КонсультацииТревоги. Страхи. Фобии

Как справиться с постоянной тревожностью?

210
08 окт. 2023
Влад
У меня наблюдается сильная тревожность, в основном связанная с моим местом работы. Я работаю учителем в школе и у меня постоянно существует тревожность по поводу уроков (особенно подготовки к ним). Я стараюсь сделать всё на должном уровне в связи с чем трачу до 6 часов на подготовку к 2 урокам (если брать в пример воскресенье), но по итогу такой подготовки обычно результат не сказать, что какой-то хороший. Кроме того, у меня возникает тревога по поводу любого события, до которого есть какой-то интервал времени. Эта подготовка и ожидание начинает провоцировать тревогу: часто у меня учащается сердцебиение и я не могу ни на чём сконцентрироваться. Это всё вызывает проблемы в семье: во время будних дней я по сути и делаю, что работаю почти весь день (часов до 10-11), потом трачу час на какие-то общие дела и ложусь спать. Я не знаю, что именно нужно сделать с таким состоянием. Мне уже физически плохо от того, что в воскресенье возникает тревожность, которая не унимается до глубокого вечера. Как мне кажется, от этого страдают мои повседневные дела, которыми я банально не могу заняться (хобби, бытовые дела и т.д.).

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
08 окт. 2023

Здравствуйте, Влад. Меня зовут Светлана, я постараюсь помочь разобраться Вам в сложившейся ситуации, насколько у нас с Вами получится в рамках бесплатной консультации.

Скажите, пожалуйста, что бы Вы хотели получить в рамках данной консультации, что было бы результатом для Вас?

Ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями бесплатной консультации, и, если Вы согласны, напишите об этом, и мы начнем работу.

08 окт. 2023
Влад

Да, я согласен с условиями.

Хотелось бы услышать рекомендации, как эту тревогу, если не убрать полностью, то хотя бы минимизировать. Просто тревога именно связана с ожиданием какого-то момента, где от меня что-то зависит в подготовке. В случае, если что-то происходит внезапно и мне приходится принимать решения сиюминутно, то тревоги у меня не возникает (максимум нервное состояние, которое гораздо легче побороть).

08 окт. 2023
(изменено 08 окт. 2023)
Хотелось бы услышать рекомендации, как эту тревогу, если не убрать полностью, то хотя бы минимизировать.

Проблема тревожности очень глубокая, и тревога внутри Вас формировалась долгое время. Убрать, конечно, ее за одну пробную консультацию практически невозможно.

Однако, мы с Вами можем попробовать прикоснуться к этой проблеме, и, хотя бы начать понимать причины ее возникновения.

Расскажите, пожалуйста, немного о себе, о детстве, о родителях, об отношениях с ними, с одноклассниками и учителями в школе. Все, что посчитаете нужным осветить в рамках данной консультации.

У меня наблюдается сильная тревожность, в основном связанная с моим местом работы.

Скажите, пожалуйста, Влад, наблюдали ли Вы подобное состояние в какие-то другие моменты Вашей жизни, может быть связанные с учебой в Университете, школе?

Я работаю учителем в школе и у меня постоянно существует тревожность по поводу уроков (особенно подготовки к ним).

Это был Ваш выбор профессии?

Я стараюсь сделать всё на должном уровне в связи с чем трачу до 6 часов на подготовку к 2 урокам (если брать в пример воскресенье), но по итогу такой подготовки обычно результат не сказать, что какой-то хороший.

Будто бы Вы очень боитесь совершить ошибку?

Кроме того, у меня возникает тревога по поводу любого события, до которого есть какой-то интервал времени.

То есть получается, когда у Вас есть время подумать о событии, возникает тревога? И становится страшно за результат, и хочется тратить на это много своих сил, чтобы добиться будто бы "идеальности"?

В случае, если что-то происходит внезапно и мне приходится принимать решения сиюминутно, то тревоги у меня не возникает (максимум нервное состояние, которое гораздо легче побороть).

А в данном случае, получается, будто бы времени тревожиться у Вас нет, и тогда решения принимаете без такого сильного напряжения?

Скажите, пожалуйста, в какое из этих двух состояний (быстро/долго) Ваши решения оказываются более результативными для Вас?

08 окт. 2023
Влад
Расскажите, пожалуйста, немного о себе, о детстве, о родителях, об отношениях с ними, с одноклассниками и учителями в школе. Все, что посчитаете нужным осветить в рамках данной консультации.

