КонсультацииОтношения родителей и детей

Первоклашка не хочет заходить в школу. Чем помочь в данной ситуации?

96
04 окт. 2024
Алена
Ребенку 7 лет (исполнилось 20. 05), пошла в первый класс и мы столкнулись с такой проблемой, что она не хочет идти в школу. Утром я ее бужу, она сама одевается, выбирает резинки, собирается, выходим и идем до школы - все отлично! Только доходим до дверей школы и всё... Дальше не идёт. Просто стоит, смотрит на проходящих учеников, начинает проситься домой. Уроки делает сама, без напоминаний, правда не сильно старается, делает как бы "для галочки" - сделала и ладно. Со школы идет веселая, рассказывает что интересного было. Подготовила ответы на вопросы для получения полной информации: Ребенок воспитывался в полной семье, папа ходил в свое время в садик для аутистов, скрытый, весь в работе, но гуляет с детьми, общается крайне мало. На протяжении первых двух лет жизни и далее воспитывали мама и папа. Папа уделял мало (по моему мнению) внимания ребенку. В 3 года пошла в школу раннего развития, занятия длились 1,5 часа, из них полчаса "висела" на ноге родителя (что мамы что папы) - не пойду. Потом шла, было интересно, возвращалась счастливая с поделкой и всем с гордостью рассказывала что ходит "в школу". Так отходили 4 месяца (дальше начался ковид и все позакрывали). В 5 лет пошли в гос. Сад. Отходила ровно 3 недели с непрекращающимся ревом. Днем она не спит с 3 лет, а в садике силой воспитатель прижала ее своим телом (легла рядом - мне это другая воспитатель рассказала) - сказала "будешь спать". Вот после этого момента со сном и начался непрекращающийся рев. После госа сразу же ушли в частный детский сад семейного типа, где проходили мягкую адаптацию - я была в саду вместе с ней и младшим ребенком 2 года. Это был частный загородный дом, занятия по системе вальдорф. Потом подружка возила своего сына туда и мою дочь - я уже не ездила. Сад был 3 раза в неделю: пн, ср, пт. Ей очень нравилось, но была проблема: в саду не спали, и поэтому когда подруга привозила мне ребенка - дочь засыпала в машине. Пробовали и будить и дать выспаться - в итоге всегда дочь просыпалась с лютой истерикой. В 6 лет перестали ходить в сад (не стало возможности возить), дочка стала ходить на развивашки: - рисование (1 раз в неделю), - лепка (1 раз в неделю), - шитье на кукол и мягкие игрушки (2 раза в неделю). - обучение чтению (1 раз в неделю). Везде ходила с удовольствием 7-9 месяцев - почти полный курс. Жалоб на нее от преподавателей не было. Из стрессов: когда ей было 3 года, родился младший сын и ему требовалась операция. Ездили в другой город на машине всей семьей, снимали квартиру и пока я с младшим была на операции, папа был с дочкой. Это было дважды: в ее 3,5 года и ровно в 4 - в ее день рождения. Вспоминает с удовольствием - папа водил в зоопарк, покупал мороженое и целыми днями только гуляли) Больше разлук с мамой или папой не было. Кроме инф. Больницы (лежала с папой неделю). Обожает лепить из пластилина, играть с младшим братом (ему 4, в садик пока не отдавала), играют в ролевые игры, в куклы, в машинки, в железные дороги и конструкторы, "отыгрывают" то что было в школе, играют в школу. Физически развита хорошо, ездит хорошо на двухколесном велосипеде, не боится высоты, гуляем каждый день. Домашние обязанности по запросу, в основном это убрать/прибрать за собой. Совместные формы деятельности ребенка со взрослы­ми - приборка, готовка, недавно начали осваивать мытье полов) Отношения со сверстниками не складываются. Точнее, она их будто отвергает, а потом жалуется что с ней никто не дружит. Я разговариваю, объясняю. Ей вот хочется дружить с конкретной девочкой - остальные для нее перестают существовать. С членами семьи отношения хорошие, но конфликты частые, например, по поводу уборки. Наказания - запрет на телефон, на сладкое, на личные деньги, на гуляние. Могу угрожать ремнем, но не бью - сильно не смогу, а слабо ей только смешно. Из запретов - угроза жизни и здоровью близких людей. Сейчас пошли употребления слов типа "пися, жопа, капец" - начинаем борьбу с этим. Особенности характера - упертая. Инициатива только в лепке, шитье и гулянии. Сейчас на период адаптации к школе убрали все кружки. Страх один - остаться без родителей. Дома никогда одна не оставалась, перед сном (спим все в одной комнате) скандалит если я засыпаю раньше нее - я должна не спать и "тыкаться в телефоне" как ночник. Покупала ей ночник - она его не включает. Раньше до 5-6 лет были лютые истерики. По поводу и без. Ребенка в школу отводили и папа и мама - одинаково не идет. В садик (гос) отвозил папа, там у нее был рев и выученная беспомощность - она знала что ее там оставят. Из друзей - близкая подруга из частного садика (на год младше, там и познакомились) и друг (тоже на год младше ее), мама которого возила в садик. Далее уже появились подруги в соседнем районе (ездят туда гулять с папой на велосипедах) - связь уже почти 2 года не прерывается, дружат (одногодка). Сейчас пытается дружить с одноклассницами, но пока как на волнах. Ребенка оставляла только у своей бабушки (ей 87), остается хорошо, слушается. У второй бабушки категорично не оставляю - были прецедеты угрозы жизни (напоила всех некипяченой водой, настоенной на каких-то камнях - ребенка увезли в инфекционку, лежала с папой, т.к. я была с грудничком, который только-только начал отходить от ротовируса этого - свекровь напоила всю семью). Опыт общения с детским психологом был, когда в 5 лет водили в гос. Сад - она развела руками и сказала: отклонений не вижу, что вы хотите - 5 лет ее около юбки держали, и хотите чтобы она радостно в сад бежала? . На пороге школы задавала вопрос: что происходит? Ответ: я боюсь. Чего? Идти. Четко прозвучало: боюсь без родителей. Ей нужно чтобы постоянно мама или папа - кто-то из взрослыз был рядом. И еще: Мне не нравится эта школа, я не хочу туда ходить. Одна не гуляет, не уходит даже на соседнюю площадку - всегда чтобы я была в зоне ее видимости. Пробовала отводить в школу по плохому: я тебя отвела - до свиданья. И по хорошему: ждала до последнего, пока она присмотрится и сама уйдет - в итоге простояли и только опоздали на урок. На развивашки уходила хорошо, такого не было. Был еще такой момент: по любимому шитью сменилось 4 педагога! На первую смену отреагировала тяжело, на 2-3-4 адекватно. Но потом когда уже все устаканилось и в один день пришел "не тот преподаватель" - уже знакомый, но " не тот" - просто не пошла на занятие и все. Я ушла, оставила ее на занятии - через 15 минут мне звонят и говорят - забирайте, она не идет на занятие. Пришлось идти забирать. Школа хорошая, учитель мне лично нравится. В школе прецедентов не было. Из ее жалоб только "одна девочка сказала что София со мной дружить не хочет и Полина дружить не хочет". На этом все. Подскажите, чем я могу ей помочь в данной ситуации?

