Все статьи

Уровни построения движений по Бернштейну

09 июн. 2017
8664
Бернштейн дружил с Выготским и Леонтьевым. Бернштейн, как физиолог, занимался с точки зрения учеников Павлова, совершенно нефизиологическими вещами

Его концепция не вписывалась в стимул-реакцию. Он говорил о том, что его вообще-то не интересует, как происходит условный/безусловный рефлекс у собаки в полуподвижном состоянии. Его больше интересовала активность человека в его профессиональной деятельности, в его спортивной деятельности и тд. То есть это было изучение живых движений с физилогической точки зрения. Даже движение забивания молотком гвоздя - другое. Он ввел фразу «повторения происходит без повторения», - когда одну и ту же фразу мы транслируем в разные моменты - это повторение без повторения, потому что восприятие в контексте разное. Операция всегда попадает в разные условия. «Живое движение», - движение обладает характеристиками, которые меняются. У Павлова - единица поведения - рефлекторная дуга, а Бернштейн сказал о рефлекторном кольце.
Система идей Бернштейна относительно уровней построения движения. Всего он выделил 5 уровней повторения движений, назвав их первыми пятью латинскими буквами (A, B, C, D, E).

A - самый низкий уровень, отвечающий за самые примитивные движения.
Тонические движения, движения, например, когда вы дрожите, когда холодно. В жизни он выполняет подчиненную роль, потому что там есть еще высшие уровни. Если говорить о структуре мозга, то речь идет о самом низшем центре мозга - продолговатом мозге.

B - уровень синергических (согласованных) движений. Для этого уровня совсем необязательно ориентироваться в пространстве. Вы можете делать что-то, еще не проснувшись, правда, стоя на месте.

C - уровень пространственного поля. Предполагает, что для осуществления нужно движение. Например, без куда-то, чтобы огибать препятствия. Уровень пространственного поля, потому что вы делаете что-то для ориентации в пространстве.

D - уровень, который отличает человека от животных. По Бернштейну, уровень D (и E) - специфически человеческий уровень. Они отличаются от простого сбрасывания предмета со стола, так как они строятся по логике предмета. Например, если вам нужно выпить чай и у чашки нет ручки, то вам это не очень мешает, так как вы знаете, как это сделать без ручки. Предметом движения называется такое движение, которое соответствует логике предмета. Например, басня «Мартышка и очки», где мартышка не знала, в какой логике использовать очки. Только человек может действовать в соответствии с логикой, как положено.

E - уровень движений речевых мышц, когда мы говорим, выражаем свои мысли или таких символических движений, как танец великой балерины (есть душа и смысл, который она хочет транслировать). «Душой исполненный полет», - говорил Пушкин и это движение на уровне E.

За каждым уровнем стоит своя анатомия и физиология. Но не только. Чем более высокую по смыслу цель мы ставим, тем более высокие уровни физиологии и анатомии к этой цели подключаются.

Когда, например, вы утром идете к начальнику на ковер или к зубному, ваши ноги идут неохотно. Если 6-8 часов вы бегали по кабинетам и ноги падают в конце дня, а потом вам звонит любимый человек - вы сразу же побежали.

Именно поэтому Бернштейну принадлежит определение «Модель потребного будущего», - чем более высокий мотив, тем более высокие уровни подключаются к его выполнению. Будущее кормит цели и определяет особенности нашего действия.

«Тренировать память» вообще, с точки зрения культурно-деятельностной психологии, строго говоря, нельзя.