Ну, отношения у меня с родителями были не очень нормальные. Где-то с начальной школы я уже по большей части был предоставлен сам себе. Родители были в разводе, я жил с матерью, которая 60 % дней в месяце выпивала. Какие бы то ни было достижения родителями не отмечались, поэтому даже когда стал жить вместе с отцом, то особенно не разговаривал с ним на какие-то темы, кроме бытовых, скажем так. Пока жил с матерью были постоянные конфликты с криками и драками, которые могли начаться посреди ночи.

Скажите, пожалуйста, Влад, наблюдали ли Вы подобное состояние в какие-то другие моменты Вашей жизни, может быть связанные с учебой в Университете, школе?

С одноклассниками у меня отношения были вполне нормальные, с учителями тоже. Не был прямо великолепным учеником, но учился в меру своих возможностей, не прилагая сверх усилий, как мне кажется.

Раньше я наблюдал частично схожее состояние в моменты, когда надо было к кому-то обратиться, узнать и т.п. (особенно к незнакомцам), но сейчас это меня никак не провоцирует на тревогу.

В связи с учёбой в институте такие тревожные ситуации возникали, когда необходимо было работать с кем-то в паре или группе, т.к. порой не знаешь, сделает человек или нет.

Это был Ваш выбор профессии?

Выбор профессии был мой, но со временем я стал жалеть об этом выборе, т.к. на курсе 4-5 стал понимать, что данное образование практически не помогает мне в моей профессии, хотя я старался учиться нормально.

Будто бы Вы очень боитесь совершить ошибку?

Да, при подготовке у меня возникает уйма мыслей о том, что я могу чего-то недодать детям или наоборот.

То есть получается, когда у Вас есть время подумать о событии, возникает тревога? И становится страшно за результат, и хочется тратить на это много своих сил, чтобы добиться будто бы "идеальности"?

При самой ошибке прямо перед детьми я не переживаю, если они меня «подловили» на ней, но само ожидание чего-то плохого из моей деятельности как учителя меня постоянно подвергает тревоге. Я пытаюсь добиться «идеального» по своим представлениями, хотя и понимаю, что это не так.

Когда происходит какая-то экстраординарная ситуация у меня не тревога, а скорее какая-то холеричная реакция, импульсивная, которая заканчивается относительно быстро.

Скажите, пожалуйста, в какое из этих двух состояний (быстро/долго) Ваши решения оказываются более результативными для Вас?

Насчёт большей результативности сказать не могу, т.к. за несколько лет работы всегда старался уделить много времени подготовке в ущерб всему остальному в жизни. Те ситуации, где я быстро реагирую, немного другого формата. Там я просто 

08 окт. 2023
Ну, отношения у меня с родителями были не очень нормальные.

Да, Вам пришлось очень трудно в детстве.

Родители были в разводе, я жил с матерью, которая 60 % дней в месяце выпивала.

Сколько Вам было лет, когда родители развелись? Мама всегда была такой в Ваших воспоминаниях?

Где-то с начальной школы я уже по большей части был предоставлен сам себе.

Бытовые вопросы были по больше части на Вас, когда Вы жили с мамой?

Пока жил с матерью были постоянные конфликты с криками и драками, которые могли начаться посреди ночи.

Чем была недовольна мама? Что могло послужить причиной конфликта?

Какие бы то ни было достижения родителями не отмечались, поэтому даже когда стал жить вместе с отцом, то особенно не разговаривал с ним на какие-то темы, кроме бытовых, скажем так.

В каком возрасте Вы переехали к отцу? В каких условиях Вы там жили?

В связи с учёбой в институте такие тревожные ситуации возникали, когда необходимо было работать с кем-то в паре или группе, т.к. порой не знаешь, сделает человек или нет.

Да, понимаю, о чем Вы, то есть будто положиться на другого бывает очень сложно, если это касается совместного дела?

Скажите, есть ли в Вашей жизни люди, которым Вы могли бы доверять?

Выбор профессии был мой, но со временем я стал жалеть об этом выборе, т.к. на курсе 4-5 стал понимать, что данное образование практически не помогает мне в моей профессии, хотя я старался учиться нормально.

У Вас же педагогическое образование? А что произошло, почему Вы стали так думать?

