Все статьи

Волшебство в школе и дома

25 дек. 2017
661
Как-то (несколько лет назад) меня попросили написать о волшебстве и чудесах в школе, причём вопрос ставился так: есть ли место волшебному в стенах школы? Ответ мой сей официальный источник не принял (об этом в постскриптуме), да вот решаюсь предложить его более широкому кругу.

Сейчас ведь дети становятся дефицитом, и у родителей потому появилась реальная власть (возможность влиять) в школах. А что если на собрании родительском или попечительском предложить не новые шторы или изменения в меню, а «побольше волшебства», а?...
Для «возникновения» волшебства важно поверить в сам факт его существования. Иначе вы существуете в параллельной реальности, в которой его «нет»... Это довольно банальный довод, он повторяется в неимоверном количестве разных фантастических и сказочных произведений давно ставших классическими. И тем не менее так редко применяется взрослыми.

Приведу пример.
Молодая мама обращается за консультацией по поводу страхов дочери и её отказа спать в своей комнате. Через некоторое время выясняется, что «в углу Баба-Яга». Мама рассказывает: «я включаю свет и говорю, видишь – никого нет». «Постойте-ка, - говорю я, - это не правильно! Разве Бабу-Ягу ищут на свету?...». «А в темноте мне тоже страшно...».

Однако, мама решилась попробовать и в тёмном углу не только обнаружила Бабу-Ягу, но и получила от неё ряд ценных советов. Ибо Ведьма, как известно одна из самых ресурсных фигур.

В школе обычно много грубого дневного света и жёсткой рациональности. Наше поколение иногда вспоминает волшебство диафильмов в тёмном классе...

Слова «чудо», «волшебство» должны быть приемлемы, допустимы без иронических интонаций. Для начала следует допустить такие простые чудеса как исчезновение и появление предметов и людей, обстоятельств, отношений; затем синхроний (чудесных совпадений, исполнения желаний, чтения мыслей).

То есть, когда ученик говорит «я не знаю, как это получилось», Вы (учитель, родитель) искренне удивляетесь этому чуду вместе с ним, помня, что большинство великих и неочень открытий, которые Вы изучаете в любой науке так и происходили.

Важно понять – вера в чудеса отнюдь не снижает ответственность (как может показаться на первый взгляд), а наоборот! Ведь всякая мелочь и всякая мысль в волшебном пространстве имеет большую силу.

Следует уделять больше внимания снам, случайным совпадениям, фантазиям. Это позволит чудесному проявляться. На юнгианских конференциях и семинарах принята такая методика – «матрица сновидений». Утром перед началом занятий участники рассказывают свои сны (конечно важна безоценочность!), это даёт возможность прожить вместе не только «официальные» послания, но и подсознательные. Конечно, это нельзя внедрять сразу как обязательную методику. Но понимая, что в школе дети и учителя проводят огромную часть своей жизни не только физически, но и эмоционально, хорошо бы хоть изредка видеть подводную часть айсберга.

Важно принять множественность реальностей. Как? Если Вам претит учиться у Гарри Поттера проходить на платформу 9и3/4, попадать в Нарнию через шкаф, если воспитание не позволяет следовать Будде, Иисусу или Мухамеду, тренируйтесь с котом Шрёдингера. Благо квантовая физика весьма и весьма волшебна.

Чудеса – это не фокусы! Это лишь та часть мира (огромная), которая пока не поддалась привычной рациональности. Это то, что снаружи аристотелиевой сферы.

Упражнение «Аристотелиева сфера». Грек описал познание в виде сферы (воздушный шар). Внутри – познанное, принятое, описанное, снаружи – не-... Каждый раз, когда мы познаём что-то, оно переходит внутрь. Шар знания раздувается и увеличивается площадь соприкосновения с неизведанным. Каждый урок для каждого ученика может стать вылазкой за сферу. И целью урока хорошо увидеть не трамбовку знаний внутри, а опыт такого сталкинга.

Напоследок хочу отметить, что по моему опыту с волшебным, как и с любой другой наукой важны в первую очередь Любопытство, Честность и Чувство Юмора.

Удачи Вам!

Ю. Же

P.S. (Переписка с газетой, заказавшей материал)

Здравствуйте, Юлия.
Извините, что долго задержал ответ, но порадовать Вас нечем, поскольку
Ваш пример в текст не вошел из-за его "радикальности". Непонятно, как мы
Можем говорить в газете о том, что возможно встретиться с Бабой-Ягой в
Реальности (это же сказочный персонаж). У читателей почти у всех нет
Подобного опыта и они это просто не смогут воспринять. Реакция будет
Примерно такая "Что они все там в газете с ума посходили?".
А чтобы была другая реакция надо как это комментировать, но неясно
Как.
С уважением,
А. В.

Уважаемый А. В.,

Теперь понятнее, но объяснить труднее... Маглы волшебству не научат, а магов учить не надо)) Поэтому главное, чтобы учитель хотя бы принял саму идею...