КонсультацииОбщие вопросы по психологии
Неудачи выбивают из жизни на несколько дней. Как бороться?
Доброе утро, Жанна!
С точки зрения когнитивно-поведенческой терапии у Вас видимо проявляются подсознательные негативные установки катастрофизации (драматизации) и долженствования (повышенной требовательности) к себе, окружающим, миру в целом.
Давайте посмотрим на Ваше подсознание.
Пройдите классический тест Эллиса онлайн на наличие подсознательных негативных иррациональных установок (ссылка по правилам сайтам в личном сообщении).
Этот тест минут на 15-20, достаточно информативный, выявит уровень Ваших подсознательных негативных проблем, с которыми работает когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), направленная на работу с внутренними понятийными структурами, опытом, знаниями и их обработкой. Основной результат терапии - изменение эмоциональных реакций и поведения. Этот подход относительно краткосрочный (обычно несколько недель), сфокусированный на выявлении иррациональных подсознательных установок, выявлении негативных автоматических мыслей, которые ведут к неадаптивному эмоциональному состоянию и поведению.
Присылайте результаты.
Хорошего дня!
Добрый день! Прикрепляю результаты:
1) Шкала "катастрофизации" отражает восприятие различных неблагоприятных событий. Менее 15 баллов — Ярко выраженное и отчетливое наличие иррациональной установки "катастрофизация", ведущая к стрессам. Вам свойственно оценивать каждое неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое. Эта установка характеризуется резким преувеличением негативного характера явления или ситуации и отражает иррациональное убеждение в том, что в мире есть катастрофические события, которые лежат вне любой системы оценки. Установка проявляет себя в высказываниях, носящих крайне негативный характер. Оценка неприятных событий как нечто неотвратимое, чудовищное. Происшедшее событие оценивается как "катастрофа вселенских масштабов", на которую никоим образом невозможно повлиять.
От 15 до 22 — Наличие иррациональной установки "катастрофизация" - восприятия неблагоприятных событий как неизбежных, которые невозможно предотвратить. Средняя вероятность возникновения и развития стресса.
Более — 22 Иррациональная установка "катастрофизация" отсутствует.
Вы набрали 16 баллов.
2) Шкала "долженствования в отношении себя" - то, что я должен другим.
Менее 15 баллов — Ярко выраженное и отчетливое наличие иррациональной установки "долженствование в отношении себя", ведущей к стрессам. Наличие убеждения в том, что вы кому-то что-то должны, будет служить источником стресса в следующем случае: когда что-либо будет вам напоминать об этом долге и что-либо одновременно будет мешать вам его исполнить. Ситуации часто складываются не в нашу пользу, поэтому исполнение этого "долга" при стечении неких неблагоприятных обстоятельств становится проблематичным. Поэтому вы попадаете в сооруженную вами же ловушку: возможности "вернуть долг" нет, но и возможности "не вернуть" - тоже.
От 15 до 22 — Наличие иррациональной установки "долженствования в отношении себя", характеризующейся словами-маркерами: "должен" ("должно", "не должен", "не должно" и т. п.), "обязательно", "во что бы то ни стало", "кровь из носу". Средняя вероятность возникновения и развития стресса.
Более — 22 Иррациональная установка "долженствования в отношении себя"отсутствует.
Вы набрали 10 баллов.
3) Шкала "долженствование в отношении других" - то, что мне должны другие.
Менее 15 баллов — Ярко выраженное и отчетливое наличие иррациональной установки "долженствование в отношении других". То есть восприятие, как другие люди должны вести себя с вами, как говорить в вашем присутствии, что делать. И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни за всю историю человечества не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем оправдывало наши ожидания. Даже у авторитетных граждан, даже у верховных правителей и жрецов, даже у самых одержимых тиранов появлялись в поле зрения люди, которые поступали "не так, как они должны". И естественно, что когда вы сталкиваетесь с человеком, который поступает "по отношению к вам не так, как должен", то уровень психоэмоционального возбуждения стремительно возрастает. Сюда же относятся требования, предъявляемые к окружающему миру, - то, что "должны" вам природа, погода, правительство и т.п. Отсюда - стресс.
От 15 до 22 — Наличие иррациональной установки "долженствование в отношении других", характеризующейся словами-маркерами: "должен" ("должно", "должны", "не должен", "не должны", "не должно" и т. п.), "обязательно", "во что бы то ни стало", "кровь из носу". Средняя вероятность возникновения и развития стресса. Наличие такой установки может свидетельствовать о том, что вам свойственно оценивать не отдельные черты или поступки людей, а личность в целом.