Да, при подготовке у меня возникает уйма мыслей о том, что я могу чего-то недодать детям или наоборот.

Если это возможно, то напишите, пожалуйста, какой предмет Вы ведете и какие классы охватываете?

Сколько Вы уже работаете в школе?

Я пытаюсь добиться «идеального» по своим представлениями, хотя и понимаю, что это не так.

Расскажите, пожалуйста, а что такое это «идеальное» в Вашем представлении

Когда происходит какая-то экстраординарная ситуация у меня не тревога, а скорее какая-то холеричная реакция, импульсивная, которая заканчивается относительно быстро.

То есть у Вас вполне есть ресурс совершать действие без тревоги, быстро и четко.

При самой ошибке прямо перед детьми я не переживаю, если они меня «подловили» на ней, но само ожидание чего-то плохого из моей деятельности как учителя меня постоянно подвергает тревоге.

Тогда получается, если Вы не переживаете за ошибку, которая произошла, но при этом, заранее боитесь, что она произойдет, о чем это для Вас?

Зачем Вам нужна (как Вам кажется) тревога как промежуточное звено между подготовкой к событию и его результатом? Можно написать все, что придет в моменте, не задумываясь (только не удаляйте и не перечитывайте)

Насчёт большей результативности сказать не могу, т.к. за несколько лет работы всегда старался уделить много времени подготовке в ущерб всему остальному в жизни.

Да, будто бы сам процесс подготовки для Вас важнее, чем все остальное. В этом направлении мы еще с Вами завтра покружимся, так как часть текста оборвалась

Те ситуации, где я быстро реагирую, немного другого формата. Там я просто 

Продолжите мысль?

08 окт. 2023
Влад
Сколько Вам было лет, когда родители развелись? Мама всегда была такой в Ваших воспоминаниях?

Точно не помню, но может где-то в начальной школе (класс 3-4 где-то). Нет, не всегда такой. В детстве она была вполне нормальной. В подростковом возрасте тоже были моменты, когда она была в обычном состоянии.

Бытовые вопросы были по больше части на Вас, когда Вы жили с мамой?

Не совсем. Еду я покупал себе, если дома ничего не было, а в плане всего остального не сказал бы, что прямо на мне бытовые вопросы были. Я в большей части пытался как-то переждать эти затяжные алкогольные моменты.

Чем была недовольна мама? Что могло послужить причиной конфликта?

Конфликты в основном возникали на почве того, что её пытались остановить от регулярного употребления алкоголя, а также из-за того её выдумок насчёт кражи денег (порой были случаи, когда приходилось прятать деньги, чтобы остались на жизнь семье дальше).

В каком возрасте Вы переехали к отцу? В каких условиях Вы там жили?

Где-то в 14-15 лет. Там я жил в хороших условиях, но порой у отца были идентичные периоды, когда он пил продолжительное время (они были не регулярные, как у матери). Из-за этого также были моменты, словно сидишь на бомбе, которая вот-вот разорвётся.

Скажите, есть ли в Вашей жизни люди, которым Вы могли бы доверять?

Ну, частично можно так сказать. Если какие-то специфичные вещи рассказать, поделиться, то есть брат, друзья и девушка. В плане дел я стараюсь обычно сам всё сделать, лишний раз никого не беспокоя. Единственный к кому могу спокойно обращаться без каких-то переживаний, что потревожу – это брат.

У Вас же педагогическое образование? А что произошло, почему Вы стали так думать? Если это возможно, то напишите, пожалуйста, какой предмет Вы ведете и какие классы охватываете? Сколько Вы уже работаете в школе?

Да, педагогическое. История, обществознание и смежные с ними предметы. В основном классы с 5 по 9. Работаю 4 год в школе. Я стал так думать из-за того, что практически никаких навыков для своей профессии не заимел. Я научился хорошо структурировать информацию, анализировать её и скорее заниматься чем-то ближе к научной деятельности, чем к педагогической (у нас в целом институт не силён в этом оказался).

Расскажите, пожалуйста, а что такое это «идеальное» в Вашем представлении

Доступное донесение информации до детей с наглядным примером, а также их самостоятельной деятельностью. Этого в большей части не удаётся сделать в связи с тем, что мои ожидания от детей чаще всего оказываются лучше реальности.

Тогда получается, если Вы не переживаете за ошибку, которая произошла, но при этом, заранее боитесь, что она произойдет, о чем это для Вас?

