Все статьи

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

08 февр. 2016
933
Еще каких-то десять лет назад диагностика психологической готовности ребенка к школе воспринималась как нечто экзотическое. "И зачем это нужно?" - недоумевали родители первоклашек, - "Все равно все дети идут в школу, все учатся". Но меняются не только времена, - меняемся и мы, родители, и, конечно, наши дети. Будучи изначально погруженным в быстрый темп жизни, где демократичный стиль воспитания и мельтешение на экране компьютера сменяется конкуренцией и суетой в общении со сверстниками, ребенок, с одной стороны, получает внушительный опыт, которого у нас не было в эти годы, а с другой - неизменно упускает важные моменты гармоничного взросления, которые сказываются, в частности, на его отношениях с одноклассниками и на учебных результатах. Именно поэтому диагностика психологической готовности к школе сегодня уже стала традицией, и родителям стоит заранее разобраться с тем, что она собой представляет.

Психологическая готовность к школьному обучению – это сложное образование, включающее высокий уровень развития интеллектуальной сферы, мотивационной сферы и сферы произвольности. Иными словами, это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Отечественный психолог Божович указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. У Анастази понятие школьной зрелости трактуется как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». Таким образом, психологическая готовность к школе включает в себя готовность интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и физическую.
Интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает:
  • дифференцированное восприятие;
  • аналитическое мышление (возможность познавания основных признаков и связей между явлениями, умение воспроизвести образец);
  • рациональный подход к действительности (ослабление фантазирования);
  • логическое запоминание;
  • интерес к знаниям и к процессу их учения с приложением определенных усилий;
  • овладение разговорной речью и способность применять символы;
  • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Как правило, начало школьной жизни ребенка совпадает с так называемым кризисом 7 лет, включающим в себя осознание своих переживаний, обобщение переживаний и дифференциацию внутренней и внешней жизни ребенка, связанной с появлением смысловой ориентировочной основой поступка. Таким образом, в процессе формирования личностной готовности к школе ребенок выходит на новый уровень развития самосознания, который заключается в определенном отношении к себе, а также в формировании нового типа общения со взрослым – внеситуативно-личностного общения (один из компонентов социально-психологической готовности к школе, другим же является умение общаться со сверстниками). Определяя личностную готовность ребенка к школе, необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности, которая проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, и при работе по образцу.

Социально-психологическая готовность к школьному обучению формируется на основе внутренней позиции школьника, которая представляет собой субъективное отражение объективной системы отношений ребенка с миром взрослых. Наличие внутренней позиции школьника проявляется в том, что ребенок решительно отказывается от индивидуально-игрового (дошкольного) периода деятельности и проявляет ярко выраженное положительное отношение к общению со сверстниками и взрослыми людьми, а также к учебному процессу (особенно к тем его сторонам, которые связаны непосредственно с обучением в школе).

Физическая готовность включает состояние здоровья будущего школьника: телосложение, осанку, двигательные навыки и качества (в особенности тонкой моторной координации), физическую работоспособность.

Для диагностики готовности ребенка к школе разработаны специальные тесты и опросники, оценивающие уровень интеллекта, личностного, социально-психологического и физического развития ребенка. Это тесты на восприятие, концентрацию внимания, на произвольное внимание (например, методика «Домик» Гуткиной), тест школьной зрелости Керн, тест на общую ориентацию детей в окружающем мире и запас бытовых знаний, графический диктант Эльконина, тест на отношение ребенка к обучению в школе, задания на выявление уровня развития мелкой моторики и работоспособности будущего школьника и другие. В целях проведения диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению родители могут обратиться к детскому психологу, а также к школьному психологу того государственного общеобразовательного учреждения, которое будет посещать ребенок.