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
04 окт. 2024

Здравствуйте, Алёна. Прочитайте условия консультации и напишите о согласии, если всё устраивает для рассмотрения вопроса.

04 окт. 2024
Алена

Я согласна

04 окт. 2024

Алёна, спасибо за подробное описание ситуации с дочерью первоклассницей. У Вас есть несколько вопросов и выбрать нужно основной:

- Адаптация к школе

- Отношения со свестниками

- Общение Вас и дочери

Каждый вопрос можно посмотреть, но в одной консультации при обращении к психологу есть правило одного вопроса. Посмотрите и выберите.

04 окт. 2024
Алена

В данный момент волнует адаптация к школе

04 окт. 2024

Алёна, в письменной консультации можно уточнить основные рекомендации и многое зависит от продолжения в установлении контакта с учителем. Обычно детей встречают у школы, собирается класс и заходит в школу, у Вас был такой период?

04 окт. 2024
Алена

Первые две недели учительница встречала детей на улице, дочь не с первого раза вставала в колонну парочками, было даже так что учительница уходила с колонной, а я доводила дочь сама до турникета - там ее направляли дальше. Учительнице 59 лет, ее очень хвалят, я пока тоже не нашла к чему бы придраться. Учительница строгая, но справедливая. Сегодня я хочу с ней поговорить, спросить были ли какие прецеденты в классе и как бы я могла помочь дочери с адаптацией - учительница с большим опытом, думаю что-то подскажет...