Если произойдёт ошибка, допустим, с тем, что я спутал какую-то дату или формулировку, то я об этом не задумываюсь. Скорее я переживаю за то, чтобы детям дать систематичную информацию, которую они поймут и смогут заработать для себя отметки. Я часто зацикливаюсь на том, чтобы обдумать, есть ли смысл в задании, охватывает ли оно нужно и т.п. Тревожность начинается на моменте, когда я понимаю, что мне опять придётся всё это переживать из раза в раз.

Зачем Вам нужна (как Вам кажется) тревога как промежуточное звено между подготовкой к событию и его результатом? Можно написать все, что придет в моменте, не задумываясь (только не удаляйте и не перечитывайте)

Наверное у меня это какой-то уже механизм самоконтроля, который мне поможет всё сделать на должном уровне, не спустя рукава, как другие.

Да, будто бы сам процесс подготовки для Вас важнее, чем все остальное. В этом направлении мы еще с Вами завтра покружимся, так как часть текста оборвалась

Насчёт большей результативности сказать не могу, т.к. за несколько лет работы всегда старался уделить много времени подготовке в ущерб всему остальному в жизни. Те ситуации, где я быстро реагирую, немного другого формата. Там я просто реагирую относительно спокойно, если это справедливое замечания, но порой импульсивно реагирую на необоснованные "претензии" в каком-либо формате.

09 окт. 2023
Я в большей части пытался как-то переждать эти затяжные алкогольные моменты.

Между этими моментами она была обычной мамой? Заботилась, кормила, слушала?

Вы как-то пытались предупредить эти моменты?

И если я верно услышала, то у мамы была периодичность?

Он пил продолжительное время (они были не регулярные, как у матери). Из-за этого также были моменты, словно сидишь на бомбе, которая вот-вот разорвётся.

Как Вы справлялись с этим состоянием тревоги тогда в детстве?

Пытались ли отследить в какой момент это происходило у него, чтобы как-то попытаться себя к этому подготовить?

Что Вы чувствовали, понимая, что настал этот момент и он запил?

Единственный к кому могу спокойно обращаться без каких-то переживаний, что потревожу – это брат.

Расскажите немного о нем (какая разница в возрасте, родной ли брат, были ли вместе в моменты проживания с мамой/папой).

Я стал так думать из-за того, что практически никаких навыков для своей профессии не заимел.

Вам бы хотелось получить больше практических навыков в области взаимодействия с детьми?

Работаю 4 год в школе.

Вам хотелось бы и дальше работать в школе?

Доступное донесение информации до детей с наглядным примером, а также их самостоятельной деятельностью.

Да, пожалуй, Вы правы, дети не очень активно хотят включаться в самостоятельную деятельность. И современным учителям действительно приходится буквально изворачиваться, чтобы донести информацию до учеников.

Этого в большей части не удаётся сделать в связи с тем, что мои ожидания от детей чаще всего оказываются лучше реальности.

И да, конечно, в их задачу взросления входит продавливание границ взрослого, тогда как задача взрослого – эти границы четко уметь держать.

А что если попробовать не ожидать от учеников результата, а побыть с ними в этом в процессе?

Скорее я переживаю за то, чтобы детям дать систематичную информацию, которую они поймут

Как Вам кажется, можно понять и усвоить то, что не хочется понимать и усваивать, только для того, чтобы:

И смогут заработать для себя отметки.

Оценки — это будто бы уже не про усвоить, а на самом деле про «заработать»

Что оказывается важнее? Интерес к предмету или хорошая оценка?

Я часто зацикливаюсь на том, чтобы обдумать, есть ли смысл в задании, охватывает ли оно нужно и т.п. Тревожность начинается на моменте, когда я понимаю, что мне опять придётся всё это переживать из раза в раз.

Да, верно, Вы будто бы хотите отдать ученикам все знания, которые есть у Вас, хотите все доступно объяснить, не перегрузить, сделать тему интересной и удобоваримой.

А переживание внутри есть, потому что это односторонний процесс, потому что будто ответственность лежит только на Вас, точнее Вы будто бы забираете ее всю себе.

Как бы Вы не старались, чтобы Вы не делали, усваивать предмет и получать оценки – это ответственность ученика.

