КонсультацииПсихологические пищевые нарушения

Ребёнку 4,5 года. Отказывается от всех приёмов пищи, кроме завтрака

492
11 дек. 2018
Sofia912
Сын уже неделю отказывается от всех приёмов пищи, кроме завтрака. На завтрак ест овсяную кашу с медом и арахисовой пастой, другие пытается, но не съедает. Пьёт чай с бутербродом в 11 и потом целый день отказывается есть до следующего утра. Вчера дали кашу как утром на ужин, его вырвало. Не болен. На другую еду тоже рвотный рефлекс, когда кладёт в рот. До этого прекрасно ел всё, просил сам. Сегодня был переломный момент, поэтому пишу. С утра рыдал от голода, плакал и просил поесть. Потом сказал, что ночью было холодно, хотя в комнате тепло и спит в пижаме с длинными рукавами под одеялом. Но целый день снова ничего не ест, даже сладкое. Говорить и рассуждать на эту тему не хочет. Причины может быть 2, на мой взгляд. 1) Сменили садик недели 3 назад. 2) Родился младший братик, сейчас 5 месяцев. Сама времени с ним проводить стала очень мало, урывками. Это может усугублять ситуацию с садом. Подскажите, пожалуйста, как можно помочь ребёнку справиться с этим стрессом, а, возможно, депрессией.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
11 дек. 2018
София, здравствуйте.
Я готова пообщаться с вами в этой теме.

Для начала задам несколько вопросов:

Вы писали:
Не болен.

Вы показывали его педиатру? Или как-то иначе сделали такой вывод?

1) Сменили садик недели 3 назад.


С чем была связана смена садика? Вы говорите, что ребенок неделю отказывается от еды, а 3 недели назад сменили садик. Скорее всего, его поведение связано именно с садиком. Раз братику уже 5 месяцев, то вряд ли это событие так на него повлияло.

Говорить и рассуждать на эту тему не хочет.


А какие именно вопросы вы ему задаете?
11 дек. 2018
Sofia912
К педиатру не обращались.
Сама сделала такой вывод, т. к. никаких признаков болезни нет. Рвота была вызвана именно держанием пищи во рту.

Садик сменили в связи с переездом. В предыдущем остались друзья, но ходить он туда не любил все равно. Сейчас просит оставить его дома каждое утро. Воспитатели сказали, что он сам по себе в группе, но не зажат и не стеснителен. В саду не ест тоже.

По поводу вопросов. От простейших "почему не ест?" до долгих рассуждений вроде "откуда берётся энергия и ресурсы для поддержания сил организма". Спрашивала, чего бы он хотел, чтобы я приготовила. Говорит всегда, что вообще ничего не хочет. Ему бабушка принесла новогодний подарок - сундук сладостей, он их только рассматривает.

Для начала задам несколько вопросов

Ирина, добрый вечер. Ответила на Ваши вопросы выше.
11 дек. 2018
Садик сменили в связи с переездом. В предыдущем остались друзья, но ходить он туда не любил все равно. Сейчас просит оставить его дома каждое утро. Воспитатели сказали, что он сам по себе в группе, но не зажат и не стеснителен. В саду не ест тоже.


Есть ли в вашем садике детский психолог?

По поводу вопросов. От простейших "почему не ест?"


Он не понимает, почему он не ест, поэтому он не может ответить вам на этот вопрос. Видимо, он сейчас переживает очень сильный стресс. Как вы говорили, в связи с рождением братика вы стали уделять ему совсем мало внимания. А тут еще и друзей он лишился. Полагаю, что ему сейчас может быть очень одиноко. Но он свои чувства не понимает. Организм так реагирует на стресс и он не может с этим совладать.

"откуда берётся энергия и ресурсы для поддержания сил организма".


Не-не-не-не! Вот это вообще не надо. Он еще слишком маленький, чтобы понимать такие сложные логические конструкции. Для него это из серии: "мама, а ты сейчас с кем разговаривала". Знаете этот анекдот? Он сейчас живет на уровне чувств, ощущений, инстинктов и познает этот мир через простейшие конструкции. Он может понимать каждое из сказанных слов в этом предложении, но они для него сейчас не имеют смысловой нагрузки.

Спрашивала, чего бы он хотел, чтобы я приготовила. Говорит всегда, что вообще ничего не хочет. Ему бабушка принесла новогодний подарок - сундук сладостей, он их только рассматривает.