Более — 22 Иррациональная установка "долженствование в отношении других" отсутствует.
Вы набрали 12 баллов.
4) Шкала "оценка фрустрационной толерантности личности" отражает степень переносимости различных фрустраций (т.е. показывает уровень стрессоустойчивости).
Менее 15 баллов — Ярко выраженное и отчетливое наличие иррациональной установки "оценка фрустрационной толерантности личности". Данная установка представляет собой тенденцию верить в то, что ожидания негативного развития событий оправдаются, при этом не важно, были ли эти ожидания высказаны или же существовали в виде мысленных образов.
От 15 до 22 — Наличие иррациональной установки "оценка фрустрационной толерантности личности". Средняя вероятность возникновения и развития стресса. Слова-маркеры: "что, если", "а вдруг", "а ведь может быть" и т.п.
Более — 22 Иррациональная установка "оценка фрустрационной толерантности личности" отсутствует.
Вы набрали 14 баллов.
5) Шкала "самооценка и рациональность мышления" включает: установки дихотомического мышления, максимализма, персонализации, оценочную, антропоморфизма, сверхобобщения, чтения мыслей.
Менее 15 баллов — Ярко выраженное и отчетливое наличие иррациональных установок "самооценка и рациональность мышления", включающих установки дихотомического мышления, максимализма, персонализации, оценочную, антропоморфизма, сверхобобщения, чтения мыслей.
Дихотомическое мышление проявляется в тенденции помещать жизненный опыт в одну из двух взаимоисключающих категорий, например безупречный или несовершенный, безукоризненный или презренный, святой или грешник. Мышление, подпадающее под влияние подобной установки, можно охарактеризовать как "черно-белое", характеризующееся склонностью мыслить крайностями. Понятия, в действительности расположенные в континууме, оцениваются как антагонисты, как взаимоисключающие варианты. Слова-маркеры: "или - или" ("или да - или нет", "или пан - или пропал"), "либо - либо" ("либо жив - либо мертв").
Установка максимализма. Данная установка характеризуется выбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов, даже недостижимых, и последующее использование их в качестве эталона для определения ценности действия, явления или личности. Мышление характеризуется позицией "все или ничего! ". Крайней формой установки максимализма является установка перфекционизма (лат. Perfectio - идеально, совершенно). Слова-маркеры: "по максимуму", "только на отлично", "на пятерку", "на 100%" ("на все сто").
Установка персонализации. Эта установка проявляет себя как склонность связывать события со своей личностью, когда нет никаких оснований для такого вывода, интерпретировать события в аспекте личных значений: "Они наверняка шепчутся обо мне" или "Все на меня смотрят". Слова-маркеры: местоимения "я", "меня", "мною", "мне" и т.п.
Установка оценочная. Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т. д. Оценивание носит иррациональный характер, когда отдельный аспект человека отождествляется со всей личностью. Слова-маркеры: "плохой", "хороший", "никчемный", "глупый" и т.п.
Установка антропоморфизма. Установка антропоморфизма - это приписывание человеческих свойств и качеств объектам и явлениям живой и неживой природы. Например, заядлые посетители залов игровых автоматов зачастую полагают, что автомат "набрал" достаточно жетонов и "справедливо было бы поделиться", и в надежде на то, что машина проявит такое человеческое качество, как справедливость, просаживают все свои деньги. Слова-маркеры: "хочет", "думает", "считает", "справедливо", "честно" и т.п. высказывания, адресованные не к человеку.
Сверхобобщение означает выведение общего правила или приход к общему выводу на основании одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) о всей совокупности. В результате делается неоправданное обобщение на основании избирательной информации. Например: "Если не получилось сразу, не получится никогда". Формируется принцип - если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски похожих случаях. Слова-маркеры: "все", "никто", "ничто", "всюду", "нигде", "никогда", "всегда", "вечно", "постоянно".
