Все статьи

Психофизиология: история возникновения, задачи, содержание

21 сент. 2016
5806
В течение недели сразу у нескольких коллег и клиентов обнаружился интерес к вопросам относительно теории психофизиологии. Предлагаю вашему вниманию обзорный текст об истории возникновения, задачах и содержании данной научной отрасли.

Исследователей уже давно интересовал вопрос о том, как происходящие внутри нас физиологические процессы влияют на наше мышление, психическое развитие, память, интуицию. Например, каким образом мозг заставляет писателя взять ручку, ощутить вдохновение и создать глубокое по красоте языка и содержанию произведение? Как процессы, происходящие в нашей голове, заставляют нас испытывать те или иные чувства, а также связывают нас с культурой, религией, политикой, искусством? Иными словами, ученые стремились понять, каково соотношение психического и физического в человеке. Соединив физиологию и психологию, они создали психофизиологию - новое направление в мировой науке.
Термин «психофизиология» появился в начале XIX века благодаря французскому философу Н. Массиасу, который использовал термин для обозначения исследований психики, опирающихся на точные объективные физиологические методы. Похожее определение - «физиологическая психология» - использовал в своих работах основоположник психологии Вильгельм Вундт. Однако наш выдающийся соотечественник Александр Романович Лурия в опубликованных в 70-е годы прошлого века работах развел эти два понятия, определив, что физиологическая психология изучает физиологию отдельных сложных психических процессов и функций, а психофизиология ищет физиологические основы целостных форм поведения человека и животного.

Психофизиология – это наука, использующая психологическую и физиологическую информацию, областью изучения которой являются физиологические параметры человеческого поведения.

Задачами психофизиологии являются:
  • Изучение физиологических механизмов получения, передачи и анализа центральной нервной системой информации о внешней и внутренней средах организма;
  • Изучение механизмов принятия решений и их реализации на уровне головного мозга и организма в целом;
  • Знание физиологических основ внимания, мотивации, памяти, мышления, движения;
  • Знание физиологических основ эмоциональных реакций в обычных и стрессовых ситуациях;
  • Знание механизмов нарушения физиологических функций, связанных с психикой человека;
  • Умение использовать наблюдение динамики физиологических параметров для целей психодиагностики;
  • Умение оказывать корректирующее влияние на психику и поведение пациента, используя знания физиологических коррелятов психических процессов;
  • Умение использовать психокоррекцию для положительного влияния на измененные физиологические параметры и состояния организма пациента (особенно актуальное на сегодняшний день направление в работе детского психолога).


К методам психофизиологии относятся: наблюдение, тесты, моделирование, эксперимент и электрофизиологические методы (ЭРГ - графическое выражение биоэлектрической активности, возникающей в ответ на световую стимуляцию сетчатки; ЭОГ – электроокулография и ЗВП - зрительные вызванные потенциалы).

Психофизиология делится на несколько основных ветвей, каждая из которых конкретизирует и изучает какое-либо направление психической деятельности человека на основе физиологических законов. Назовем их:

1) Когнитивная психофизиология - направление, изучающее физиологические законы познавательной деятельности. Здесь информационный подход позволяет исследователю рассматривать и изучать процессы мозга и психическую деятельность не отдельно, а в определенной взаимосвязи – в системе.

2) Возрастная психофизиология - изучение изменения физиологических параметров психологии человека в процессе его взросления.

3) Сравнительная психофизиология - наука, выявляющая и устанавливающая различия в архитектуре и функционировании человеческого мозга, а также различия поведения разных видов животных и человека.

4) Дифференциальная психофизиология - область психофизиологии, изучающая естественнонаучные причины индивидуальных различий психики человека. Здесь используются 2 главных метода: сравнение физиологических и психологических показателей и наблюдение изменений физиологических процессов непосредственно во время протекания какой-либо психической деятельности.

5) Психофизиология профессиональной деятельности – направление, изучающее психофизиологические свойства человека в процессе конкретной деятельности, которые оказывают свое влияние на качество работы.

Также стоит отметить, что наука психофизиология находится в тесной связи с другой наукой – нейропсихологией, изучающей мозговую организацию психологической деятельности. Становление психофизиологии как одной из ветвей нейронауки связано с успехами, достигнутыми британскими исследователями (в частности - школой электрофизиологов во главе с А. Эдрианом, которая внесла большой вклад в изучение электрической активности нейронов и в общую теорию ЭЭГ).

Достижения психофизиологии широко используются в построении кибернетических моделей психофизиологических процессов, клинической психологии, психофизиологии труда, спорта и других отраслях науки. Сегодня исследователи продолжают делать новые открытия, которые помогают нам лучше понимать себя и процессы, происходящие внутри нас. Благодаря этим знаниям человек может творить себя и свою жизнь в соответствии со своими желаниями, быть здоровым и счастливым.