Все верно. Вам сейчас надо понимать, что у мальчика ОЧЕНЬ сильный стресс. Смена места жительства, потеря друзей, новые люди, новый садик, мама не уделяет внимания. Жутчайший стресс. Он не хочет кушать. Ему не удается справиться со своими чувствами. Они уходят на уровень ощущений (рвота, холод и т. п.). Возможно он тем самым неосознанно пытается привлечь к себе больше внимания.
Попробуйте поговорить с ним на такие темы - расспросите, как ему в новом садике? Что ему там нравится? Что не нравится? Есть ли у него какие-то новые друзья? Попытайтесь узнать, как он сейчас проживает эти серьезные изменения в его жизни.

Как он, кстати, реагирует на братика?

Не спрашивайте, что ему приготовить, а спросите, как он хотел бы провести вечер? Как хотел бы провести выходные?
11 дек. 2018
Sofia912
Как он, кстати, реагирует на братика?

Ревностно. Видно как расстраивается резким прекращениям игр, чтения из-за плача малыша, злится. Постоянно спрашивает о прошлом, когда был младенцем, также ли я его носила/кормила/купала, были ли у него такие игрушки/одежда и так далее. Хочет на ручки, в кроватку, вообщем поведением явно даёт понять, что ему не хватает внимания. Но, к сожалению, столько как раньше все равно не получается.
11 дек. 2018
По-моему, есть.


Это очень хорошо! Рекомендую тогда обратиться к психологу, чтобы специалист мог пообщаться с мальчиком и помочь ему, а так же вам подсказать, как еще действовать.

Про новый садик спрашиваю, да. Друзей пока нет, имён не знает ни детей, ни воспитателей до сих пор. Говорит, что не нравятся там игрушки и кровать (её месторасположение). Что нравится, не может придумать.


Предложите ему пофантазировать. Если бы все было возможно - что бы он захотел, чтобы было в новом садике.

Ок, а то я и припугнула, что не вырастет даже, и больнице, потом пожалела, конечно.


Да, не стоит его сейчас пугать. Он итак сильно переживает и лишние страхи ему ни к чему. Отнеситесь к нему с пониманием. Он не кушает не потому, что вредничает. А потому что переживает и у него, действительно, нет аппетита. Поэтому запугивания и вопросы "что приготовить" - они ни к чему. Он не хочет кушать и не захочет, пока не получит, то в чем он нуждается.

Ревностно. Видно как расстраивается резким прекращениям игр, чтения из-за плача малыша, злится.


Как вы на это реагируете? Что говорите ему?
Говорите ли вы ему, что он старший, что ему нужно понять, что так надо?

Постоянно спрашивает о прошлом, когда был младенцем, также ли я его носила/кормила/купала, были ли у него такие игрушки/одежда и так далее.


Что вы ему на это отвечаете?

Хочет на ручки, в кроватку, вообщем поведением явно даёт понять, что ему не хватает внимания. Но, к сожалению, столько как раньше все равно не получается.


Да, я понимаю. Пробовали ли вы его как-то привлечь к уходу за братиком? Помочь пеленать, убаюкивать? Чтобы он не оставался в стороне, а чувствовал себя нужным, соучастником происходящего в семье?
Можно попробовать ему сказать, что братика родили, чтобы у него был близкий человек, близкий друг, которого он сможет научить потом играть, что им будет веселее вместе.
12 дек. 2018
Sofia912
Можно попробовать ему сказать, что братика родили, чтобы у него был близкий человек, близкий друг, которого он сможет научить потом играть, что им будет веселее вместе.

Да, он ждёт, когда уже можно будет с ним играть, хочет учить говорить. Про близкого друга скажу.
12 дек. 2018
Хорошо. А как дальше быть с этой информацией?


Здесь важно понять, что ребенку не столь важен результат, сколько процесс. Ему важно получить внимание. Он этого добивается. Задавая ему вопросы о нем, о его жизни, о его фантазиях - вы даете ему самое главное - внимание!
Когда вы заставляете его кушать, когда пугаете тем, что он не вырастит - вы в этот момент не интересуетесь им, а пытаетесь решать некую утилитарную задачу. А ему важен интерес к ему персоне.