Установка чтения мыслей. Данная установка формирует тенденцию приписывать другим людям невысказанные вслух суждения, мнения и конкретные мысли. Угрюмый взгляд начальника может быть расценен тревожным подчиненным как мысль или даже созревшее решение о его увольнении. За этой трактовкой может последовать бессонная ночь тягостных раздумий и решение: "Я не доставлю ему удовольствия уволить меня - уволюсь по собственному желанию". И наутро, в самом начале рабочего дня, начальник, которого вчера мучили боли в желудке (с чем и был связан его "суровый" взгляд), силится понять, с чего бы вдруг его не самый лучший работник решил уволиться. Слова-маркеры: "он (она/они) думает (ют)".
От 15 до 22 — Наличие иррациональной установки "самооценка и рациональность мышления". Средняя вероятность возникновения и развития стресса.
Более — 22 Иррациональная установка "самооценка и рациональность мышления" отсутствует.
Вы набрали 19 баллов.
Катастрофизация у Вас на грани ярко выраженной.
Катастрофизация (наиболее близко по смыслу «русское» слово «Драматизация» как преувеличение значения отрицательных сторон происходящей ситуации; переживание события слишком эмоционально, иногда теряя контроль и раздувая факты и обстоятельства сверх всякой меры).
Катастрофизация - это когнитивный процесс, при котором человек проявляет преувеличенное представление о негативе, предполагая наихудшие результаты и интерпретируя даже незначительные проблемы как серьезные бедствия, склонность ожидать худшего, сгущать краски и видеть в любой проблеме страшное предзнаменование.
Человек как существо биологическое имеет сильнейший инстинкт выживания, доставшийся нам от предков. Однако в современной социальной среде этот инстинкт зачастую играет отрицательную роль. Подсознание "бьет тревогу" при поддающихся современной терапии заболеваниях, обычных межличностных конфликтах, критике, покушении на самооценку (внутренний престиж) как будто это на грани угрозы жизни. И человек своей склонностью к негативизму изводит себя вопросами: «А вдруг…? », «Как бы чего не случилось? », «А что, если…? ». Корни такого поведения следует искать в его внутренних установках: боязни неизвестного, завышении значимости негативных событий, повышенной эмоциональности (а не рациональности) анализа ситуации.
Для этой установки характерны определенные подсознательные или полусознательные слова (маркеры установки), которые полуавтоматически воспроизводятся в негативных ситуациях.
Слова-маркеры: «катастрофа», «ужас», «кошмар», «невыносимо», «конец света», «драма», «беда», «несчастье», «разгром», «крушение», «это убивает меня», «всё пропало». В просторечии: «жуть», «жесть», «капец». Подумайте, что Вы используете из этого "арсенала".
Поясним значение понятия «слово-маркер».
Именно этими словами Вы как бы делаете отметку ситуации (помечаете ее как канцелярским маркером, только здесь промелькнувшей мыслью). Вы словно ставите невидимый маркер на границе сознания и подсознания, чтобы выделить ситуацию. Этот термин широко используется в разных сферах.
Например, для менеджеров по продажам слова-маркеры — это как тайные знаки, которые помогают им быстро понять, что именно нужно клиенту: качественный, недорогой, модный… Эти ключевые слова или фразы указывают на потребности и желания покупателя, и именно на них строятся успешные продажи. В хороших компаниях продавцов обучают распознавать эти маркеры, чтобы эффективно вести переговоры и закрывать сделки.
Напишите, какими словами (мыслями) драматизируете ситуации, приведите пару примеров.
Я не знаю как драматизировать, у меня обычно такие мысли в голове, касаемо ситуаций: "Если я сменю работу, то я умру от стресса/у меня начнутся проблемы со здоровьем", "Если мне не ответили сразу, значит я что-то не так сделала/не так сформулировала, меня не поняли, я тупая/неловкая в общении, я должна писать все правильно и сразу получать ответ", "Снова получилось не как я планировала, зачем вообще этим заниматься, если все идет не так как я хочу? Видимо планировать не мое, я не умею рассчитывать", "Если оставлю телефон без присмотра, его точно украдут", "Почему я не могу держать все в голове? Я такая рассеянная", "Все что-то делают, а моя жизнь стоит на месте, я не справляюсь, тогда зачем что-то делать? "
Да, примеры драматизации Вы привели весьма характерные.
Идем дальше по тесту.
Установка долженствования в отношении себя (тоже очень сильна) – это то, что я должен сам себе (требовательность к себе), каких результатов достигать; как я должен вести себя с другими, обществе в целом.