Очень сильный перекрест идет с родительской темой, как бы Вы не старались, Ваши родители все равно делали свой выбор не в пользу Вас как ребенка, это ужасно тяжело осознавать в детстве, да и во взрослом возрасте с этим нужно много работать, чтобы справиться.

Наверное у меня это какой-то уже механизм самоконтроля, который мне поможет всё сделать на должном уровне, не спустя рукава, как другие.

Да, Вы правы, это будто механизм самоконтроля, который Вам пришлось в силу обстоятельств возложить на себя без Вашей на то готовности и желания, в котором Вы привыкли с детства существовать (как обратная сторона бесконтрольного поведения родителей).

За несколько лет работы всегда старался уделить много времени подготовке в ущерб всему остальному в жизни.

Отсюда идет перенапряжение при подготовке.

Получается, что будто Вы должны, «подстелить соломку» везде, где только можно?

Порой импульсивно реагирую на необоснованные "претензии" в каком-либо формате.

Как защитный механизм срабатывает, потому что Вы (повторюсь) перенапрягаетесь, тратите много усилий на подготовку, тщательно стараетесь все продумать, чтобы получить оценку своей деятельности, чтобы понимать, что все не зря, а когда сталкиваетесь с необоснованными претензиями происходит импульсивная разрядка Вашей психики.

Представьте шарик воздушный, Вам хочется его надуть, Вы тратите силы, почти теряете сознание, но продолжаете дуть, стараетесь, вот еще чуть-чуть, чтобы он был нужного размера, а он бац – и лопается. И тогда будто все зря, как этот шарик.

Как сделать так, чтобы шарик не лопнул?

09 окт. 2023
Влад
Между этими моментами она была обычной мамой? Заботилась, кормила, слушала?

Относительно. Не сказал бы, что она была прямо-таки заботливой, т.к. я уже и сам не особо считал нужным, чтобы о чём-то просить, не надеясь на какую-то помощь.

Как Вы справлялись с этим состоянием тревоги тогда в детстве?

Да, она регулярно каждый месяц уходила в запой на 2-3 недели. В какие-то моменты я просто пытался уйти в интернет пространство и видеоигры, в другие (критические) - уже наносил себе какие-то увечья по типу шрамов.

Пытались ли отследить в какой момент это происходило у него, чтобы как-то попытаться себя к этому подготовить? Что Вы чувствовали, понимая, что настал этот момент и он запил?

У отца это было абсолютно случайно. Он мог не пить несколько месяцев, а потом начать пить по 1-2 неделям. Я чувствовал, что опять придётся с ним постоянно возиться, словно с маленьким ребёнком. Отчитывать его за то, что он вместо работы в алкогольном угаре проводит время.

Расскажите немного о нем (какая разница в возрасте, родной ли брат, были ли вместе в моменты проживания с мамой/папой).

У меня это старший брат, разница лет в 9. Брат биологически не родной в плане отца, но мы всё время жили вместе, т.к. отец его усыновил в глубоком детстве по сути, поэтому у нас это никакой роли не играет. В момент проживания с матерью он был какое-то время рядом, но потом ушёл, т.к. устал от этого всего. Но он старался помочь в трудных ситуациях, где у меня уже был предел нервов (забирал или старался разобраться в проблеме).

Вам бы хотелось получить больше практических навыков в области взаимодействия с детьми?

Склоняюсь уже к тому, что скорее всего нет, т.к. в целом работа сама по себе удовольствие редко приносит.

Вам хотелось бы и дальше работать в школе?

Скорее нет, чем да.

А что если попробовать не ожидать от учеников результата, а побыть с ними в этом в процессе?

Мои представления о процессе образования просто предполагают всё-таки наличие какого-либо результата. Я понимаю, что вы подразумеваете, что он тоже будет и мне нужно не задумываться об этом, но у меня просто уже до автоматизма заложена нацеленность на результат.

Что оказывается важнее? Интерес к предмету или хорошая оценка?

Если вы имеете ввиду с моей стороны, то скорее интерес к предмету, т.к. за ним обычно следует и хорошая отметка.

Получается, что будто Вы должны, «подстелить соломку» везде, где только можно?

По сути получается, что это так.

Как сделать так, чтобы шарик не лопнул?

Очевидно, что суметь вовремя остановится, но вот и проблема в том, что до конца понять, как это сделать, я не могу. Советы со стороны других коллег по типу "Слишком сильно напрягаешься" или "Будь проще" совсем не дают мне никакого понимания, т.к. я уже перманентно в одном и том же состоянии, не понимая, как двинуться в сторону.

