Все статьи

Готовность к школе: часть 1

24 июл. 2019
934

Милые мамы, уважаемые родители, вы часто задаёте вопрос: «А когда уже можно начать готовить моего ребёнка к школе?». Отвечаем — уже сейчас! Эту позицию мы аргументируем в цикле статей «Готовность к школе», а также подкрепим прямыми трансляциями вот здесь: @akademiyarechi (Instagram).


Зачем же нужна диагностика готовности к школе, для чего её проводят?

1. Она помогает определить оптимальный возраст начала обучения.

Часто нам кажется, что малыш умненький — ему пора в школу, все ребята из садика идут в школу, а мы чем хуже? Но созрел ли ребенок психологически, может ли он сейчас взять на себя новую социальную роль, полноценно взаимодействовать с одноклассниками и учителем, сможет ли усидеть нужное количество минут на уроке, готов ли к этому психофизиологически? Не принесет ли большая школьная нагрузка ущерб развитию и здоровью малыша?


2. Диагностика готовности к школе поможет подобрать такую учебную программу, которая будет соответствовать индивидуальным особенностям ребёнка. Будет обидно не реализовать потенциал или наоборот, привести к перенапряжению малыша слишком сложной программой.


3. Третья причина бдительно отнестись к диагностике ребенка перед школой, это прогноз будущих успехов и неудач, которые будут сопровождать учебный процесс. Мы можем заранее узнать на какие предметно-специфические знания сделать акцент или в чём подтянуть малыша с точки зрения психофизиологического развития и т. д.


Из чего же состоит процедура диагностики готовности к школе:

1. Диагностика интеллектуальной готовности: кругозор, познавательные процессы, предметно-специфические знания.

Иногда в школу приходит детвора с узконаправленным кругозором. Ребенок расскажет вам про звездное небо такое, о чем вы даже не догадываетесь, перечислит названия десятков динозавров и прочее, при этом не зная названия месяцев и даже сезонов года. Один мальчик знал принципы работы двигателя, но не помнил названий пальцев.

Почему важно знать времена года, дни недели и цвета? Хотя бы для того, чтобы в буре новой школьной информации и нагрузки не отвлекаться на заучивание элементарных знаний.

Диагностируя познавательные процессы, специалист анализирует особенности восприятия малыша, его память, внимание, речь, воображение и мышление.

Помимо диагностики познавательных процессов, специалист центра «Академия речи» определяет тип темперамента ребёночка и на основании этого составляет рекомендации по особенностям общения, воспитания и обучения.


2. Диагностика психофизиологического развития требует отдельного внимания. Ручки малыша должны быть готовы к тому, чтобы держать письменные принадлежности, недостаточная сформированность мелких мышц кисти или отсутствие навыка может сильно застопорить процесс обучения в школе.

Способность к пространственной ориентации, координации движений также учитывается перед поступлением в школу. В нашем центре специалисты занимаются развитием этих способностей на тренажерах (например, Balametrics — это система специальных упражнений на балансировочной доске, для развития координации, восстановления работы мозга, улучшения памяти, скорости реакции, снижения утомляемости и чувства тревожности), с использованием лучших методик, проверенных временем.

Координация в системе глаз-рука важнейшая составляющая школьного обучения. Если эта система развита, что ребенок успешно справляется с заданием копировать изображение к себе в тетрадь.


3. Социально-психологическая готовность подразделяется на социальную готовность и учебную мотивацию.

Социальная готовность формируется в детском саду, если же родители не могут или не хотят отдавать ребёнка в детский сад, то функцию социальной адаптации в какой-то степени могут реализовать детские площадки, секции, кружки, подготовительные курсы и даже большая семья.

Малыш, идя в школу, берёт на себя новую социальную роль, он будет взаимодействовать с учителем, одноклассниками, и то, насколько успешно он умеет договариваться, выходить из конфликтных ситуацией, вести себя дисциплинированно, отразиться на его отношениях в школе.

Второй момент — учебная мотивация. Зачем ребёнок идёт в школу, чем она привлекательна для него, каким будет для него процесс обучения?


Учебная мотивация. Мотивация бывает внутренняя и внешняя. Внешняя мотивация может быть сформирована через внешние атрибуты (новенький рюкзак, красивый дневник и красочные тетради с любимыми персонажами), через кнут и пряник (будешь плохо учиться — будешь дворником, будешь хорошо учиться — купим велосипед), престижная мотивация — оценки — получил «5», значит молодец. Учёба для родителей, из чувства долга и прочее — это внешняя мотивация.

Внутренняя познавательная мотивация идёт от природного любопытство, и наша с вами задача, дорогие родители, поддержать её и развить. Каким образом:


1. Личный пример. Удивляйтесь, интересуйтесь, увлекайтесь и делитесь этим с малышом так, чтобы он видел. В воспитании, как известно, личный пример является самым мощным инструментом.


2. «Ух ты!». Гуляйте, исследуйте, удивляйтесь вместе. Всё то, что кажется нам обыденным и привычном, для маленького человека ново и поразительно. Простейшие явления сопроводите фразами «Ух ты!», «Ну надо же, обрати внимание!», и со временем ребёнок научится интересоваться. Поддержите его природное любопытство, на вопрос «Почему?» предлагайте ответное: «А как ты думаешь? Как тебе кажется? Давай пофантазируем?».


Безопасность и любопытство — два важнейших компонента школьной жизни первоклассника. С любопытством разобрались, а безопасность?[/CENTER]


1. Настрой родителей. Готовы ли вы отдать ребёнка в школу или вас что-то тревожит, пугает, вызывает переживания? Малыши читают наш эмоциональный фон как открытую книгу, переживают ваши эмоции внутри себя и транслируют так, как получается. Именно поэтому, если настроение ребёнка вызывает у вас недоумение, помимо прочего вы можете задуматься, а какое сейчас настроение у меня, как эмоция доминирует?


Сходите на разведку, испытайте дорогу от дома до школы, посмотрите на здание, познакомьтесь с учителем, директором, психологом, прислушайтесь к себе. Не критикуйте школу и учителей при ребёнке, ему в неё ходить почти каждый день и желательно, чтобы у него не возникало двойственности, ведь от него там будут требовать дисциплинированности и внимания, а как слушаться того, кого ругает мама?


2. Неоправданные ожидания. Пусть малыш знает, куда он пойдёт. Покажите школу, поиграйте в школу дома, то вы учитель, то вы ученица. Расскажите про распорядок дня в школе, про перемены, про столовую, про то, как отпрашиваться в туалет. Некоторые дети полагают, что школа — это продолжение садика, но ведь это не так. Информированность поможет избежать разочарования.


Автор статьи Богородицкая Юлия, психолог-консультант, нейропсихолог, педагог-психолог логопедического центра «Академия речи»