КонсультацииОтношения родителей и детей

Дочь-подросток (12,5 лет) резко стала неуправляемой, начала курить, совершенно не слушает меня

6486
06 апр. 2019
Mnata
Здравствуйте. У меня дочь, подросток 12,5 лет начала курить, совершенно не слушает меня. Не делает уроки, за третью четверть одна двойка и три не аттестации по предметам. Начала уходить гулять, надолго и без разрешения. Сегодня заявила мне, что домой ночевать не придёт. И не пришла. Написала мне смс, что с ней всё хорошо и будет утром. Потом перезвонила мне, и уточнила прочитала ли я смс. У нас с ней были доверительные отношения, она мне все рассказывает. Я помогала ей пройти переходный возраст. И к психологу ходили, и разные кружки пробовали, она рисует хорошо, но сейчас всё бросила. Хочет быть взрослой. Все разговоры воспринимает как мораль, которая не интересна. Заявила, что это её жизнь и она будет делать что захочет. У неё демонстративный тип личности. Как мне с ней говорить, чтобы она меня услышала?

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
06 апр. 2019
Mnata, здравствуйте!
Я готова обсудить с вами вашу проблему.
Как я могу к вам обращаться?
06 апр. 2019
Mnata
Здравствуйте, Ирина. Меня зовут Наталья
06 апр. 2019
Наталья, очень приятно!

Как мне с ней говорить, чтобы она меня услышала?


Расскажите, пожалуйста, что именно вы хотите до нее донести? Что именно она должна услышать?
07 апр. 2019
Mnata
Я пытаюсь донести до нее мысли, что очень опасно для здоровья курить и не ночевать дома с 12 лет. И что на улице в большом городе очень опасно для девочки ночами. Ну а про учёбу я ей пытаюсь донести мысль, что не учась сейчас, она очень многие возможности в будущем себе перекрывает.
07 апр. 2019
Наталья, спасибо за ответ. Поняла.
В подростковом возрасте дети перестают воспринимать разговоры в виде поучений. Им сейчас нужен диалог. Поэтому она и говорит:

Все разговоры воспринимает как мораль, которая не интересна.


Ведь это действительно мораль. И это и правда не интересно.

Пробовали ли вы говорить с ней в форме диалога, задавая вопросы?

Например:
Кем тебе хотелось бы работать в будущем? Какая профессия тебе нравится? А как ты думаешь, сможешь поступить в вуз, чтобы получить эту профессию? Ты знаешь, какие предметы надо сейчас изучать усиленно, чтобы поступить в такой вуз?

И т. п. Понимаете? Она должна сама в себе породить все эти ответы. В этом возрасте они уже перестают воспринимать готовые ответы от родителей, они хотят быть самостоятельными, взрослыми, хотят сами принимать решения относительно своей жизни.

А вот это вот:

Сегодня заявила мне, что домой ночевать не придёт. И не пришла.


Уже конечно хамство. Хамство в свой адрес допускать нельзя.
Наталья, вы одна воспитываете дочь или ее отец тоже участвует в воспитании?

Что вы имели в виду, когда писали это:
Я помогала ей пройти переходный возраст. И к психологу ходили,


