Все статьи

Принципы построения патопсихологического обследования

18 мар. 2017
1112
  • ПРИНЦИП ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ. Этот принцип заимствован из медицины. Суть: дается функциональная нагрузка на ту сферу психической деятельности, которая нас интересует в данном случае. Например, нам надо исследовать память клиента, то логично использовать методики, заточенные именно под исследование памяти. Считается одним из основополагающих принципов
  • НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА ЛИЧНОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ БОЛЬНОГО К ИССЛЕДОВАНИЮ. За счет разной мотивационной направленности, имеющейся у пациента, может меняться качество достигаемого результата. Учитывать этот момент нужно уже хотя бы для того, чтобы определиться с тем, как нам относиться к результатам исследования. Здесь кроме мотивации может вмешиваться такая вещь как аггравация – это когда больной специально «заваливает» тесты, чтобы приписать себе несуществующую симптоматику. Не нужно путать аггравацию с симуляцией – при аггравации дефект есть, а больной лишь пытается субъективно «утяжелить» его степень (e.g. Пациент хочет получить 2-ю группу инвалидности и сесть на пособие, либо не хочет идти в армию). Помимо симуляции есть противоположное явление диссимуляции – в этом случае больной пытается скрывать реально имеющуюся у него симптоматику (e.g. Эпилептик очень хочет водить мотоцикл). Для оценки мотивации испытуемого можно отслеживать – старается ли он выполнять задания, дослушивает ли до конца все предлагаемые инструкции (К больным в состоянии мании это не относится, по понятным причинам), можно спрашивать что понравилось, а что не очень.
  • ПРИНЦИП КАЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА. Данный принцип предполагает качественный анализ, например выявление наличия/отсутствия ошибок в увязке с условиями, в которых больной их допускает (на фоне утомления или без признаков оного; в начале выполнения задания или в конце).
  • НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНОГИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ БОЛЬНОГО. По результатам частичного или редуцированного обследования нельзя выносить дифференциально-диагностические суждения. Для того, чтобы описать структуру дефекта наиболее полно и качественно, нужно исследовать как можно большее количество психических процессов и разные стороны этих процессов. Например, если мы хотим исследовать память, то для исследования непосредственной памяти испытуемому нужно предъявить методику с запоминанием 10 слов, а для изучения опосредованной памяти – уже методику пиктограмм. Лишь по итогам всестороннего анализа можно делать выводы о структуре дефекта.
  • НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. В идеале для получения наиболее полных данных нужно обследовать больного в разное время суток, разные времена года и на разных стадиях лечения. Это необходимо для отслеживания динамики больного и оценки стабильности выявленных у него особенностей. Все это предполагает повторные исследования.
  • ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – ЭТО НЕ СТАНДАРТНЫЕ ПО ХАРАКТЕРУ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ. У патопсихологов нет строгой последовательности предъявления испытуемому заданий, нет стандартных реплик и заготовок. Этот принцип в каком-то смысле аккумулирует пять вышеприведенных, а также отличает патопсихологическое исследование от нейропсихологического. У нейропсихологов в целом гораздо более стандартизированный подход, но там и не такие сложные структуры дефекта, как в патопсихологии.

На чем же должен фокусировать свое внимание патопсихолог? Ответ на этот вопрос дают 2 дополнительных принципа:
  • НЕОБХОДИМОСТЬ ЗНАКОМСТВА С МЕДИЦИНСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ – история болезни и иные документы, содержащие описание психического статуса пациента в динамике, плюс психологический анамнез (в т. ч. Сличение объективного и субъективного анамнеза на предмет выявления возможных противоречий);
  • НЕОБХОДИМОСТЬ ВЛАДЕНИЯ ИСКУССТВОМ БЕСЕДЫ И НАБЛЮДЕНИЯ ЗА БОЛЬНЫМ. Клинический психолог может проводить по 1, 5-2 часа наедине с больным. Если речь не идет о необходимости решения каких-то совсем уж исключительных задач, то в большинстве случаев это диалог «врач-пациент». В процессе этого диалога могут решаться разные задачи – многое зависит от конкретного этапа исследования, на котором мы работаем с пациентом. Начальный этап исследования обычно обозначается как этап установления первичного контакта.

Следующая цель – сбор и объективация анамнестических данных из имеющейся медицинской документации, сбор жалоб и выявление характера их предъявления пациентом. Жалобы могут быть разными. Например, социально приемлемые варианты – это жалобы на проблемы с нарушениями сна и памяти, на любые боли, на хроническую усталость. Примеры менее приемлемых жалоб – жалобы на нарушения мышления или сексуальные дисфункции. Важно обращать внимание на аргументацию больных. Далее идет – экспериментально- психологический этап (ибо патопсихологическое исследование вообще невозможно без эксперимента). При этом вербальный контакт с испытуемым не должен прекращаться.

Здесь мы уже не фиксируем его жалобы, а стимулируем активность разными способами – от методов невербальной коммуникации до более конкретных способов. В ряде случаев может возникнуть причина для прерывания этого диалога – например для того, чтобы понять, способен ли больной на самостоятельную регуляцию своей деятельности без стимулирования с нашей стороны (например, способен ли он исправлять собственные ошибки). Иногда в ходе обследования возникает необходимость спровоцировать у пациента аффективную вспышку (например, если нам нужно выявить признаки апато-абулического синдрома или оценить общую степень возбудимости больного). Подобные провокации считаются абсолютно нормальным диагностическим инструментом, ибо за полминуты такой аффективной вспышки можно получить массу полезной информации о вашем собеседнике.
‘Троллить’ пациента можно, например, методикой оценки уровня притязания по Ф. Хоппе (аспирант К. Левина). Методика предполагает набрасывание колечек на штырьки. Соответственно, нужно так организовать условия, чтобы ваш подопечный оказался в ситуации постоянного неуспеха – и тогда он рано или поздно выдаст аффективную вспышку. В любом случае следует проявлять определенную осторожность, ибо иногда попадаются «буйные» персонажи. После провокаций важно уметь стабилизировать состояние пациента, дабы тот на вас не злился и захотел бы прийти еще раз. На завершающем этапе диалога больному дается обратная связь и пишется итоговое заключение.