КонсультацииТревоги. Страхи. Фобии

Как перестать испытывать постоянное чувство вины и тревоги?

126
25 янв. 2025
Анна
Сейчас я учусь в 11 классе. Начиная с 10 класса испытываю постоянное чувство тревоги и вины. Я все время откладываю всё на потом. Иногда то, что я откладываю вообще не делаю и испытываю постоянную вину. Мне кажется, что всё что я делаю уходит в пустоту. Также мне кажется, что все возлагают на меня большие надежды, но я не оправдываю их и снова виню себя.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
02 февр. 2025

Здравствуйте, Анна. Взяла вашу тему на бесплатную консультацию.

Ознакомьтесь с условиями консультации и напишите о своем согласии, затем сможем продолжить беседу.

02 февр. 2025
Анна

Здравствуйте, я готова начать консультацию.

02 февр. 2025

Анна, сформулируйте и напишите, какой результат вы хотели бы получить от нашей консультации, какие есть ожидания?

Я задам вам ряд вопросов, чтобы прояснить ситуацию. Вернусь к вам завтра после 10. 00 мск, и мы сможем продолжить работу.

Вопросы:

1. Когда появилась Ваша проблема? Какие значимые события тогда происходили в Вашей жизни?

2. Какие попытки решения проблемы Вы уже предпринимали?

Почему способы, которыми Вы решали эту проблему, Вас не удовлетворили?

3. С кем Вы уже делились Вашей проблемой? Что эти люди Вам советовали? Использовали ли Вы эти советы? Помогли ли они Вам?

4. Что, как Вам кажется, могло стать основной причиной появления проблемы?

5. Расскажите в деталях о первой / последней / самой яркой / самой запомнившейся ситуации, когда Ваша проблема проявилась.

6. Почему Вы обратились за помощью именно сейчас?

7. Как сегодня проблема влияет на Вашу жизнь?

8. Что Вас больше всего не устраивает в сложившейся ситуации?

03 февр. 2025
Анна

1. Проблема появилась больше года назад. Тогда произошла смена коллектива, уход из школы любимого учителя из-за жалобы одноклассников и предвзятое отношение нового учителя.

2. Я старалась абстрагироваться от негативных мыслей и людей, которые их вызывали, и продолжала заниматься учёбой. Но это не помогло, потому что на меня давили родители, и я взяла на себя слишком много (купила курс, по которому не успевала заниматься).

3. Я делилась проблемой с родителями. Они говорили, что все мои переживания и тревога - пустяки, и нужно просто выкинуть их из головы. Советы не помогли.

4. Основной причиной, наверное, могла стать резкая смена обстановки и отсутствие поддержки.

5. Тревога как-будто бы была всегда. Её выселили в меня родители. А нежелание что-либо делать и вина за это появилось в прошлом году, когда новый учитель отнёсся ко мне предвзято. Я пыталась это исправить, но ничего не помогало и я перестала что-либо делать. Мне стало очень грустно, какое-то время мне казалось, что ничего не получится и со всей остальной учёбой. Я снова опустила руки и стала винить себя за это.

6. Сейчас всё будто достигла пика. Я боюсь начать что-либо делать. А мне надо сдать экзамены.

7. Не могу заставить себя, что-либо делать и постоянно испытываю вину за это. Мне кажется, что регулярное чувство вины уже стало необходимость.

8. То, что привыкну прокрастинировать и буду делать так всю жизнь. И одновременно с этим испытывать вину за всё подряд как сейчас.

Я бы хотела не боятся продолжать учиться и двигаться вперёд, и перестать постоянно испытывать тревогу и вину.

03 февр. 2025

Анна, благодарю за ответы на вопросы, ситуация для меня прояснилась, вижу, что ситуация началась со смены учителя. А как это повлияло на вас? Как выражалось предвзятое отношение? Как это повлияло на вас и вашу учебу? Расскажите подробнее, пожалуйста.

03 февр. 2025
Анна

Меня вызвали к доске, и я совершила одну небольшую арифметическую ошибку. Учителю это очень не понравилось, и она решила престыдить меня перед классом. Позже я пыталась исправиться, пыталась изменить её отношение ко мне, но ничего не помогало (иногда казалось, что она придирается ко всему). Появилось чувство безысходности, что отразилось на всей учёбе в целом. Мне стало казаться, что всё что я делаю бессмысленно и ни к чему не приведёт.

03 февр. 2025
(изменено 03 февр. 2025)

Анна, сочувствую вам, что произошла такая неприятная ситуация, стыд и безысходность - довольно тяжелые эмоции для любого человека.

Давайте разберем эту ситуацию с точки зрения КПТ.

Смысл в том, что сейчас мы с вами выстроим некоторую логичную цепочку того, что произошло и повлияло в последствии на ваше поведение и продолжает вызывать тревогу.

Событие: Вас вызвали к доске, была допущена небольшая ошибка, учитель пристыдил при классе.

(Обратите внимание, обычно эмоции могут возникать на некоторые мысли, которые называются "автоматические", они пролетают в вашей голове сразу после события)

Мысли:

Эмоции: стыд, безысходность

Реакции тела:

Поведение: пытались исправить ситуацию, изменить отношение к себе

Посмотрите, все ли верно я написала, а также постарайтесь вспомнить мысли в той ситуации и реакции тела.

03 февр. 2025
Анна

Наверное, у доски я ещё испытывала страх, и думала, что всё что я сейчас сделаю повлияет на будущее. А ещё обычно, когда я чувствую страх или тревогу, у меня начинают болеть и тяжелеть мышцы.

03 февр. 2025

Анна, а какие еще мысли могли появиться в той ситуации? Возможно вы что-то думали о себе?

03 февр. 2025
Анна

В тот момент я очень боялась опозориться перед классом, ведь мою ошибку все видели.

03 февр. 2025

Событие: Вас вызвали к доске, была допущена небольшая ошибка, учитель пристыдил при классе.

Мысли: мою ошибку все видели, всё что я сейчас сделаю повлияет на будущее

Эмоции: страх, стыд, безысходность

Реакции тела: начали болеть и тяжелеть мышцы.

Поведение: пытались исправить ситуацию, изменить отношение к себе

Анна, псмотрите, верно ли я все записала, возможно что-то нужно исправить или дополнить? Если все верно, напишите на сколько% от 0 до 100 вы верите этим мыслям, а также оцените от 0 до 10 интенсивность эмоций.

04 февр. 2025
Анна

Безысходность я ощутила чуть позже, когда поняла, что отношение к себе изменить нельзя. На 90% я верю этим мыслям. Интенсивность эмоций была 10.

04 февр. 2025
Безысходность я ощутила чуть позже

Ок

Теперь обратите внимание, что во многом наши эмоции и последуюшие действия зависят от мыслей.

Мою ошибку все видели, всё что я сейчас сделаю повлияет на будущее

Рассмотрим эту мысль подробнее.

Представьте, что могла подумать, например, ваша школьная подруга, глядя на эту ситуацию, когда вы совершили ошибку, а учитель решил вас пристыдить?

04 февр. 2025
Анна

В том момент подруга оказала мне поддержку и сочувствие, но если бы оказалась в такой же ситуации, то, наверное, испытала бы те же эмоции, но менее интенсивно.

04 февр. 2025
(изменено 04 февр. 2025)

Анна, а если бы вы увидели подругу в такой ситуации, что думали бы о ней? Что она могла бы думать? Как бы этот случай повлиял на ее жизнь? Что вы посоветовали бы ей в подобной ситуации?