Все статьи

Соотношение психических процессов с деятельностью

09 июн. 2017
627
Как связаны между собой деятельность и такие процессы как память и восприятие? То есть психика в целом.

Психика, по отношению к деятельности, выступает как функция этой деятельности. И именно деятельности, а не функция мозга, как такового. Более распространенно: психика есть функциональный орган деятельности.
Что такое «функциональный орган»? Это понятие, в советское время ввел в науку крупный русский физиолог, Алексей Алексеевич Ухтомский. Он ввел это понятие в физиологию и оно означало временно сочетание сил, способное совершить определенную работу. Здесь не сказано, сочетание каких сил и какую работу, это общее определение функционального органа. О чем идет речь?

Допустим, пытались дышать в аудитории, когда душно. В дыхании принимают участие много органов (легкие, кровеносная система, мышцы). Это и есть сочетание органов. Предположим, вы поете в хоре. И вам говорят, что в хоре нельзя так дышать и нельзя, чтобы все видели, как тяжело. Заставляют дышать диафрагмальными мышцами. И сами уже того не замечая, вы дышите другими мышцами. Разные силы, сочетаясь, дают определенную работу. Нельзя сказать, что сердце выполняет работу, оно выполняет работу в сочетании.

Определение психики в соотношении с деятельностью: какое это временное сочетание сил, способное совершить какую работу? Психика это временное сочетание деятельностных сил, способных совершить работу. Ориентировка в мире - это работа в психике. Есть разные формы ориентировки, посредством разных форм деятельности. Как ориентируется маленький ребенок в мире? Вы ему говорите, не брать в рот всякую гадость, а он берет. Он этой формой внешней деятельности, ориентируется во внешнем мире. И взрослые люди попадают в такую ситуацию. Например, в лабиринте. И тогда вы себя ведете как маленький ребенок, потому что у вас нет ни плана этого лабиринта, ничего. И одновременно, вы начинаете ориентироваться в этом лабиринте. Психика, глобально, выполняет функцию ориентировки в мире.

Что вы делаете в результате ориентировки? Вы строите картину или образ мира. А затем, с помощью этого образа, вы регулируете свою деятельность. И вы уже не будете триста раз идти по этому пути, потому что вы знаете, что это тупик и вы уже будете более адекватно ориентироваться в мире для решения текущих задач. Нет ни одного психического процесса, который бы не был продуктом деятельности субъекта.

Отсюда вытекает, что память есть функция всей нашей деятельности. Например, мальчик не может запомнить даты по истории психологии. Но зато у него отличная память на историю футбола. Почему он помнит это? Потому что у него есть, говоря житейскими словами, интерес, а психологически - мотив. Мотив - вот на что прежде всего надо обращать внимание, когда у ребенка плохая память.

Если с мотивом все в порядке, что может отсутствовать? Цель. На первом курсе спрашиваем, какую цель ставят студенты, которые учили к экзамену материал? Если человек только что пришел из школы, то это зубрежка - заучивание, желательно наизусть. В университете зубрежка это цель абсолютно неадекватная - надо понять и потом уметь применять. Поэтому, для того, чтобы запомнить на хорошем, осмысленном уровне, не нужно ставить цель запомнить. А для того, чтобы понять, надо активно интересоваться, работать с материалом. Для того, чтобы например понять различие между позициями Леонтьева и Рубинштейна (Сергей Леонидович, строго говоря, первый говорил о психологии деятельности), нужно взять и сравнить их друг с другом, причем, самим найти основания для сравнения.

Зинченко проводил исследование непроизвольного запоминания. Когда человек не ставит усилий запомнить, а ему как бы запоминается. Производит впечатление, что само собой. В известном смысле, помимо ваших усилий запомнить. Но усилия были. Только они были направлены на другую цель. Цель ставить надо не запомнить наизусть, а что-то делать с предметами.

Анатолий Александрович Смирнов проводит исследование, страшно похожее на случай из жизни. Какая во времена войны была у людей цель, когда они шли на работу? Опоздать на работу во время войны было как помочь врагу. Цель у всех была одна: попасть на работу. Человек никакой другой цели не ставил. Смирнов потом спрашивает, что человек запомнил, когда ехал на работу. Цели человек запомнить не ставил. Но ему запомнилось то, что ему мешало достичь цели или то, что помогало достичь цели.

Исследование говорит нам о том, что мотив очень важен. Это интерес, говоря житейским языком. Но вопрос в том, какую цель вы ставите. И эта цель должна предполагать активную работу с материалом.

Например, студент. Мотив учиться есть. Цель, например, сравнить Бернштейна с Леонтьевым есть. Ксерокс статей тоже есть. Но конспектов и шпаргалок он не писал. А конспекты и шпаргалки это те орудия, без которых не будет адекватного запоминания, даже в контексте нормальной цели и нормального мотива.

Что такое шпаргалки и конспекты? Это так называемые психологические орудия, которые мы завязываем, чтобы лучше запомнить. Это очередное усилие для того, чтобы извлечь из конспектов то, как вы поняли.

Вопрос о том, что у вас с физиологией что-то не в порядке - это самый последний вопрос, который мы можем задавать, когда кто-то говорит о том, что у него плохая память.

Психика, согласно школе Леонтьева, это не функция мозга. Это функция нашей деятельности.

Элементарные психические явления - ощущения. Леонтьев проводит эти исследования в 30е годы. Перед войной, буквально за месяц, Алексей Николаевич защищает докторскую в контексте проблем развития психики. Решал вопрос, как, когда и почему возникла психика в ходе эволюции. Отдельные персонажи говорили, что эта проблема никогда не может быть решена, так как мы не могли наблюдать этот процесс, мы можем только строить гипотезы. Какие были тогда позиции, относительно того, у кого были какие гипотезы о том, где-когда и почему возникает психика.

Рене Декарт дал один из критериев психики. Жил в 1й половине XVII века предположил, что психика существует только у человека. Животные, по его мнению, не обладают психикой, у них нет души, они исключительно автоматы. Декарт сказал, что тело животных - живое тело, но ведут они себя как рефлекторные автоматы. (вот почему, Павлов так ценил Декарта, так как он ввел понятие «рефлекторный»). Критерий психики - наличие сознания. И это понятие Декарта называется антропопсихизм.

Вторая позиция - панпсихизма - была представлена задолго до Декарта. Панпсихизм это понятие всеобщего одушевления мотивов. Можно назвать панпсихистом такого древнего автора, как Демокрит, который задолго до новой эры говорил, что душа человека это атом огня. И по сути дела, там, где есть огонь, там есть душа.

Промежуточные позиции - биопсихизм. Аристотель считал, что там где есть жизнь, есть и психика. Поэтому растения также обладают психикой.

И наконец, позиция, которая дает объективный критерий психики - нейропсихизм - есть нервная система - есть психика. Это позиция Дарвина и Спенсера.

Что не устраивает Леонтьева в этой позиции? Возникает вопрос, а что раньше появилось, психика или нервная система? Физиологи XIX века тоже говорили о том, а что раньше появилось, функция или орган? Физиологи говорили о том, что функция раньше, чем орган. Это означало, что перед живым существом возникла некая задача, которую он пытался как-то решить. Но у него адекватных органов не было и он решал теми, которые были. И потом, в процессе эволюции, отбирались органы, которые выполняли эту функцию лучше.

Леонтьев считал, что построение каких-то ощущений это мира и соответственно управления деятельностью, эта задача возникла раньше, до того, как возникла нервная система.