Наличие убеждения в том, что Вы себе или кому-то что-то постоянно должны, как отмечено в описании теста, будет служить источником стресса в следующем случае: когда что-либо будет вам напоминать об этом долге, и что-либо одновременно будет мешать Вам его исполнить. Как у Вас обстоит дело с перфекционизмом: идеал может и должен быть достигнут; несовершенный результат работы не имеет права на существование; озабоченность стремлением к безупречности и совершенству (сопровождающаяся критическими самооценками); опасениями по поводу оценок других ("синдромом отличницы")?
Слова-маркеры: обязательно, должно, должны, должен (не должен, не должны, не должно, не имеет права и т. п.), положено, «кровь из носу», во что бы то ни стало, необходимо, обязан, надлежит, требуется, приходится, надо, вынужден, следует, очевидно, справедливо...
Насколько часто прокручиваются в голове? Причем не в сознании, а скорее на грани сознания и подсознания, неким "фоном".
Примеры из жизни.
Как у Вас обстоит дело с перфекционизмом: идеал может и должен быть достигнут; несовершенный результат работы не имеет права на существование; озабоченность стремлением к безупречности и совершенству (сопровождающаяся критическими самооценками); опасениями по поводу оценок других ("синдромом отличницы")?
Перфекционизма за собой не замечала, могу сделать ошибку и чувствовать себя спокойно, чтобы не переделывать, об оценке других не задумывалась даже чтобы допустить мысль что мне нужно об этом подумать
Вот то что я думаю о себе сама играет роль, обычно фразы и повторяю себе: "я должна все просчитывать", "у меня должно получится с первого раза, я же знаю теорию", "я должна была догадаться чтобы сделать так и не попасть в подобную ситуацию", "если бы я только знала, не бичевала бы себя", "я должна была подумать об этом несколько лет назад", "я должна была учесть это", "мне приходится терпеть такое, ради выгоды", "я обязана быть на месте вовремя или я снова не смогла оправдать своих ожиданий", "я снова не сделала, проленилась", "мне нужно это сделать, но я не хочу", "я задолбалась делать то что надо, я просто не хочу ничего делать хотя бы 3 дня! ", "надо было все-таки сделать, а не думать", "я словно туплю там где не надо, и тороплюсь там где нужно остановится"
Добрый день!
Вторая сфера установки долженствования (у Вас менее выражена) – долженствование в отношении других – то, что и мне и в обществе (друг другу) должны другие люди. То есть как другие люди должны вести себя со мной и с другими людьми (между собой), как говорить, что делать (жесткость моральных законов).
И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни за всю историю человечества не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем оправдывало наши ожидания.
Отмечу, что долженствование к другим — это как некая проекция Вашего отношения к себе, часто определяется Вашей внутренней моделью социальной среды, где всё и все должны быть более идеальны.
Третья (возможная) сфера установки долженствования – требования, предъявляемые к окружающему миру, – то, что «должны» нам социальная среда в целом (миропорядок), правительство, местные власти и "гады из ЖКХ", природа, погода,... И т. п.
Слова-маркеры для всех этих установок те же: обязательно, должно, должны, должен (не должен, не должны, не должно, не имеет права и т. п.), положено, «кровь из носу», во что бы то ни стало, необходимо, обязан, надлежит, требуется, приходится, надо, вынужден, следует, очевидно, справедливо...
Насколько часто прокручиваются в голове?
Приведите примеры.
Долженствование к другим — это как некая проекция Вашего отношения к себе, часто определяется Вашей внутренней моделью социальной среды, где всё и все должны быть более идеальны.
То есть я строга к ним потому что строга к себе?
Насколько часто прокручиваются в голове?
Не часто, по этой теме замечаю за собой следующее: "орать в автобусе вверх аморальности, дети должны знать как вести себя в социуме", "люди обязаны доносить мусор до урны, а не вести себя как свиньи", "начальству положено учитывать сотрудника мнение, а не вести себя как зазнавшаяся шишка", "друг обязан выслушивать меня, иначе зачем дружить". Больше ничего не думаю здесь
Вы достаточно строго относитесь к себе и это частично проецируется и на других.
"я обязана быть на месте вовремя...
Значит и другие?
Долженствование к другим прослеживается в Ваших примерах.
Сразу отмечу, что следующий шаг - попробовать смягчить требовательность "хотелось БЫ, правильно было БЫ... ", но это уже следующий этап работы.