? Как вы помогли ей пройти переходный возраст? Какой возраст имеется в виду? По какому поводу обращались к психологу?
07 апр. 2019
Mnata
Ирина, здравствуйте. Начало переходного возраста у нее было в 11 лет. Мы переехали во Владивосток с другого города. Она очень тосковала за прежней жизнью, друзьями. Я помогала ей в новом городе адаптироваться. Совместно с ней выбирали кружки и секции, чтобы у неё появились новые друзья. Сменили школу после года обучения, потому что у нее не складывались отношения в классе со сверстниками и с учителями. Нашли совместно новую ее способность к рисованию.. И она начала заниматься в школе искусств. Это я и назвала помощью в преодолении переходного возраста. К психологу обращались в конце пятого класса, по поводу её поведения в школе (вызывающая одежда (переодевалась в школьном туалете, а домой возвращалась в школьной форме), тяга к старшеклассникам, плохим компаниям). То есть запрос к психологу был - чрезмерная тяга к взрослым школьникам, эпатажное поведение в школе. Но на тот момент дома она была обычным домашним хорошим ребёнком. С ее папой мы в разводе. Они общаются по телефону, но особо он её не воспитывает, т. к. живёт в Москве. В 12 лет я обращалась и к психологу и к психиатру детскому по вопросу не суицидальных разговоров. Говорила, что не хочет жить, не нравится школа, не нравится город. Сменили школу, начала рисовать, психиатр никаких отклонений не обнаружил. Сказал, что классический случай переходного возраста. Ну и демонстративный тип поведения. Через какое-то время разговоры про нежелание жить прекратились. Но начались новые приколы. Уйду из дома, буду делать то что захочу... Хотела быть психологом и татуировщицей:)) недавно заявила мне, что " ну и буду дворником, как ты мне и говорила". Понимаю, что это опять эпатаж. Но у меня нет пока в этой ситуации как с откровенным хамством бороться. До этого я ей старалась помочь и поддержать. А здесь уже конкретно она переходит границы. Я ей сказала, что не готова при таком её поведении её понимать и поддерживать. Она вернулась домой после отсутствия ночью, и ничего не сказала. Ни прости, ничего. Как так и надо. Я не стала читать мораль, не стала вообще на неё как-то реагировать. Пришла и пришла. Не знаю что сказать офигевшему ребенку. Да и не хотелось говорить.
07 апр. 2019
Наталья, у меня вызывает огромное уважение то, как серьезно и внимательно вы относитесь к воспитанию дочери!
Однако, как мне кажется, вы рано обрадовались тому, что помогли ей пережить переходный возраст. По мнениям разных специалистов, пубертат начинается как раз лет в 12. Конечно, есть индивидуальные различия - у кого-то он начинается раньше, у кого-то позже, но факт в том, что ваша дочь сейчас в самом разгаре пубертатного периода. Это подтверждается тем, как вы описываете ее поведение.

Сейчас в этом возрасте для нее особенно важно, чтобы рядом был адекватный, понимающий, поддерживающий взрослый. И не менее важно, чтобы взрослый был твердым, крепким и умеющим обращаться с властью. И здесь важно понимать, что власть и насилие - это не одно и то же.

Я предлагаю вам подумать насчет того, чтобы вам поработать сейчас над вопросом построения коммуникаций с дочерью. Раз психиатр не выявил у нее отклонений и сказал, что ее поведение - норма переходного возраста, значит поработать с психологом нужно сейчас не ей, а вам. Многие родители не справляются с подростками в период пубертата, так как оказываются не готовыми к тому, что происходит с детьми, не готовыми менять СВОЕ поведение и форму общения. Когда милые, нежные создания, пахнущие молоком и яблоками, вдруг превращаются в чертей, воняющих табаком и выражающихся бранью, многие родители испытывают шок и считают, что с детьми происходит что-то не то. На самом же деле практически все подростки резко меняются в этот период и родителям просто надо учиться принимать это, как норму и перестраиваться самим.

Поэтому вам сейчас важно разобраться с вопросами коммуникации с подростками, разобраться с реакциями вашей дочери с вашими реакциями на нее. Учиться выстраивать и удерживать личные границы.
Необходимо буквально выстроить грамотно диалоги с дочкой. Этот возраст довольно сложный и опасный. Важно сейчас не упустить этот момент.

недавно заявила мне, что " ну и буду дворником, как ты мне и говорила". Понимаю, что это опять эпатаж.


Это не просто эпатаж, Наталья. У нее сейчас происходят очень серьезные изменения - и физиологические и психологические. Вам важно выстраивать с ней диалог, чтобы помочь ей найти себя, определить свои интересы, справляться со своими гормональными бурями.

Но у меня нет пока в этой ситуации как с откровенным хамством бороться.


Нет, бороться с этим не надо. Как я писала выше - власть и насилие - это не одно и тоже. Вам важно учиться твердо удерживать границы, не скатываясь в борьбу. Борьба будет вызывать только больше сопротивления и увеличивать дистанцию между вами. Вам важно понять, что ее хамство - это не назло вам, это результат гормональных и психологических изменений. Так подростки учатся находить свое "Я", учатся определять границы, пытаются становиться взрослыми. Поэтому ваша задача - не бороться с этим, а учиться, так же поддерживая, как и раньше, тем не менее твердо удерживать свои границы.

