Все статьи

Самоценность vs Самооценка

20 сент. 2017
15216
Сегодня понятие самооценка довольно известно для широких масс, в то время как о самоценности слышали немногие. Эта статья посвящена более глубокому анализу этих понятий.

Как поднять самооценку? Как достичь успеха в чем-то? Как получить признание окружающих?
Эти вопросы задают те, кто предполагают, что, повышение уровня самооценки позволит им почувствовать себя более счастливыми и реализовать свои желания.

А действительно ли уровень нашей реализации связан только с поднятием самооценки? Что еще влияет на ощущение полноценности жизненного опыта?

Давайте разберемся.

Самоценность - это внутренний стержень личности, который составляет ее суть. Эта картина самого себя, своей индивидуальности и значимости, которая в психологии называется “Я образом” или “Я-концепцией”. Это своего рода фундамент личности, на котором основаны способы взаимодействия человека с миром. Именно, от этого фундамента зависит то, насколько человек умеет управлять своей жизнью.

Самоценность – это то, насколько я считаю себя достойным уважения, внимания и любви окружающих, вне зависимости от тех результатов и успехов, которые я в данный момент демонстрирую.

Самоценность - это то, как я к себе отношусь, а то есть какие чувства я к себе испытываю.

Самооценка это то, как оцениваю себя и результаты своих действий, это своего рода мнение о себе.
Самооценка строится на сравнение результатов своего поведения и опыта с другими людьми, а также на правилах и оценках общества. Это оценка своей успешности в разных ситуациях, которая конечно, связана с глубинным отношением к себе, но не является ее синонимом.

Многие из нас стремятся повысить самооценку, однако завышенный ее уровень не приносит желаемого результата так же, как и заниженный.

Развитие адекватной самооценки возможно только при наличии высокого уровня самоценности.

Человек с низкой самоценностью не в состоянии определить адекватный уровень оценки себя, так как у него нет ориентира в виде центра личности.

Почему иногда вредно поднимать самооценку?

Давай сначала рассмотрим подробнее, понятие самоценности.

Человек не рождается с “Я-концепцией”, он ее приобретает в результате взаимодействия с другими людьми. Ребёнок узнаёт о том, какую ценность представляет в этом мире через отношение родителей к нему и из того, что они ему рассказывают о нем самом. Психика ребенка представляет собой “чистый лист”, где самые первые и долго хранящиеся записи делают те, кто воспитывает его в первые годы жизни.

Если родители уважали чувства ребенка, выражали достаточное количество безусловной любви, принимали его в проявлениях слабости и поддерживали его развитие, то у человека формируется позитивная “Я-концепция”. Такой человек наполнен глубоким уважением к себе и окружающим людям, ощущает собственную ценность и важность своего существования, принимает себя таким, какой он есть, при этом обладает адекватной самооценкой и способен к развитию и изменениям. Человек, чья самоценность высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви.

Если родители часто критиковали ребенка, сравнивали его с другими детьми, оценивали его, акцентируя внимание на том, что он недостаточно хороший, игнорировали его проявления, унижали, оскорбляли или применяли другие акты насилия, то у человека формируется негативная “Я-концепции”. Важно понимать, что не обязательно со стороны родителей или других близких взрослых присутствовала сильная жестокость.

Если родители были эмоционально холодны, или относились к ребенку слишком формально, то у него не формируется высокой самоценности. При этом они могли хорошо ухаживать и физически обеспечивать его всем необходимым, или даже проявлять излишнюю заботу и контроль, что не отменяет эмоциональной закрытости.
Такой человек ощущает свою неполноценность, критикует себя, относится к себе отрицательно. Он не верит в то, что заслуживает чего-то хорошего в жизни.

Часто результатом его отношения к себе становится низкая самооценка, либо завышенная самооценка, неспособность получать поддержку в сложных ситуациях, либо перекладывание ответственности на других и избегание проблем, невозможность находится в партнерской позиции в отношениях.

Человек с низкой самоценностью не обязательно пессимист. Это может быть и неадекватный оптимист, который вытесняет свое истинное отношение к себе глубоко в подсознание и заменяет его маской позитива, что не имеет никакого отношения к его истинной сути.

Человеку сложно жить в состоянии низкой самоценности, а поэтому формируются и другие виды “защиты” от признания негативного самоотношения либо в виде высокомерия, либо виде покорности или цинизма. Но именно эти “защиты” и выдают внутренние проблемы с отношением к самому себе.

В случае низкой самоценности человек часто видит ситуацию либо в более негативном аспекте либо, наоборот, в более позитивном, чем это есть в реальности, что мешает достижению целей и успешной реализации себя.

В случае высокой самоценности человек способен к адекватной оценке ситуации и поисков ресурсов для ее решения.

На основе глубинного отношения к себе, мы бессознательно строим свое дальнейшее поведение, а также интерпретируем свой опыт, даем ему оценку. При этом самоценность, является некоторым внутренним фильтром, который определяет характер восприятия человеком ситуации.

Так. Например, в случае высокой самоценности у человека проигравшего на соревнованиях самооценка временно снизится, и это адекватно ситуации. Однако хорошее глубинное отношение к себе становится ресурсом для переживания неприятных чувств, а также направление энергии на изменение ситуации и достижения цели. А то есть человек может оценить свои ошибки, признать их и в последующих тренировках учесть их для наработки необходимого навыка.

В случае низкой самоценности проигрыш на соревнованиях становится чуть ли не трагедией всей жизни, тут же всплывают в памяти еще какие-то неудачи, это все выстраивается в один ряд, и человек подсознательно, а иногда и сознательно делает вывод о своей “плохости”, что создает программу последующих неудач в будущем.