Оценочная установка - показывает то, насколько человек адекватно оценивает себя и других в целом. Наличие такой установки может свидетельствовать о том, что человеку свойственно оценивать не отдельные черты или поступки людей, а личность в целом. Оценочная установка указывает так же на то, как человек оценивает и себя - или резко положительно или резко отрицательно.
Кроме того часто присутствует эффект ореола — это ошибка мышления, при которой первое впечатление от одной черты или характеристики формирует наше мнение о личности.
Бывают ошибки атрибуции, которые состоят в переоценке личных (внутренних) факторов в поведении других людей и одновременном преуменьшении значимости внешних обстоятельств, которые также могли сыграть свою роль.
Оценка личности в целом имеет такие слова-маркеры - "негодяй", "подлец", "глупец", или наоборот - "лучше всех". Проявляется и черно-белое мышление ("всегда или никогда", "или люблю, или ненавижу"). Имеется и склонность к сверхобобщениям ("постоянно", "никогда", "всегда"). Иногда происходит приписывание другим людям собственных мыслей и взглядов на жизнь ("они думают", "они знают", "они подозревают").
Что из этого проявляется?
"люди прибедняются, что плохо живут, а сами на море ездят каждый год, лицемерные олухи", "все кто работают в офисе или имеют свой бизнес - негодяи, раскидывающиеся легкими деньгами, когда обычные люди копейку с копейкой свести не могут", "этот человек живет по понятиям (честный или среднего достатка) - ему можно верить, выглядит более надежным", "если женщина родила, значит бизнессменша из-за денег только это и сделала" - это все
Ок.
Самооценка и рациональность мышления - это некий обобщенный показатель. Судя по Вашим письмам и тесту, Вы сейчас вполне способны адекватно анализировать себя и других (их поведение), формулировать и излагать свои мысли. В этом вроде бы нет сомнения.
Однако самооценка, видимо, занижена. Как Вы сами считаете?
Самооценка - оценка своих собственных качеств с позиций каких-то стандартов, посредством сравнения себя с другими людьми или собственными ожиданиями от самого себя либо своими представлениями идеальной личности. Как у Вас с этим?
Боязнь общения, критики, ранимость, чувство беззащитности, что из этого проявляется?
Самооценка не вызывала опасений, сравнивать себя с кем-то мне не свойственно, но мне свойственно терять уверенность в себе, когда я понимаю, что не исполнила свое долженствование перед собой. Например, не поехала, если планировала. А ДОЛЖНА была, поэтому настроение падает, как и уверенность в себе, а когда я вижу как другие едут в отпуск, то есть сравниваю их успех (ведь они поехали) с моим провалом (не сдержала слово), то падаю в апатию тотальную. Не сравнимую саму себя, но сравниваю когда кто-то смог сделать то, чего не смогла я. Уверенность падает только от моих мыслей, когда я вижу чужие поступки, их слова не оказывают на меня влияния, ни страха критики, ни общения, я напротив довольно прямая в общении всегда была и говорю прямо о том, о чем многие бы молчали всю жизнь.
Оценка своих собственных качеств с позиций собственных ожиданиями от самого себя и своими представлениями идеальной личности
Именно это играет большую роль, что толкает меня в апатию на несколько дней
Доброе утро!
Закончим разбор теста.
Ярко выраженное и отчетливое наличие иррациональной установки "оценка фрустрационной толерантности личности". Данная установка представляет собой тенденцию верить в то, что ожидания негативного развития событий оправдаются
Это пока естественно для Вашего общего состояния. Небольшие (для других людей) стрессы бьют по Вам гораздо сильнее. Вы многого требуете от себя, но не удается выполнить на "отлично", а иногда и вообще «обломы» случаются, кругом катастрофы, драмы (и маленькие и большие).
Обдумайте не спеша, напишите, что Вы сами думаете о полученных результатах теста Эллиса, а так же моем предварительном анализе Ваших негативных подсознательных установок.
С чем Вы согласны. Более информативным будет даже с чем Вы не согласны.
На этой основе можно начать предварительную работу с негативными установками.
Мы будем выискивать их в Вашей повседневной жизни (конкретно), пытаться понять подсознательные негативные мысли в каждой ситуации, обсуждать их и находить рациональные решения.
Хорошего настроения!