Я ей сказала, что не готова при таком её поведении её понимать и поддерживать.


Вот это зря. Ей сейчас нужна ваша поддержка. Здесь лучше учиться говорить о своих чувствах. Например: Дочь, я тебя люблю и всегда буду любить и поддерживать тебя, но такое поведение по отношению ко мне, мне не нравится. Мне не приятно и обидно, когда ты так поступаешь. То есть, говорить о своих чувствах, не отталкивая ее.

Она вернулась домой после отсутствия ночью, и ничего не сказала. Ни прости, ничего. Как так и надо. Я не стала читать мораль, не стала вообще на неё как-то реагировать. Пришла и пришла. Не знаю что сказать офигевшему ребенку. Да и не хотелось говорить.


Я понимаю вашу реакцию. Но вот здесь как раз важно не игнорировать эти события, а учиться реагировать на них правильно.
08 апр. 2019
Mnata
Ирина, здравствуйте. Спасибо за помощь. Я понимаю, что не знаю как реагировать на происходящее правильно. После двух дней гулянок в школу дочь не пошла. Сказала, что болит голова. Как ей показать границы и власть в этой ситуации? Ей все равно на мои слова. Не пойду а школу и всё. Я ей объяснила, что если в школу не будет ходить, то останется на второй год. И сказала, что это будет её ответственность. Возможно надо оставить её на время в покое? Она не слышит все равно меня.
08 апр. 2019
Ирина, здравствуйте. Спасибо за помощь. Я понимаю, что не знаю как реагировать на происходящее правильно.


Наталья, дело в том, что нет правильных или не правильных реакций. Есть ваши реакции и их последствия. Вы опять начали читать ей мораль:

Я ей объяснила, что если в школу не будет ходить, то останется на второй год.


Вместо того, чтобы обсудить случившееся. А чтение морали приводит к тому, что подросток вас не слышит. И первое, с чем надо работать - это с вашими реакциями, надо изучать их и тогда будет возможность их изменить, что повлечет за собой качественные изменения в ваших отношениях. Поэтому я и предлагала вам подумать над тем, чтобы поработать с психологом. В формате переписки мы не сможем это сделать, здесь нужна живая работа.
Я могу предложить вам поработать с вами в скайп, если будете готовы заняться этим вопросом серьезно. Несколько встреч с тщательным разбором ваших реакций на ее поведение уже помогут вам измениться и кардинально поменять отношения с дочерью. Подумайте, готовы ли вы к этой работе?

Наталья, здравствуйте.
Прошла неделя после моего последнего ответа вам. Но вы ничего не написали. Подскажите, данная тема для вас еще актуальна или вы уже нашли решение своей проблемы?
16 апр. 2019
Mnata
Ирина, здравствуйте. Спасибо Вам за советы. Я согласна с вами, что работать с психологом надо мне. Чтобы выдержать всё сложности переходного возраста ребенка. Я поищу психолога в своем городе, т. к. у нас с вами разница во времени очень большая. Ещё раз спасибо вам.
16 апр. 2019
Наталья, пожалуйста! Рада вам помочь! Надеюсь, что с психологом все у вас сложится удачно.

Если, вдруг, что-то не срастется - пишите. У меня есть клиенты, проживающие в США - разница во времени не помеха :)
Так что на связи.

Если у вас ко мне больше нет вопросов на данном этапе, тогда я прошу вас закрыть эту тему. Для этого надо нажать на кнопку "завершить" внизу страницы. Там же вы сможете оставить свой отзыв о нашей дискуссии - буду вам благодарна.
Удачи вам!

Отзыв о консультации

Психолог помог осознать, что работа с психологом нужна мне, чтобы пережить период переходного возраста своего ребенка. То есть детей бесполезно в этом возрасте воспитывать, уже поздно. Но свои реакции и навыки ведения переговоров с ребенком в переходном возрасте надо научиться правильно проводить. И поможет в этом психолог. Ну, и ещё я благодарна Ирине и письмам от других родителей, которые опубликованы на сайте. Мне стало немного легче морально. Я увидела, как много мам и пап в аналогичных ситуациях.

Mnata