10 окт. 2023
Я уже и сам не особо считал нужным, чтобы о чём-то просить, не надеясь на какую-то помощь.
Я чувствовал, что опять придётся с ним постоянно возиться, словно с маленьким ребёнком.

Да, получается, что в детстве, Вы привыкли рассчитывать только на себя, да еще и брать огромный пласт обязанностей, которые вовсе были не Вашими.

Это очень плотно перекликается с Вашей работой в школе, с Вашей жизнью.

Вы с одной стороны занимаете позицию взрослого, и возитесь с учениками как с маленькими детьми, берете за них ответственность, а с другой стороны, в этот же момент Вы становитесь в позицию ребенка, так как заботиться о себе не умеете (разрушаете себя через гиперответсвенный и тревожный подход к подготовке), то есть будто еще не умеете брать ответственность за себя и свое состояние:

В какие-то моменты я просто пытался уйти в интернет пространство и видеоигры, в другие (критические) - уже наносил себе какие-то увечья по типу шрамов.

Вам было невыносимо больно во всем это находиться, и чтобы не чувствовать этой боли, не проживать ее, Вы будто уходили в нереальный мир, а в кризисные моменты боль была слишком заполняющей, и тогда важно было переключить ее на тело, почувствовать себя живым, причиняя боль?

В момент проживания с матерью он был какое-то время рядом, но потом ушёл, т.к. устал от этого всего.

Как Вы перенесли этот момент, что почувствовали, оставшись один на один с проблемами?

т.к. в целом работа сама по себе удовольствие редко приносит.
Скорее нет, чем да.

Вы задумываетесь о реальной возможности уйти с этой работы?

Пробовали ли Вы себя в репетиторстве?

У меня просто уже до автоматизма заложена нацеленность на результат.

Да, тут получается будто бы результат важнее процесса, но при этом именно сам процесс вызывает тревожность.

т.к. за несколько лет работы всегда старался уделить много времени подготовке в ущерб всему остальному в жизни.

Смотрите какой замкнутый круг (если рассуждать рационально):

Вы учитель, Ваша задача: учить детей, заинтересовать, и довести их до определенного результата.

Если результаты хорошие, то Вы для себя становитесь хорошим учителем, если результаты плохие – соответственно, наоборот.

Для того, чтобы результаты были хорошие, и Вы могли сказать – я хороший учитель, Вам надо приложить максимум Ваших усилий, чтобы предусмотреть все варианты усвоения материала и как можно плотнее приблизить учеников к хорошим результатам.

Но это не Ваш результат, а результат учеников, следовательно, ответственность за то, каким он будет лежит на них. Но Вы привычно берете ее на себя, как в детстве.

Но в реальности это оказывается просто невозможно, потому что если другой не хочет, то результата не будет. И тогда Вы становитесь для себя «плохим учителем», который не довел до результата. Но это же не так, потому что Вы много сделали, Вы старались, и просто не можете быть «плохим учителем», поэтому надо еще усиленнее готовиться к занятиям. А куда ж еще больше, если и так Вы тратите все свое время на это в ущерб себе и своей жизни.

И это все на уровне сознания, то есть этот механизм Вы понимаете: если довести Ваш процесс подготовки до «идеала», то будет результат (и он не Ваш, он чей-то в данном случае).

А механизм работы бессознательного заключается в том, что: как бы Вы не доводили Ваш процесс до «идеала», результат будет такой, каким захочет видеть его другой, и он далеко не всегда «хороший».

И прежде, чем выйти из этого круга, внутри должна произойти Ваша переоценка ценностей, то есть в основе лежит механизм заботы о себе (ответственность за себя брать сложнее, чем за других).

И, конечно, даже раскладка процесса, или советы со стороны не могут оказать влияния на Ваше состояние, пока Вы не захотите из него выйти.

Несомненно, Ваше детство было очень трудным, Вам пришлось пройти через огромное число трудностей, переживать такие моменты, которые даже сложно представить.

Но во всем этом важно одно, Вы с этим справились! Теперь важно переработать все это, разрешить себе быть не всемогущим учителем, а обычным человеком, которому можно ошибаться, не иметь результата, и просто быть в процессе.