То есть получается я менее устойчивая к стрессам нежели другие люди? Это думаю мне свойственно. Получается я подсознательно генерирую мысли, чаще критические, они провоцируют мое беспокойство, то есть эмоции и переживания, и нужно вытащить эти мысли в сознание, и рассмотреть насколько они адекватны? Я согласна с тем, что много требую от себя и склонна завидовать тому, чего у меня нет, когда вижу у других людей, и тот факт что все должны быть воспитанными в обществе - это правда есть. Ярлыки я не часто вещаю, а если вешаю то это не то что меня беспокоит, а вот с тем, что у меня самооценка низкая из-за сравнения с другими и я плохо выношу критику других людей я не согласна
Вы менее устойчивы к стрессам, чем хотелось бы, Ок?
Мне кажется, что Ваши негативные установки нам по крупному (в обобщенном виде) понятны. Часто на этом этапе становится тяжелее, негатив проявляется ярче. Однако это важный этап - осознание сути проблем.
Теперь можем приступать к планомерной работе по устранению негативных установок. Общие советы здесь не помогают, психика их не воспринимает. Подсознание устойчиво к внешним и внутренним рекомендациям.
Для начала систематической работы немного теории и примеры.
Основная модель когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) основана на представлении о том, что каждое жизненное событие состоит из серии активирующих событий, мнений и их последствий: Активирующее событие (А) (activating experience) → (В) внутренние установки (beliefs) → (С) последствия (consequences).
A): активирующее событие. Любая осознанная стимуляция, вызывающая ряд мыслей и эмоций. Сюда входят как внешние, так и внутренние (мысль или чувство) события. Это Ваши так же Ваши внутренние якоря и триггеры.
B): установки. Все, что мы думаем об активирующем событии или ситуации. Эти мысли могут быть как явными, так и скорее всего подсознательными или едва заметными. Сюда также включаются визуальные образы, иногда ощущение запахов.
С): последствия. Эмоции или поведенческие реакции, возникшие в результате A + B. Это означает, что когда что-то происходит (А), Вы затем (чаще даже подсознательно) думаете об этом событии, оцениваете его, и после эмоционально реагируете (ощущаете) или совершаете что-либо действие.
Человек обычно воспринимает А (Активирующее событие) и последствия С. Однако, согласно когнитивно-поведенческой теории и практике, каждое событие происходит последовательно, как A-B-C. Эмоции и поступки всегда являются результатами некого первичного цикла A + B, но Вы в первую очередь ощущаете С. Пока мы рассматривали только А и С в свободной переписке в обобщенном виде. Наша следующая задача будет выявить реальные Ваши подсознательные установки (В) в конкретных ситуациях.
Пишите, насколько это понятно, лучше сразу - что непонятно.
Как с этим дальше работать?
Очень кратко напишу, как будем работать.
Вами будет вестись дневничок отрицательных событий со столбцами А В С. На этом этапе важно наиболее полно обдумать и записать колонку В: что промелькнуло в подсознании, какие возможные иррациональные установки Вы ощутили. Для подсказок предложен небольшой набор типичных "слов-маркеров" для каждой иррациональной установки.
Далее приступим к систематическому анализу дневника. Каждые несколько дней (а может и каждый день) будем разбирать ситуации из дневника, уточнять колонку В. Примерно через недельку (а может и раньше), когда ведение дневника уже не будет представлять особых проблем (именно в части колонки В), начнем следующий этап.
D): (disputing) – дискуссии, постановка под сомнение вредных систем убеждений с помощью их исследования, совместной с Вами оценки, оспаривания, выработка рациональных убеждений, соответствующих, прежде всего Вашему глубинному мировоззрению, приемлемых «душой».
Потом (практически одновременно с D) - E (effects) – закрепление в подсознании и поведении выработанных рациональных реакций как результатов осознания и оспаривания иррациональных (мешающих жить) установок.
Вот примеры: (долженствование к себе):
Очень часто клиентки (женщины) приводят банальный пример, «дома должно либо блестеть все, либо пусть все валяется... »
А) Осмотрелись кругом …
В) Боже, какой бардак, так не должно быть, это не приемлемо, требуется срочно навести порядок…
С) Эмоции: злость, неудовольствие, может быть даже отвращение к себе … и руки опустились, «пусть все валяется»…
Другие примеры:
А (активизирующие, или неблагоприятные факторы, активаторы). Например, вы испытываете желание преуспеть в учебе, работе, спорте, отношениях, но определенные (А) преграды встают на пути, обстоятельства (как Вам может кажется) мешают (в конкретной ситуации) этому желанию осуществиться.
