Хорошо. А как дальше быть с этой информацией?
Здесь важно понять, что ребенку не столь важен результат, сколько процесс. Ему важно получить внимание. Он этого добивается. Задавая ему вопросы о нем, о его жизни, о его фантазиях - вы даете ему самое главное - внимание!
Когда вы заставляете его кушать, когда пугаете тем, что он не вырастит - вы в этот момент не интересуетесь им, а пытаетесь решать некую утилитарную задачу. А ему важен интерес к ему персоне.
Ну а когда расскажет про свои фантазии - надо посмотреть, что расскажет. Если скажет - хочу, чтобы моя кровать была не там-то, а там-то, то можно задать вопрос - и что тогда изменится? Может быть его положили рядом с вреднючим мальчиком, который ему неприятен. Или его кровать стоит там, где дует. Я думаю, что в процессе вы сориентируетесь. Главное - прислушивайтесь внимательно к нему и старайтесь меньше что-то объяснять, а больше спрашивать.
Если он скажет, что хочет, чтобы в садике появился единорог - спросите его, что тогда произойдет? Зачем ему нужен единорог? Что он с ним будет делать? А как ему без единорога там живется? Грустно? А что может тебя еще развеселить?
Понимаете ход мыслей?
Если не сориентируетесь - напишите сюда, разберем фантазии. Или можно детскому психологу о них рассказать и вместе это обсудить.
Мы заранее перед каждым занятием договариваемся, что нам придётся прерваться, но потом мы обязательно вернёмся. Соглашается и привык уже, но эмоции никуда не деть
Спросите его мнение - как он думает, как лучше поступить, когда малыш плачет и ему нужна помощь?
Что старший, и ему надо понять, не говорю.
Очень хорошо.
Говорю, что жду, когда мы с ним больше времени будем проводить, что мне тоже не хочется прерываться, но и продолжить читать, например, под плач мы не можем. А он говорит, что может и играть, и читать под крики и плач.
Попробуйте не про то, что "мы не можем играть под плач", а про то, что твоему братику сейчас плохо и ему надо помочь. Пригласите вместе помочь.
Прошу только погремушку подержать, поразвлекать. Не всегда соглашается. А когда укладываю младшего, уходит в свою комнату сам. Не хочется его как-то помогать просить, получается, что он это делает без энтузиазма, не хотя...
Нет, заставлять не надо. А попросить можно. Не на всех детей это действует, но многие охотно соглашаются помочь маме. Можно спросить: "можешь помочь мне с братиком, мне было бы очень приятно". Если не захочет - то и не надо. Но может быть так он почувствует себя причастным и полезным. Можно пробовать. Но без принуждения, конечно - это не его обязанность.
Да, он ждёт, когда уже можно будет с ним играть, хочет учить говорить. Про близкого друга скажу.
Очень здорово! Раз он ждет, когда уже можно будет с ним играть, то можно попробовать привлечь его к уходу за братиком, объяснив, что он так может побыстрее повзрослеть, если братик с ним будет больше общаться. Попросить его рассказать братику сказку, объяснив, что он сейчас пока общаться не может, но все слышит и уже что-то понимает. А общение поможет ему быстрее заговорить.
Пробуйте разные эксперименты. Основной посыл такой - вы оба наши любимые малыши. Просто ты уже что-то можешь сам, а братик пока не может. А если ты поможешь, то возможно братик быстрее сможет расти. То, что ему интересно и понятно - этим можно привлечь его к совместной деятельности.