Ну а когда расскажет про свои фантазии - надо посмотреть, что расскажет. Если скажет - хочу, чтобы моя кровать была не там-то, а там-то, то можно задать вопрос - и что тогда изменится? Может быть его положили рядом с вреднючим мальчиком, который ему неприятен. Или его кровать стоит там, где дует. Я думаю, что в процессе вы сориентируетесь. Главное - прислушивайтесь внимательно к нему и старайтесь меньше что-то объяснять, а больше спрашивать.
Если он скажет, что хочет, чтобы в садике появился единорог - спросите его, что тогда произойдет? Зачем ему нужен единорог? Что он с ним будет делать? А как ему без единорога там живется? Грустно? А что может тебя еще развеселить?
Понимаете ход мыслей?

Если не сориентируетесь - напишите сюда, разберем фантазии. Или можно детскому психологу о них рассказать и вместе это обсудить.

Мы заранее перед каждым занятием договариваемся, что нам придётся прерваться, но потом мы обязательно вернёмся. Соглашается и привык уже, но эмоции никуда не деть


Спросите его мнение - как он думает, как лучше поступить, когда малыш плачет и ему нужна помощь?

Что старший, и ему надо понять, не говорю.


Очень хорошо.

Говорю, что жду, когда мы с ним больше времени будем проводить, что мне тоже не хочется прерываться, но и продолжить читать, например, под плач мы не можем. А он говорит, что может и играть, и читать под крики и плач.


Попробуйте не про то, что "мы не можем играть под плач", а про то, что твоему братику сейчас плохо и ему надо помочь. Пригласите вместе помочь.

Прошу только погремушку подержать, поразвлекать. Не всегда соглашается. А когда укладываю младшего, уходит в свою комнату сам. Не хочется его как-то помогать просить, получается, что он это делает без энтузиазма, не хотя...


Нет, заставлять не надо. А попросить можно. Не на всех детей это действует, но многие охотно соглашаются помочь маме. Можно спросить: "можешь помочь мне с братиком, мне было бы очень приятно". Если не захочет - то и не надо. Но может быть так он почувствует себя причастным и полезным. Можно пробовать. Но без принуждения, конечно - это не его обязанность.

Да, он ждёт, когда уже можно будет с ним играть, хочет учить говорить. Про близкого друга скажу.


Очень здорово! Раз он ждет, когда уже можно будет с ним играть, то можно попробовать привлечь его к уходу за братиком, объяснив, что он так может побыстрее повзрослеть, если братик с ним будет больше общаться. Попросить его рассказать братику сказку, объяснив, что он сейчас пока общаться не может, но все слышит и уже что-то понимает. А общение поможет ему быстрее заговорить.

Пробуйте разные эксперименты. Основной посыл такой - вы оба наши любимые малыши. Просто ты уже что-то можешь сам, а братик пока не может. А если ты поможешь, то возможно братик быстрее сможет расти. То, что ему интересно и понятно - этим можно привлечь его к совместной деятельности.
12 дек. 2018
Sofia912
Пробуйте разные эксперименты. Основной посыл такой - вы оба наши любимые малыши. Просто ты уже что-то можешь сам, а братик пока не может. А если ты поможешь, то возможно братик быстрее сможет расти. То, что ему интересно и понятно - этим можно привлечь его к совместной деятельности.

Спасибо Вам большое! Я поняла направление, в котором надо двигаться. Постараюсь учесть все рекомендации сама и обратимся очно к штатном психологу.
12 дек. 2018
Да, поняла. Важен сам процесс. Буду развивать такие диалоги!


Отлично!:thumbsup:

Спасибо Вам большое! Я поняла направление, в котором надо двигаться. Постараюсь учесть все рекомендации сама и обратимся очно к штатном психологу.


Пожалуйста! Рада была помочь.:)
Да, обратитесь, обязательно, к детскому психологу. Если в саду такого нет, найдите частнопрактикующего специалиста. Важно, чтобы он поговорил с вашим сыном лично, очно. Я вам дала некие общие рекомендации, но, важно чтобы профессионал пообщался лично с мальчиком и может быть даст какие-то еще более конкретные рекомендации.
И не бойтесь немного экспериментировать.
И не забывайте про процесс!:)

Удачи вам!

Софья, если ко мне на данном этапе больше нет пока вопросов - я прошу вас закрыть тему. Для этого надо нажать кнопку "завершить".
Если вам понадобится новая консультация, вы сможете открыть новую тему на форуме в любой момент.

Отзыв о консультации

Консультацией у Ирины осталась довольна. Получила ценные советы и ответы на все свои вопросы. Стало понятно направление действий для дальнейшего решения своей проблемы. Спасибо!

Sofia912