Все статьи

За что психотерапевт берет деньги?

24 апр. 2020
952

Вопрос оплаты услуг психолога не всегда однозначно ясен обоим сторонам процесса. Есть разные мнения о том, за что платит клиент. Например, есть мнение, что оплачивать нужно только результат (за это топят, конечно, клиенты). И наоборот, утверждения о необходимости «высокой» оплаты за час — утверждения терапевтов. И действительно, мной замечено, что чем выше оплата, тем более мотивированным может быть клиент и наоборот, бесплатные консультации чаще всего обесцениваются.

Но не в этом суть, а в том, за что же психотерапевт берет деньги? Сразу оговорюсь, что пишу о личном понимание этого вопроса, полученном в результате практического опыта и собственной терапевтической позиции.

Клиенты хотят результат и готовы за него платить. Результатами чаще всего называют изменения в своей жизни, отношениях, облегчение сложных переживаний, личностный рост и т.д.

Я тоже хочу результатов для клиента. Моя профессиональная самооценка зависит от этого, я могу расстроиться, если клиент не доберется до цели или прервет терапию. В этом смысле, я чувствую моральную ответственность за результат клиента. Я переживаю за него и вкладываюсь в результат, но не гарантирую его.

Я не гарантирую результат. Почему? Потому что он зависит не только от меня. Результат зависит от вклада в процесс и клиента и психотерапевта. Есть ответственность каждого участника процесса. И она не 50/50. На мой взгляд, она — стопроцентная, но за разные вещи. И зоны ответственности не пересекаются.

Ответственность терапевта:

  1. Понимать, что происходит во внутреннем мире клиента, видеть за рисунком внешних проблем проблемы внутренние;
  2. Помогать клиенту в осознавании своих чувств, потребностей, простым, доступным языком говорить об клиенту о своих наблюдениях, переживаниях в нужный момент, делать для него ясным то, что ясно мне, расширяя его поле зрения (это делает возможным выбор клиента).
  3. Понимать особенности контакта клиента со мной как с Другим человеком, видеть связь этого способа с проблемами клиента «в большом, реальном мире»;
  4. Профессионально и своевременно применять техники и методы, способствующие пониманию механизмов «создания своей проблемы» и разрешению внутренних конфликтов

Ответственность клиента:

  1. Признавать или не признавать свое авторство психологических проблем (если это жена или муж, свекровь портит кровь, то очевидно, что надо идти не к психологу, а в ЗАГС, если соседи — в милицию, если инопланетяне — в больницу).
  2. Делать/не делать тот или иной выбор на основании полученной информации от терапевта, понимая, что взрослый выбор может привести к большему напряжению;
  3. Менять или не менять поведение на основании сделанного выбора;
  4. Прервать или продолжать терапию.

Результат может быть не достигнут из-за меня. Если я запуталась в том, что происходит на сессии и не иду на супервизию, чтобы это прояснить. Или мне не хватает специальных знаний для понимания специфических процессов. Или я попала в сильные переживания, и вообще стало трудно что-либо понимать. Тогда пора на личную терапию

Так, однажды я работала с клиенткой, которая сильно смущалась и не могла почти ничего говорить. Я старалась ее разговорить, спрашивала «простые» вещи. Но именно то, что я» старалась» и выглядело для нее агрессивно. Клиентка больше не пришла, а на супервизии я обнаружила, что вопросы — это агрессивный способ взаимодействия, который подходит не всем клиентам.

Или еще пример. С клиенткой я застопорилась на том, что она постоянно незнала, над чем работать в сессии, перекладывала на меня за это ответственность. На супервизии вышли на мою подавленную агрессию к этой клиентке, а потом и на травмирующую ситуацию, в которой меня незаслуженно обвинили, а я не могла себя защитить. Восстановив справедливость внутри себя, я смогла мягко, но четко поставить границы с клиенткой и вернуть ей ответственность за ее "невозможность выбрать тему". И справившись, она охарактеризовала свой опыт, как "переживание взрослости".

Результат может быть не достигнут из-за клиента.

Как-то ко мне на демо-консультацию обратилась женщина, которая жаловалась на тошноту. Мы обсудили длительность терапии, так как психосоматические симптомы - это следствие запущенных психологических проблем, которые перестали осознаваться. Она через каждое предложение говорила, что у нее нет психологических проблем, что у нее все нормально. Врач ей сказал, что это психосоматика, кот она и обратилась за бесплатной консультацией на сайте. «Есть клаустрофобия, но какое это имеет отношение к тошноте? » После обсуждения особенностей ее симптома, связи с ее жизненой ситуацией она перестала выходить на связь.

Когда клиент приходит в терапию, то какая то «часть» его хочет измениться, а какая-то боится и желает все оставить по прежнему. Мы заключаем контракт именно с первой частью. Именно она оплачивает услуги, приходит на терапию (притаскивает иногда вторую, сопротивляющуюся). Если человек приходит на бесплатную консультацию, да еще и в переписке — иногда не к кому обращаться, нет этой «первой части», не с кем заключать контракт. Человек хочет, чтобы ему помогли «без его участия». Но так не бывает.

Не все клиенты прямо спрашивают терапевтов, за что они берут деньги. Но и не все терапевты могут достаточно ясно на этот вопрос ответить. Миф о том, что психотерапевт ни за что не отвечает, вызывает у клиентов раздражение. А слишком конкретные и обильные обещания вызывают недоверие у клиентов и привлекают контингент, совершенно не готовый за что-либо отвечать.

Но часто бывает, что клиенты приходят в терапию с инфантильной позицией, желая всю ответственность вручить терапевту. Сложность позиции терапевта - удержаться в зоне своей ответственности и поддерживать ответственность в зоне клиента. Ведь именно за счет этого у клиента происходит личностный рост и становятся возможны изменения в жизни!

Желаю всем клиентам ответственных терапевтов, а терапевтам — ответственных клиентов!