КонсультацииОтношения родителей и детей

Жаловаться или нет?

3699
18 июн. 2016
Елена.
Доброго времени суток, уважаемые форумчане. Мне интересно как правильно вести себя с ребенком, когда он приходит жаловаться на кого то. Сказать, что жаловаться нельзя, неверно, потому что ребенок пришел за защитой и пониманием и отнекиваться от него я не хочу. Но и слушать постоянные ябеды я тоже не желаю. Хочу, чтобы сын решал свои конъфликты по мере своих возможностей, а не бегал к маме. Как быть?
А так же не хочу, чтобы он в своем коллективе не прослыл ябедой-корябедой!

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
18 июн. 2016
Елена., а с Егором договаривались в каких случаях он должен сам разруливать, а когда идти к маме? Реагирует на просьбы?
18 июн. 2016
Елена.
Мировик, он пытается, но у него плохо получается и по-этому он бегает ко мне и жалуется на всех. на бабушку и папу тоже(
18 июн. 2016
Елена., есть вариант, что своими жалобами Егор пытается добиться Вашего расположения, но вот так это или нет и что делать - это ответит психолог :) ждём комментариев от наших всезнающих гуру :)
18 июн. 2016
Елена.
Мировик, в смысле расположения? То есть обращения на себя внимания?)
18 июн. 2016
Елена., внимание и ласку. Чтобы именно пожалели, погладили и т. д.
18 июн. 2016
Елена.
Мировик, если я в это врем я его приласкаю, то закреплю желания на Жалование. Вот, Женя, я и не знаю, что сказать и как быть)
18 июн. 2016
Елена., думаю, что как раз ласкать и жалеть надо в такие моменты только если там действительно есть за что - например его ударили. Но причины происхождения такого поведения могут быть разные, разберёте подробнее.
19 июн. 2016
Елена.
Ау? ночью. на темном сайте. вдруг кто откликнется)
19 июн. 2016
Елена., немного терпения. Психолог ответит :)
20 июн. 2016
Елена, приветствую!) Вы затронули интересный и непростой вопрос. Сложность заключается в том, что совсем не жаловаться на обидчиков ребенок не может в силу того, что 1) сейчас у него возраст активного социального развития (а при общении и возникают различного рода конфликты, это понятно) и 2) он пока не может постоянно контролировать свои эмоции (особенно негативные - гнев, обиду, раздражение) и для того, чтобы справиться с ними, идет к самому значимому в его жизни взрослому, - то есть, к Вам. Но постоянные жалобы - не вариант нормы, и Ваши сомнения здесь очень понятны мне и как психологу, и как матери.
Как правило, ябедами становятся дети послушные, хорошо обучаемые и не лидеры. Это все про Егора, как Вы считаете? Если да, то жалоба - это не просто желание внимания, но способ восстановить справедливость и утвердить свою позицию (пусть не лидерское, но определенное место в семье и в социуме не ребенка есть всегда, и когда он ощущает себя ущемленным, то всеми силами пытается вернуться в прежнее безопасное состояние).
Теперь поговорим конкретнее. Выяснив, что именно случилась, спросите у Егорки: как он думает, мог бы он избежать конфликта вообще, что для этого нужно было сделать? Чем, по его мнению, не прав обидчик, и что бы сделал он сам, если бы стал на его место? Что может чувствовать сейчас второй участник конфликта, есть ли у него сейчас повод обижаться на Егорку? Возможно, многие выводы окажутся неожиданными для него самого! После «разбора полетов» предложите вместе подумать, что делать дальше для решения проблемы: попросить прощения, или что-то еще (в зависимости от ситуации).
Также стоит вместе сделать выводы – чего не нужно делать в будущем, чтобы такое больше не случалось?
Ситуации бывают разные, и важно научить Егорку различать незначительное и потенциально опасное и соответственно реагировать - справиться самостоятельно (или промолчать, если был свидетелем) или "доложить наверх. Например, если он увидел, как один ученик подговаривает другого прогулять урок, то не стоит сразу бежать к учительнице и жаловаться на нарушителей (незначительное событие), но если одноклассники берут из кабинета химии компоненты для "маленького взрыва" на школьном дворе, то оповестить об этом старших - долг каждого сознательного ученика (потенциальная опасность здоровью окружающих).
Ваша роль в ситуации жалобы - это роль мудрого советчика. Важно дать Егору понять, что он всегда может рассчитывать на Ваше внимание и поддержку, однако конкретные действия ему придется предпринимать самостоятельно.
Елена, написала коротко о главном: Вам понятно, что я хотела сказать, или нужны расшифровки/уточнения?
22 июн. 2016
Елена.
Мария Виноградова, здравствуйте) Я не игнорирую вас, я просто долго перевариваю рекомендации) Спасибо, Мария, но хотелось бы уточнений)

Егорка уж точно не послушный и хорошо обучаем, но жалуется очень часто.

Мария, я хочу донести до Егорки, что жаловаться именно на родных не надо, а на чужих взрослых очень даже надо и только маме с папой.

Я Егорку каждый раз расспрашиваю что случилось, а почему так, а как он пытался решить проблему. Он говорит, но продолжает бегать ко мне.

Мария, помогите, пожалуйста, мне составить диалог на фоне ваших рекомендаций.

Егор. Я понимаю как тебе сейчас обидно и горько, но давай уточним, когда нужно жаловаться, а когда можно решить конфликn самостоятельно, потому что ты уже взрослый и умный мальчик…Так?