Очевидно, что суметь вовремя остановится, но вот и проблема в том, что до конца понять, как это сделать, я не могу.

И получается, что никто кроме Вас это сделать не сможет.

Советы со стороны других коллег по типу "Слишком сильно напрягаешься" или "Будь проще" совсем не дают мне никакого понимания,

Да, верно, будто Вы и так знаете, что перенапрягаетесь, и Вам будто хочется получить ответ, как этого не делать, но применить Вы его не сможете, потому что этот ответ должен созреть внутри Вас.

А это огромная работа над собой и длительное время.

Представьте, тестирование по предмету, если Вы дадите своим ученикам ответы, и получат они у Вас все пятерки, насколько это скажется на их усвоении этого предмета?

Если задача школьного предмета быть лишь фоном среди остальных, которые интересны и нужны для будущей профессии, например, то, да, конечно, почему нет, Вы можете на контрольных детям подсказывать, и у всех будет результат.

т.к. в целом работа сама по себе удовольствие редко приносит.

И это очень важный момент в процессе подготовки к предмету.

А что если попробовать рассказать детям не то, что нужно по школьной программе, что от Вас требуют стандарты, а то, что Вам на самом деле интересно самому, чтобы Вы получили удовольствие от процесса, и попробовать понаблюдать за их реакцией, отследить свои чувства в этот момент.

т.к. я уже перманентно в одном и том же состоянии, не понимая, как двинуться в сторону.

Да, еще можно поисследовать тему приоритетов, то есть Вы будто бы говорите, что:

Как мне кажется, от этого страдают мои повседневные дела, которыми я банально не могу заняться (хобби, бытовые дела и т.д.).

А Вам на самом деле хочется заниматься повседневными делами? Есть ли у Вас увлекательное хобби? Есть ли люди, с которыми хотелось бы проводить время на самом деле?

Или работа с тревожным процессом подготовки, которая не приносит удовольствие, это своего рода Ваша установка из детства: страдать и делать то, что не хочется, чем наслаждаться и делать, что хочется?

Как часто Вы позволяете себе удовольствия, расслабление, наслаждение?

10 окт. 2023
Влад
Как Вы перенесли этот момент, что почувствовали, оставшись один на один с проблемами?

Как мне кажется, относительно нормально, т.к. понимал, что в таком "микро аду" находится невозможно.

Вы задумываетесь о реальной возможности уйти с этой работы? Пробовали ли Вы себя в репетиторстве?

Да, регулярно задумываюсь, т.к. работа по больше части не приносит удовольствия, а сплошь заботы, за которыми я забываю о чём-либо вообще. В репетиторстве только начал себя пробовать.

А Вам на самом деле хочется заниматься повседневными делами? Есть ли у Вас увлекательное хобби? Есть ли люди, с которыми хотелось бы проводить время на самом деле?

Да, хочется заниматься повседневными делами, т.к. в них сразу виден результат твоих действий, который не зависит от деятельности других людей. Хобби вроде как есть, но на них особо нет времени. Я не так давно рисовал, но с началом учебного года забросил. Про чтение книг уже и мысли не возникает с таким количеством информации.

Или работа с тревожным процессом подготовки, которая не приносит удовольствие, это своего рода Ваша установка из детства: страдать и делать то, что не хочется, чем наслаждаться и делать, что хочется?

По сути вся жизнь почти и представляла этот процесс, ведь часто приходилось делать то, что нужно кому-то, но не себе. Всяческие конкурсы и мероприятия, которые я в принципе не люблю, уже настроили на какую-то установку, что чуть ли не вся жизнь человека - это страдание.

Как часто Вы позволяете себе удовольствия, расслабление, наслаждение?

Ну, тут смотря, что под этим понимать. Я могу себе позволить расслабиться за компьютером вечером полчаса-час перед сном, но не более. Прямо какого-то такого наслаждения уже в целом не испытывал, насколько могу вспомнить.

11 окт. 2023
Да, хочется заниматься повседневными делами, т.к. в них сразу виден результат твоих действий, который не зависит от деятельности других людей.

Да, важно, что Вы это замечаете.

Как мне кажется, относительно нормально, т.к. понимал, что в таком "микро аду" находится невозможно.

Да, Вы правы, в детстве казалось, что будто бы это «нормально», так как Ваш «микро ад» был своего рода как данность, с которой поделать было ничего нельзя. Вы учились тогда выживать в тех условиях, которые давала Вам жизнь, и у Вас есть этот прекрасный навык.

