, потому что мама — это важная большая часть женщины, которая, однажды появившись, не может никуда уйти. Это чем-то похоже на сепарацию матери и взрослого ребенка, но только сепарировать приходится даже не младенца, а ребенка, который еще меньше и еще более зависим от матери по природе своей. Это очень сложно, но тем не менее и его можно отпустить, признав свою потребность быть с ним в близости. Мое письмо моим нерожденным детям заканчивается так:

«Если бы это было возможно, я бы хотела вас обнять, прижать к себе и никогда не отпускать. Жаль, что вы были такими маленькими и мне не удалось физически к вам прикоснуться. Но мы прикоснулись друг к другу душами, любили друг друга, а это тоже незабываемо.

Если вы сейчас — души, которые рядом со мной, то я хочу, чтобы вы обрели свободу, полетели туда, куда захотите, и были счастливы. Может, у вас будут другие мамы, и вам удастся родиться. Я не против. От всего сердца я желаю вам счастья и самого лучшего в вашем будущем. Простите меня еще раз, что не смогла выносить и родить вас. Простите, что не удалось стать вам по-настоящему мамой. Я очень хотела этого. Мне бесконечно жаль, что не все в этой жизни зависит от меня. Жаль, что мы так мало были вместе. Очень жаль. Я люблю вас. Простите меня и прощайте. Летите, куда хотите. Если я нужна вам, дайте знать, я всегда буду помнить о вас, сделаю для вас все, что смогу, но я не хочу больше удерживать вас. Хочу, чтобы у вас было будущее, чтобы вы реализовали себя так, как хотите именно вы. Обнимаю вас, целую крепко, ваша мама».

А как заканчивается ваше?