04 окт. 2024
Алена

Еще по поводу преподавателей: дочке на развивашках нравились молодые, мягкие характером и худые (! ) преподавательницы. Те, которые ей помогали, могли за нее что-то сшить например... Воспитательница в саду, которая "придавила" ее спать была весом больше 100 кг... Когда она пошла в школу, еще не видя учительницу, она сказала: "только бы она не была толстой". Учительница оказалась 59 лет с сахарным диабитом. Не полная (я например сама полнее), но и не худая. И требовательная.

04 окт. 2024

Алёна, Вы чуткая и внимательная мама. В первые полгода может быть адаптация как норма - изменилась форма общения, у дочери много впечатлений и чувствительность влияет на эмоции. Контакт с учителем продолжайте, напишите письмо и договоритесь о времени звонка или личного общения после уроков.

Для дочери имеет значение, что Вы в этот период останетесь опорой, продолжите поддерживать и хвалить за пусть маленькие, но имеющие значение шаги навстречу новым людям и постепенно адаптация будет проходить так наиболее оптимально.

Посмотрите, что из этого возможно для Вас и насколько Вы смогли уточнить ситуацию, можно задать уточняющий вопрос или написать - как Вы хотите начать разговор и так много учителю сложно по времени услышать и у Вас есть возможность перечитать и выбрать ответы, при желании напишите свой текст более кратко для подготовки к разговору. Дополнительно можно написать позже после разговора в школе для уточнения вопроса с точки зрения психологического компонента. Для продолжения можно уточнить работает ли в школе психолог, возможно она назначит консультацию ребёнку и сможет помочь построить отношения Вам с учителем, ребёнку даст рекомендации после личной встречи.

Дополнительные консультации на сайте могут помочь сохранить баланс и прояснить ситуацию индивидуально.

04 окт. 2024
Алена

Пообщалась с учительницей по телефону, она предложила встречать по утрам дочку у турникета. Пока так. Дома я не знаю какой стратегии придерживаться если она и дальше будет так уходить - наказания бессмысленны, мотивировать не понимаю как. Ни игровые ничего ее не берет.

04 окт. 2024

Алёна, для постороения контакта лучше обратиться к психологу вместе с ребенком. Посмотрите и найдите любые варианты беседы, поддержки это лучше, чем отдаление в таком возрасте. Возможно на консультации уточнить стиль общения, учесть, что это только начального года и первого года школы - это стресс и желательно сохраняя правила их постепенно добавить в течении дня дома дать отдохнуть, выйти на прогулку.

04 окт. 2024
Пообщалась с учительницей по телефону, она предложила встречать по утрам дочку у турникета. Пока так.

Это может помочь для адаптации, Вы сделали этот шаг - какие эмоции у Вас?

04 окт. 2024

При появлении у Вас эмоций, Вы отчасти этим тоже влияете на ситуацию. Помочь можно при ощущении достаточно хорошего собственного самочувствия. Алёна посмотрите, перечитайте ответы. Насколько для первого обращения это помогло Вам возможно уточнить со временем, продолжая общение и поддержку дочери. Вы обратились на сайт впервые, сколько времени Вы готовы уделить дочери в течении дня и есть ли у Вас возможность так продолжить или обратиться за продолжением консультации - решать Вам.

04 окт. 2024
Алена

Я обрадовалась что учитель проявил инициативу помочь дочке.

Считаю что в целом достаточно много времени уделяю дочери (я не работаю), однако проблема в том что качественное времяпрепровождение (по моему мнению) дочь проводит со мной и теперь вот в школе. Повторюсь, развивашками пока не нагружаю ребенка. Гуляем каждый день.

Попробуем преломить ситуацию подключением учительницы, надеюсь, все получится.

Методы типа "дам денежку если ты. " или "купим булочку если ты. " или "пойдем в игровую/на батуты если ты... " не работают.

04 окт. 2024

Алёна, это дополнительный вопрос про мотивацию, о начале общения у Вас получилось уточнить, можно самостоятельно закрыть консультацию и обратиться позже, если вопрос останентся или появится новый с учётом правил сайта.

Буду рада видеть Вас!