Теперь же, внутренний конфликт через повышенную тревожность просится наружу, и его уже нельзя не заметить и сказать, что все «относительно нормально».

Но действовать Вы продолжаете еще в привычном для Вас формате, то есть не жить, получая удовольствие, а будто выживать, загружая себя по максимуму, придавая значимость тем вещам, которые от Вас не зависят.

А то, что на самом деле зависит от Вас, Вы упорно игнорируете, вполне рационально прикрывая это работой.

Хобби вроде как есть, но на них особо нет времени.

Какие чувства возникают, когда Вы что-то делаете для себя?

Я не так давно рисовал, но с началом учебного года забросил. Про чтение книг уже и мысли не возникает с таким количеством информации.

Что будет, если Вы позволите себе почитать книгу или порисовать, вместо того, чтобы готовиться к уроку?

Что будет, если Вы позволите себе прийти на урок не подготовленным?

По сути вся жизнь почти и представляла этот процесс, ведь часто приходилось делать то, что нужно кому-то, но не себе. Всяческие конкурсы и мероприятия, которые я в принципе не люблю, уже настроили на какую-то установку, что чуть ли не вся жизнь человека - это страдание.

Да, Вы правы, будто внутри Вас живет твердое в этом убеждение.

И вокруг этого сценария Вы создаете себя и свою жизнь.

Тогда получается, что страдание – это будто часть Вас, а что будет если Вы его уберете из своей жизни?

Порассуждайте, отчего Вас защищает это страдание?

Я могу себе позволить расслабиться за компьютером вечером полчаса-час перед сном, но не более.

Если у Вас будет час свободного времени, что Вы выберете для себя: встречу с друзьями, или компьютер?

И что еще важно, это обратите внимание, на время, которое Вы посвящаете себе во время нашей консультации. Какие чувства в связи с этим возникают?

Прямо какого-то такого наслаждения уже в целом не испытывал, насколько могу вспомнить.

Вспомните момент, в который Вы по-настоящему были счастливы. Любой из Вашей жизни.

Вспомните момент, в который Вы получали удовольствие от того, что Вы делали.

О чем Вы мечтали в детстве? (порассуждайте на эту тему, когда Вам захочется) 

Да, регулярно задумываюсь, т.к. работа по больше части не приносит удовольствия, а сплошь заботы, за которыми я забываю о чём-либо вообще. В репетиторстве только начал себя пробовать.

Во всем этом, есть важный момент, что внешние обстоятельства всегда отражают Ваше внутреннее отношение к самому себе. Именно поэтому, советы коллег не работают, так как у них свое внутреннее содержание.

Даже наша с Вами данная консультация вполне не принесет быстрых желаемых результатов, но тем не менее, может поспособствовать каким-то дальнейшим Вашим осознаниям, а они уже подтолкнут к дальнейшей работе над собой.

Очень хочу Вас поддержать в Вашей ситуации и сказать, что все в Ваших руках (даже несмотря на то, что это будет достаточно общей фразой). Тем не менее, тот самый стержень внутри Вас есть, а все то, что «налипло» на него за эти годы, постепенно будете отколупывать, убирая то, что именно Вам не нужно.

Родительские фигуры и детство – это пласт опыта (но уже прошлого), как в истории, изменить Вы его уже не сможете, но Вы можете, опираясь на него, выбрать тот путь, который нужен именно Вам.

12 окт. 2023

Влад, время нашей консультации истекло, и нам пора завершать ее.

Хочу отметить, что благодаря Вашему открытому включению в процесс, работа была достаточно активная, и это не может пройти бесследно, и позволит достичь Вам определенной продуктивности по теме запроса. Важно, не останавливаться и двигаться вперед, ведь то, как сложится Ваша жизнь находится только в Ваших руках.

Если вопросов ко мне больше нет, Вы можете завершить консультацию (в разделе Действия опция Завершить) и откроется окошко для отзыва, поделитесь, пожалуйста, тем, что было для Вас ценным в рамках данной консультации.

Если вопросы появятся в дальнейшем, то Вы можете открыть еще одну бесплатную консультацию на сайте, создав запрос, либо оформить платную консультацию на сайте, обратившись ко мне или к другому психологу.

Берегите себя, всего Вам доброго!