Если чье то жизни угрожает опасность, например угроза жизни или здоровью кого – либо, то ты обязательно мне об этом должен сказать. Если взрослые дяди или дети тебя обижают или обижают кого то (бьют, смеются, отбирают вещи), то ты тоже должен сказать.

Но если какой о малыш отбирает у тебя игрушки, то в такой ситуации ты можешь справиться сам. Например, не играть с таким ребенком. ТАк?
22 июн. 2016
Елена, практически все правильно. Единственное: апеллировать к тому, что Егор уже взрослый/умный/большой/должен быть самостоятельнее не нужно. Для чего-то он уже действительно дорос, но для определенных вещей еще пока маленький, и этот посыл будет сбивать его (особенно если как-нибудь потом Вы скажете, что Егор слишком мал для того, чтобы, к примеру, развести костер).
Вот еще информация для размышления: причины жалоб у дошкольников и младших школьников таковы -
  • Потребность в безопасности;
  • Потребность в одобрении взрослыми;
  • Намерение увернуться от незаслуженного наказания;
  • Потребность в сохранении своего "Я".

Подумайте об истинных мотивах Егорки (в каждый конкретный момент мотив может быть разный, и реагировать нужно в зависимости от этого). Потребность в безопасности - выслушать и пожалеть, потребность в сохранении своего "Я" - научить отстаивать свои границы и так далее.
Также следует обучать Егорку последовательности в действиях, когда перед ним возникает выбор: пожаловаться или нет. Пусть его первый шаг будет попыткой объяснить обидчику, что совершённый им поступок неправильный. Если это ничего не изменит, тогда нужно перейти ко второму шагу: предупредить обидчика о том, что, в случае, если он так и не изменит свое поведение, на него придется пожаловаться старшим. Если же и это ничего не изменит, то следует перейти к третьему, более кардинальному шагу: обратиться за поддержкой к взрослым - это один из тех случаев, когда ябедничество/жалоба полностью оправдано. Объясните это (можно прямо теми же словами) вместе с разграничением случаев, когда жаловаться можно (угроза здоровью и благополучию окружающих), а когда он вполне может справиться сам (про игрушку, отобранную малышом, Вы очень верно подметили).
Елена, до вторника я буду в отъезде, и может получиться так, что связи не будет. Если у Вас возникнет срочный вопрос, напишите мне смс или позвоните на мобильный. На форуме обязательно отвечу при первом выходе на связь.
22 июн. 2016
Елена.
Мария Виноградова, спасибо. как раз к приезду я все осмыслю:D

Мария Виноградова, а к чему нужно апеллировать? Спрашиваю не просто так. Егорка часто спрашивает Почему.
Почему я должен сам решать такие вопросы?
22 июн. 2016
Мария Виноградова уехала в отпуск. Если у нее будет связь, она, по возможности, ответит Вам
25 июн. 2016
Елена, апеллировать в разговоре о жалобах и необходимости учиться решать проблемы самостоятельно, на мой взгляд, нужно к 1) пониманию факта жизни в обществе: в отрыве от других человеку сложно не только реализовать себя, но и просто жить (здесь можете привести пример с потребностью ходить в магазин за продуктами, с необходимостью узнать дорогу у незнакомца), а значит-нужно уметь договариваться с окружающими. Родители не всегда будут рядом, поэтому надо учиться делать это самому; 2) к осознанию и осуществлению собственного предназначения: например, желание быть ученым предполагает эксперименты, преодоление больших расстояний и общение с разными людьми, а без умения решать вопросы вряд ли можно чего-либо достигнуть; 3) как бы грустно это ни звучало, можно упомянуть о том, что близкие люди не вечны: когда-нибудь они уйдут, а вокруг останутся другие, которые могут поддержать и помочь,-но только при правильном подходе (если человек настроен дружелюбно, готов выслушать и с уважением отнестись к точке зрения другого). В Вашем случае пункт 2) осложняется вопросом мотивации Егорки к учебе, который мы разбирали. Получилось ли продвинуться в этом отношении, Елена?
27 июн. 2016
Елена.
Мария. Егор совершенно не хочет учиться, ни как не реагирует. лень. эгоизм и невнимательность. я уже расслабилась. Буду пока его таким принимать, а дальше посмотрим, как можно будет мотивировать.
28 июн. 2016
Елена, очень важные слова о принятии Егора таким, какой он СЕЙЧАС. Потому что, как Вы хорошо знаете, ребенок меняется, и некоторым просто нужно чуть больше времени. Начало школьного периода - это совершенно другой мир, и Егор однозначно начнет меняться, - Вам важно сохранять спокойствие (не паниковать, если поначалу оценки будут хуже ожидаемых, или если он ежедневно будет приходить со своими жалобами) и внушать Егорке уверенность в том, что все образуется. Ваша способность выслушать его и поддержка, когда он находится в состоянии уязвимости (примерно первые полгода школы) помогут ему принять школьные правила и мысль о необходимости учиться. В письме отправила Вам пошаговую стратегию реагирования на жалобы, - напишите потом, как продвигается работа в этом направлении. Успехов Вам))
28 июн. 2016
Елена.
Мария Виноградова, спасиба)Егора я всегда прийму, а другие нет.Его бьют и обижают,потому что он нетакой как они и толькопо-этому я хочу,чтобы хотя бы частично он принял правила жизни в обществе)еще раз спасибо!