Все статьи

Сходить в школу и... Выжить

20 сент. 2017
485
Помнится в нашем детстве была такая игра с мячом "Картошка". Суть ее в том, что участники перекидывали друг другу как можно быстрее мяч, который символизировал горячую картошку. Тот, кто не успевал отбить летящий мяч и ронял его, выходил в центр круга и садился на корточки, остальные старались попасть в него мячом. Выйти из круга можно было, поймав мяч, не вставая с корточек.
К чему я это вспомнила?

А к тому, что ситуация с ответственностью в учебном процессе часто очень похожа на игру в "Картошку". Очень непросто бывает разобраться, кто за что отвечает в треугольнике ребенок-родитель-школа. Пока у ребёнка нет особых проблем, путаница с ответственностью никому не мешает. Но при возникновении устойчивых трудностей в учёбе или поведении ребенка, ответственность становится той самой "горячей картошкой", которую очень хочется быстро передать другому, иначе, рискуешь оказаться "в центре круга" единственным ответственным и виноватым.
Зачастую и родители, и учителя вполне адекватные люди, и желание передать всю полноту ответственности кому-то одному из участников учебного процесса возникает не из-за желания этому одному как-то досадить, и не из желания отмахнуться, не вникать, а от накопившейся усталости, ощущения беспомощности или стыда.
Нередко очередной поход в школу воспринимается многими родителями как бессмысленное самоистязание и вызывает не самые позитивные чувства: тревогу, страх, раздражение, гнев, стыд, вину, беспомощность и иногда надежду. Однако те же чувства испытывают и учителя, готовясь к родительскому собранию или персональной встрече, и наши дети, которые ждут нашего возвращения.

Итак, что стоит делать, если вас вызывают в школу или вы сами решили туда сходить, т.к. что-то вас беспокоит или кажется неправильным.
  • Для начала понять, что вы чувствуете по поводу происходящего и позаботиться о себе. Забота эта может быть разной. Кому-то помогает подробно поговорить с ребенком, прежде чем идти в школу, чтобы узнать недостающие детали ситуации. Кому-то важно выговориться с домашними или друзьями, поделиться своими чувствами и опасениями. А кому-то, чтобы почувствовать себя лучше, нужна чашечка любимого кофе, пробежка в парке или поход в кино.
  • Позаботиться об эмоциональном состоянии ребенка. Ему очень важно понимать, что чтобы не случилось, вы не перестанете его любить и не оставите один на один с проблемами, которые он не может решить.
  • Когда вы чувствуете, что эмоциональный накал спал, можно начинать планировать разговор с учителем или администрацией.
  • Разберитесь за какую часть ситуации отвечаете вы, за что ребенок и за что учитель.
  • Решите для себя, зачем вы идёте в школу. Какова ваша цель.
  • Подумайте, как то, что вы собираетесь говорить и делать будет способствовать ее достижению. Можно даже попробовать отрепетировать свою речь с кем-то из знакомых и спросить, как бы было ее услышать, если бы он был на месте учителя. Что-то задевает? Понятно ли из нее, что конкретно вы хотите?
  • Начинайте разговор не с обвинений, даже если вы крайне недовольны действиями учителя, а с вопросов о том, что произошло. Вам важно понять, как видит ситуацию педагог. Возможно, он уже и сам понимает, что поступил неверно и хочет исправить ситуацию. Конечно, педагоги - профессионалы и находятся на работе, но они еще и люди, люди, которым свойственно ошибаться.
  • В случае претензий со стороны педагога попросите описать, что конкретно сделал (а) или регулярно делает ваш сын или дочка и как это мешает учебному процессу, выстраиванию отношений со сверстниками и т. д.
  • Попробуйте вместе понять, в чем цель такого поведения. Даже в ситуациях, когда ребёнок действует словно на зло, речь не идет о его желании довести педагога до белого каления, а лишь о том, что у него нет хороших средств получить желаемое.
  • Расскажите, что вы планируете делать для решения проблемы или что уже делали, делаете. Нередко учителям, для того чтобы изменить свое отношение или подход к ребенку, нужно просто понять, что родитель тоже видит проблему и прилагает усилия для ее решения.
  • Спросите, что готов и будет делать учитель, чтобы изменить ситуацию. Если у вас есть идеи, что было бы полезно, не стесняйтесь ими поделиться. В свою очередь выслушайте рекомендации педагога и отметьте для себя те, которые кажутся вам разумными. Не стесняйтесь спрашивать, на чём основана та или иная рекомендация.
  • Попросите учителя рассказать не только о проблемах ребенка, но и тех достоинствах или позитивных изменениях, которые он видит. Поделитесь успехами, которые вы видите в школьных делах ребенка, или просто расскажите о тех его сильных сторонах, которые педагог, возможно, еще не успел заметить или забыл.

Несмотря на все ваши благие намерения вы можете оказаться неуслышанными и непонятыми. В этом случае нужно не бояться идти дальше - привлекать родительский комитет, администрацию, психолога, Департамент образования.

Конечно, в идеале, школа и родители должны быть вместе на стороне ребенка, в сложных ситуациях должен собираться психолого-педагогический консилиум, цель которого выработать стратегии помощи, но в реальности бывает по-разному. Порой родителям требуется приложить очень много усилий, чтобы учителя встали с ними и ребенком "по одну сторону баррикад", и порой все усилия родителей найти понимание у педагогов оказываются тщетными. И единственное, что можно сделать, это перевести ребенка в другой класс или в другую школу.

Даже самая популярная и статусная школа не является для вашего ребенка хорошей, если он постоянно чувствует себя в ней неуспешным, ненужным, неправильным, не хочет туда идти. Для того чтобы учиться, детям важно чувствовать себя в безопасности, знать, что они хорошие и нужные, быть хоть в чем-то успешными и признанными (если не в учёбе, то во внеклассной жизни), понимать, каким образом они могут решить свои проблемы, на кого в школе можно опереться.

Вернуть ребенку или подростку веру в себя и людей, мотивацию к учению или вылечить от депрессии может оказаться гораздо более затратным, чем перевести в более простую школу и в случае необходимости нанять репетиторов в старших классах.