КонсультацииОтношения родителей и детей

Дочь (17 лет) режет себе руки. Ей нравятся шрамы и вид крови. Что делать?

3694
05 мая 2021
Оксана оголл
Дочь 17 лет, режет себе руки и ноги, делает это не постоянно. В последний раз это было связано с подругой, та тоже резалась, они обменивались фото порезов, это длинная история, к счастью девочка ушла из класса, дружба прекратилась, порезы тоже. Было это три года назад. И вот сейчас я опять обнаружила следы. Спокойно поговорила, попыталась понять в чем причина, дочь сказала что ей просто стало скучно. В переписке с каким то мальчиком (я обнаружила случайно), дочь спрашивает у него совета, как объяснить родителям эту тягу к порезам и не выглядеть при этом ненормальной, так как боли душевной у неё нет, просто нравится шрамы и вид крови? У меня это просто не укладывается в голове...

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
08 мая 2021

Оксана, добрый день!

Самоповреждающее поведение у подростков, к сожалению, тема актуальная. И актуальность ее растет.

Причин возникновения такой формы поведения несколько. Из основных могу перечислить:

  1. Эмоциональная боль (физическая боль вследствие самоповреждения способствует выделению эндорфинов, действие которых способствует улучшению эмоционального состояния)
  2. Ощущение внутренней пустоты (отсутствие эмоций), эмоциональной потерянности, одиночества (боль помогает чувствовать себя живым)
  3. Избавление от чувства опустошенности, депрессии, чувства нереальности происходящего;
  4. Выход агрессии, злости, раздражения, которые, часто из-за страха или неумения управлять та-кими эмоциями, направляются внутрь, а не наружу
  5. Ради ощущения защищенности и исключительности
  6. Самонаказание (немалая часть тех, кто наносит себе повреждения, в детстве сталкивались с насилием в семье и нередко сами были объектами насилия, и они продолжают наказывать уже сами себя)

Базовых социальных факторов, которые способны запустить механизм самоповреждающего поведения, также достаточно много. Из основных:

  1. Эмоциональное, физическое или сексуальное насилие;
  2. Семейная враждебность и постоянная критику со стороны родителей;
  3. Смерть / развод в семье;
  4. Одиночество и проблемы в семейных или супружеских отношениях;
  5. Проблемные отношения со сверстниками, буллинг (психологическая травля);
  6. Наличие самоповреждающих паттернов поведения в референтной группе.

Я писала дипломную работу на тему самоповреждающего поведения в подростковом возрасте, и при общении с подростками наиболее частой причиной как раз таки была неспособность подростка справиться с сильными чувствами, такими как гнев, тревога, стыд, чувство вины.

Когда у них появлялся страх потерять контроль над собой и своим поведение (из-за сильной эмоции), то они совершали разного рода самоповреждения (порезы, ожоги и тд) и это ослабляло интенсивность их эмоций (страха, гнева, тревоги, стыда), помогало выпустить напряжение, которое скопилось в их теле.

Когда после самоповреждения они чувствуют физическую боль или видят кровь, то акцент смещается, и они чувствуют временное эмоциональное облегчение. Но как только эмоция снова нарастает, и снова появляется страх потерять контроль, то самое простое что они могут сделать, чтобы избавиться от напряжения - это снова нанести порез, ожог и тд Потому что ранее это им уже помогло, а других способов быстро облегчить свое состояние они не знают.

А второй наиболее распространённой причиной является быть частью группы, особенно, когда проверяют с такой формулировкой "А не слабак ли ты? ". И чтобы доказать, что подросток достоин быть частью этой группы - совершает самоповреждение.

Самое важное, это не осуждать ребенка за это. Им одновременно хочется поговорить об этом с близкими и в то же время они оберегают свой внутренний мир от назойливых вторжений.

Самое важное, что я поняла в преддипломной практике, что работа с подростками с самоповреждающим поведением достаточно длительная, и мягкая. Они и хотят, чтобы им помогли, но в то же время им страшно принимать эту помощь. И самое важное в этой работе понять, что вызывает у подростка столь сильные переживания, с которыми он не знает как справляться. Какие ситуации запустили самоповреждения. И научить подростка не бояться переживать свои эмоции, научить его экологичным способам самоконтроля и безопасным способам выражать свои эмоции.