В (убеждения), особенно иррациональные, по поводу провала и неуспеха. Например: «Я не должен был проиграть! Меня должны принять! Я ничтожный человек, раз меня отвергли! »
С (последствия), которые следуют за несчастьями и иррациональными убеждениями. Например, чувство сильной тревоги и угнетенности, самообвинение, апатия и отказ от своих целей.
Другой пример (катастрофизации+ долженствование):
A) — событие. Прошли собеседование на очень подходящую Вам вакансию, но на работу Вас не приняли.
B) — наше убеждение по поводу этого события. Пример: «Я должен получить эту работу, иначе я это не переживу», «Я обязан был получить эту работу, иначе я ничего не стою, отказ - это непереносимо, непреодолимо»...
С) - наши эмоции и действия по поводу этого события: злость, даже ярость по отношению к людям, ведущим собеседование, апатия и глубокое разочарование в себе, в людях в мире... Из действий (С) - это может быт алкоголь, немотивированная агрессия на близких, драка с незнакомыми людьми без повода, покупка "веревки и мыла".
Сначала вспомните примеры из Вашей жизни и опишите их А В С, можно прямо сегодня.
Мы разберем их и оценим (все же) насколько записано все более-менее структурно верно по сути столбцов. Только не бойтесь ошибиться, думать о том, что что-то сделаете не так. При работе с психологом "клиент всегда прав" в своих текущих мыслях, оценках. Психологу может быть что-то непонятно самому из Ваших ответов, тогда я задам дополнительные вопросы, вместе обсудим, уточним. В этом и заключается суть психологической поддержки.
Писать надо всю строку А В С, а то будет непонятно, "откуда ноги растут".
Пишите, приводите свои КОНКРЕТНЫЕ примеры из жизни. Один-два, пока не больше, чтобы можно было сконцентрироваться.
Хорошего вечера!
А: Купила товар и увидела на него скидку на следующий день.
В: "я должна была подождать еще и не торопиться", "мне нужно было знать что будет скидка", "вечно мне не везет"
С: кто-то купит со скидкой, а я в пролете, хотя я получаю меньше всех и мне ДОЛЖНЫ уступать, мне должно вести на скидки, чтобы мне было проще жить - начинаю проявлять агрессию к окружающим, стоит мне только узнать о их уровне дохода, который выше моего. Они ДОЛЖНЫ покупать по изначальной цене, а не искать скидку, как я. Появляется желание что-то присвоить себе незаконно или ненавидеть свою недальновидность. На начальника и мир я не злюсь в этот момент
Доброе утро, Жанна!
А) понятно.
В) тут скорее превалирует драматизация: это "беда", "жесть",... Так? Ну и долженствования о которых Вы написали.
С) - эмоции: раздражение, злость...?
Для осознания своих эмоций, их вербализации (формализации) будет интересно и полезно взглянуть на "Колесо эмоций Роберта Плутчика". Наберите в сети. Почему полезно? Чем лучше человек осознает свои негативные эмоции, тем быстрее с ними справляется. Да и говорить будем на одном языке.
Там такой достаточно всеобъемлющий "цветочек" по лепесткам которого эмоции идут по убывающей (в сети наберите, тут не воспроизводится).
Вот в ситуации по убывающей у Вас, видимо, был гнев или злость. Но никак не досада (край лепестка, слабо выраженная эмоция).
Давайте обсудим В) и С).
Хорошего дня!
Добрый день!
В: Раздувается из мухи слон по причине невозможности достичь своего долженствования, на фоне этого возникают сильные эмоции
С: внутри я ощущаю горе, словно я потеряла то что было моим. Пока я не столкнулась с тем, что покажет мне что ""это не так"", я верю что могу. Я переживаю горе от потери собственной убежденности в том, что я "все могу", по отношению к себе проявляется презрение, потому что я увидела что да, я не могу, поэтому я ощущаю себя жалкой и лежу в апатии несколько дней
(изменено 22 июл. 2025)
Тут не понял, это другая ситуация? А что о первой скажете дополнительно?
В описанном примере А) мысли о том, что я должна чего то достичь, но не получилось?
Все та же ситуация)
Отзыв о консультации
Помогли разобраться с ситуацией и наметить план действий на будущее, для стабилизации эмоций и более трезвых мыслей, будем работать дальше)