Все статьи

Так что же такое шизофрения?

01 нояб. 2017
943
Простите, − после паузы заговорил Берлиоз, поглядывая на мелющего чепуху иностранца, − при чем здесь подсолнечное масло... И какая Аннушка?

− Подсолнечное масло здесь вот при чем, − вдруг заговорил Бездомный, очевидно, решив объявить незванному собеседнику войну, − вам не приходилось, гражданин, бывать когда-нибудь в лечебнице для душевнобольных?
− Иван!.. − тихо воскликнул Михаил Александрович.

Но иностранец ничуть не обиделся и превесело рассмеялся.

− Бывал, бывал и не раз! − вскричал он, смеясь, но не сводя несмеющегося глаза с поэта, − где я только не бывал! Жаль только, что я не удосужился спросить у профессора,

Что такое шизофрения.

Так что вы уж сами узнайте это у него, Иван Николаевич!”



На сегодняшний день со времен Булгакова ситуация изменилась совсем мало, так как до сих пор нет единого мнения среди ученых даже о критериях диагностики заболевания.

Существует много теорий и предположений о причинах возникновения и развития болезни, однако единой последовательной системы этиологии нет. Таким образом, в одной группе с диагнозом “шизофрения” могут оказаться люди с совершенно разными симптомами и поведением.


Кто же этот человек с рассеченным с помощью крестиков телом?
Какая она, это нагруженная ворохом страхов, ослепленная женщина?
Как разобраться в их представлениях об этой жизни?
Как соединить в целостную картинку разноплановые рассуждения?
Почему у них периодически начинается бред или галлюцинации?
Действительно ли они живут в какой-то другой реальности? Или же то, как мы воспринимаем их мир, является искаженным?

А, вообще, является ли шизофрения заболеванием?

Дело в том, что существуют альтернативные подходы к пониманию этого явления.

Так, например, по мнению психиатра Томаса Саса, психиатрические пациенты не больны, а скорее являются личностями «с нестандартными мыслями и поведением», доставляющими неудобства обществу.
Он считает что, шизофрении в действительности не существует, это лишь социальный конструкт, основанный на представлениях общества о нормальном и ненормальном. А лечение таких людей это попытка общества взять контроль над их поведением.

Давайте, попробуем разобраться, в существующих на сегодняшний день представлениях.

Само слово шизофрения происходит от древнегреческого. σχίζω — «расщеплять, раскалывать» + φρήν — «ум, мышление, мысль», и следовательно означает расщепление рассудка.

Сегодня принято говорить о шизофрении, как о группе психических расстройств, при которых коренным образом изменяется мышление, восприятие, а также происходит расстройство аффективной сферы.

В настоящее время выделяют следующие признаки шизофрении:
  • продуктивную симптоматику (бред и галлюцинации)

Например, больному может казаться, что он слышит голоса, участвует в работе спецслужб или подвергается преследованию потусторонних существ.
  • негативную симптоматику

Это снижение энергетического потенциала, апатия и безволие, а также уплощение эмоциональной реакции и неадекватность эмоций. Человек постепенно изолируется от контактов с другими людьми, у него снижается работоспособность, он теряет мотивацию.
  • когнитивные нарушения

Сюда относятся расстройства мышления, восприятия, внимания и аффективной реакции.

В течение шизофрении различают стадию обострения, когда психотические симптомы (бред, галлюцинации) наиболее сильны, и ремиссию, когда эти симптомы выражены слабо или вовсе отсутствуют. Иногда выделяют еще стадию стабилизации — промежуточный этап между обострением и ремиссией.

А что же происходит с таким человеком в стадии ремиссии? Чем он отличается об обычных людей? На чем основана идеи о том, что шизофрения вовсе не болезнь?

Давайте рассмотрим подробнее изменения, которые происходят с человеком при шизофрении в аффективной и когнитивной сферах функционирования.