Человек становится заложником этих программ, и все его попытки достичь успеха и поднять самооценку часто приводят к разочарованиям.

В случае низкой самоценности, наша оценка себя сильно связана с мнением окружающих и чрезмерно зависит от нее.

Если меня хвалят, это значит я молодец, меня признают, как важного и уважаемого человека и моя самооценка поднимается. Если меня ругают и критикуют, то это означает, что я делаю что-то неверно, и моя самооценка снижается.

Таким образом, мы включаемся в погоню за достижениями и стараемся заслужить любовь к себе, в надежде за счет этого и полюбить себя.

Однако, если внутри личности зияет пустота низкой самоценности, то выстраивать адекватную самооценку не на чем.
В этом случае, стремясь поднять самооценку, мы пытаемся улучшить себя и свои качества характера, считая себя недостаточно хорошими для того, чтобы получать любовь просто так. Попытки улучшить и изменить себя, а не свое поведение и действия приводят к тому, что дыра становится еще больше и человек продолжает терять ресурс.

Он может достигать даже каких-то неплохих результатов в карьере или другой социальной деятельности и получать массу признания. Однако получить полное удовлетворение не удается, что стимулирует все к большим и большим достижениям. А счастливым человек себя все по-прежнему не чувствует. Ему все время что-то не нравится, все время будет что-то не устраивать в себе или окружающей обстановке.

У каждого человека существует потребность в получении любови от других в виде двух составляющих: принятия и признания.

Самоценность связана с принятием.

Самооценка с признанием и достижениями.

Замена принятия только признанием создает дисбаланс внутри личности, которые мешает человеку почувствовать себя полностью счастливым.

Начинать нужно с повышения самоценности!

Очень важно научится различать свою личность и свои действия. Наши действия зависят от выбора нашей личности, и они инициируются ею, и конечном итоге влияют на нее, но наша личность шире, чем просто наши действия.

Действия могут быть хорошими или плохими, удачными или неудачными, и от нашей личности зависит, как она организует себе свою жизнь. Личность с высокой самоценностью с большей вероятностью будет выбирать адекватные ситуации действия.

Самоценность связана, именно, с самой личностью, а не только ее действиями, как самооценка.

Уже только это осознание помогает выйти на путь повышения собственной ценности.

Улучшить отношение к себе и повысить самоценность можно только через духовное развитие личности.

Психотерапия это один из способов такого развития, в результате которого возможно изменение глубинного отношения к себе, которое определяет центр нашей личности.

Научится принятию себя невозможно. Его можно только получить от кого-то другого в моменте эмпатического сопереживания, и в результате оно становится частью нас самих.

Принятие себя происходит иногда через болезненные ощущения. Ведь, если долгие годы эта потребность была фрустрирована, то вначале, как зажатая мышца при расслаблении начинает болеть. Однако результатом такого развития становится чувство глубинного самоуважения и уверенности в себе.

Эмпатическое переживание также активно работает при творческом процессе восприятия произведений искусства.

Поэтому искусство является еще одним способом духовного развития, в процессе которого можно повысить самоценность?
Хочу поделиться своим личным опытом восприятия картины Винсента ван Гога “Едоки Картофеля”.

Ван Гог выступает, как некоторый революционер, начиная изображать крестьян и их простую неказистую жизнь. Казалось бы, людям из более высокого сословия вряд ли может быть интересна тема тяжелого труда.
Тем не менее, по словам художника «Лучшее из того, что я сделал, это, в конечном счете, картина, которую я написал в Нюэнене, — крестьяне, едящие картофель» По мнению самого Ван Гога, это его произведение, утверждает те ценности, которые должно утверждать искусство.

Что же это за ценности, изображенные в тусклом свете керосиновой лампы?

Лица крестьян наивны и открыты. Это люди не испорченные никакими страстями. Тяжелый труд и скромное вознаграждение - вот две составляющие крестьянской жизни.

Центром же картины являются простые крестьянские руки “цвета картофеля”, темные, узловатые, жилистые.

При рассматривании картины в живую этого просто не возможно не заметить!

Вот, что пишет автор своему брату в письме, рассказывая об этой картине:

“В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду.”


Результатами труда этих рук пользуется много других людей. Это те руки, которые умеют отдавать. И отдают они, тот продукт, который произвели сами. Они не гордятся и не кичатся своими результатами, они просто принимают жизнь, такой, какая она есть. Они не заворачивают себя в красивые фантики дорогой одежды или искусственных косметических средств. Они благодарны за прожитый день и то, что они имеют на настоящий момент.
Каждый грубый жест наполнен любовью, согласием, честностью и открытостью, благодаря чему создается атмосфера спокойствия и принятия.

Это те руки, которые своим живым примером рассказывают об истинных ценностях.

Увидеть эту ценность мог только человек широкой души с живым сердцем. Картина наполнена чувством глубокого уважения к семье де Гроот и к тому труду, который они выполняют. А крестьяне отвечали автору картины тем же. В один из вечеров, видя, что художнику никак не удается работа, закончив ужин, не расходились, а продолжали позировать еще два часа, несмотря на усталость.

И это уважение, любовь и принятие в своем естественном и самом обычном виде невероятной волной передается тому, кто внимательно рассматривать картину, пытаясь понять ее смысл. Волна захватывает и попадает в самые дальние уголки души, давая истинное осознание собственной ценности.

Самое ценное в жизни находится, гораздо ближе, чем те цели, которые мы себе устанавливаем.

Это картина открывает глаза на правду в жизни!