Когнитивная сфера

В некоторых случаях у пациента происходит снижение уровня доступных обобщений, когда он оказывается неспособен мыслить понятиями и категориями, а только может связывает между собой непосредственные представления об окружающем мире. Мышление становится ситуационным. Часто происходит постепенно снижение интеллекта, особенно, в случае олигофренической шизофрении.

В других случаях у пациента сохраняется способность мыслить абстрактами понятиями, сохраняется интеллект, но при этом характер его выводов и способ решения задач кардинально отличается от тех, кого принято называть здоровыми.

Профессор Поляков выдвигает теорию о том, что у больных шизофренией нарушен процесс извлечения знаний из прошлого опыта, а поэтому им приходится каждый раз придумывать новый способ решения. И, именно, с этим связаны изменения в характере мышления и восприятия.

В экспериментах люди с шизофренией выполняют нестандартные, креативные задания, где применения прошлого опыта и шаблонов поведения не требуется, гораздо лучше здоровых людей.

Зейграник показала, что они опираются в своих суждениях чаще на латентные признаки предметов, чем на конкретные, а то есть те, которые описывают его предметную сущность.

Например, при выкладывании перед испытуемым следующего ряда «птица-бабочка-жук-самолет» с заданием исключить то, что не соответствует категории, к которой принадлежит большая часть ряда, он исключает жука и объясняет это тем, что это – единственная черно-белая картинка на данной карточке.

Блейр разделял мышление на аутистическое, которое направлено вовнутрь, управляется в большей степени эмоциями, целью которого является получения удовольствия. А также реалистическое, которое направлено на изучения внешнего мира и строится по законам формальной̆ логики.

Аутистическое мышление более характерно для творческих личностей с нестандартным взглядом на обычнее вещи, а также для больных с шизофренией.

Таким образом, больной шизофрений может оказаться гениальным математиком, получившим нобелевскую премию!

Джон Нэш внес значительный вклад в развитие мировой экономики за анализ равновесия в теории некооперативных игр. Еще, будучи студентом Принстонского университета, он сумел увидеть закономерности, не доступные его однокурсникам. Может быть даже в течение всей их последующей жизни.



В силу характера функционирования своего мышления люди с шизофренией оказываются свободны от общественных стереотипов и становятся способны увидеть окружающий мир, возможно, более объективно, чем другие.

Ведь, известно, что характер нашего восприятия действительности сильно зависит от усваивания некоторых схем, выработанных в прошлом опыте.

Так, например, в экспериментах на восприятие испытуемым предлагались стандартные и нестандартные картинки в размытом или не совсем четком виде (дети сидят за столом, серп в граненом стакане, ваза с фруктами и лампочкой и т. д.).
Оказалось, что больные шизофренией чаще и быстрее распознавали то, что изображено на «нестандартных» изображениях, но медленнее и хуже то, что изображено на стандартных картинках по сравнению со здоровыми людьми. В то время, как здоровые демонстрировали прямо противоположные результаты.

Эти данные подтверждают право на существование идеи о том, что шизофрения вовсе не является болезнью.

Аффективно - волевая сфера

Эксперименты Зейгарник по изучению мотивационной сферы у больных с шизофренией показывают то, что у таких людей меняется характер побудительных к действию сигналов.
Так, например, больные шизофренией при выполнении заданий выбирали те пункты, которые были им наиболее интересны, и при этом абсолютно не ориентировались на выдаваемую экспериментатором инструкцию, хотя хорошо ее понимали и воспроизводили.

Таким образом, побудительным к действию сигналом для пациентов с шизофренией становятся не внешние правила и инструкции, а внутренние мотивы.

Может быть, этим и объясняется уплощение эмоциональной сферы и апатия у таких больных? Может быть, им просто становится не интересными мотивы и ценности существующего большинства?

Может быть возникающие психотические состояния (бред и галлюцинации) являются реакцией на то, что такой человек не может найти себе место среди стандартов “здорового” большинства?