Все статьи

Немного о нарциссизме

05 янв. 2018
877
Каковы положительные стороны нарциссизма?
Стоит поговорить о условно здоровом нарциссизме и патологическом виде, о том, который присущ всем нам и о том нарциссизме, который позволяет нам говорить о расстройстве и который требует психоаналитического и психотерапевтического лечения.

Существуют два основных взгляда на динамику нарциссического либидо. Если мы следуем за Фрейдом, то говорим о том, что нарциссическое либидо ребенка в какой-то момент, в процессе его развития, начинает конвертироваться в либидо объектное и тогда мы говорим об едином либидо, которое претерпевает изменения, трансформируется из либидо нарциссического (из того либидо, что направлено на самого себя), в либидо объектное (в то либидо, которое мы направляем на внешний объект).
Существует вторая точка зрения Хайнца Кохута, который считает, что нарциссическое либидо и объектное либидо - это два разных типа, которые развиваясь параллельно, имеют свои стадии развития. Концепция биополярной самости Кохута позволяет понять - как нарциссическое либидо развивается и в каком случае можно говорить о здоровом нарциссизме у взрослого человека или о патологическом нарциссизме или нарциссическом расстройстве, которое мы пытаемся вместе с пациентом преодолеть.

Здоровый нарциссизм, с точки зрения Кохута, предполагает с одной стороны, что у человека существуют здоровые и адекватные амбиции, цели и с другой стороны те ценности, которые адекватны и соразмерны его внутреннему и внешним миру и которые он пытается как-то реализовать в процессе жизни. И между этими двумя полюсами - на одном полюсе амбиции и цели, на другом - ценности и идеалы, проходит дуга напряжения и эта дуга состоит из способностей и талантов, которые человек в себе обнаруживает и из тех потенций (как раз в формате этих амбиций) и с учетом его собственных внутренних ценностей и переживаний, он может реализовывать в мир. Здоровый нарциссизм предполагает совмещать любовь к самому себе и любовь к другим людям. Как следствие, способность выстраивать глубокие и полноценные, взаимные и уважительные отношения с другими людьми. Парадоксально, но нарциссический пациент, у которого нарциссическое либидо не дошло до этих адекватных целей, амбиций и идеалов не способен любить ни других (что как раз нам понятно), ни, как это ни странно - самого себя.

Нарциссические пациенты, это те, кто очень озабочен вопросами любви, одобрения и признания со стороны других людей. Никакой собственной ценности они не переживают и не чувствуют. Если вспомнить миф о Нарциссе, а Фрейд заимствовал этот персонаж из древнегреческого мифа, то мы увидим, что Нарцисс не любит ни самого себя, ни других. Можно сказать, что он был влюблен, а скорее захвачен своим отражением, которое он видит в реке, на берегу которой он сидит. Это отражение постоянно меняется, потому что вода течет и в этом смысле он не получает доступа ни к самому себе, ни к другим, а лишь к некому отражению себя, которое постоянно изменяется. Нарцисс не может присвоить себе это отражение (сказать - “это Я”) и не может понять - кто Я? Какого себя я там вижу? Так как река продолжает течь и меняет отражение. Наши нарциссические пациенты, по сути, озабочены тем же самым. Озабочены вопросом - кто же они такие и постоянно спрашивают у мира, у других людей - в чем же заключается их ценность. Они просят и требуют признания со стороны других людей. За что же их можно было бы любить.

Какое поведение родителей формирует нарциссические черты у детей? Как не вырастить ребенка-нарцисса?

Основное, что нужно знать о этих воспитательных моделях, что именно ведет к внутренней проблеме нарциссического пациента, а именно к вопросу самому себе о том, ценен ли я, никчемный ли я или все же что-то из себя представляю? Это те вопросы, на которые пациент не может найти ответа и спрашивает всех окружающих людей, а особенно значимых для него. Такой вопрос, конечно же. Формируется в детстве. Основная травма нарциссического ребенка заключается в условности родительской любви. Это ребенок, которого любят за что-то. Нарциссическим пациентам, даже уже в терапии, когда они уже начинают что-то о себе понимать, бывает практически невозможно поверить, что ребенка любят просто так. Просто потому что он есть, просто потому, что он - мой ребенок. У таких пациентов нет подобного опыта. Их всегда любили за что-то и от них всегда требовали этого чего-то.

Суммируя то, что нам предлагают разные авторы, которые занимались исследованием семейных историй нарциссических пациентов и учитывая свой собственный опыт, можно сказать, что с теми или иными нарциссическими защитами или проблемами мы сталкиваемся в работе с любым типом характера, с любым пациентом. С одной стороны это обусловлено нашей современной культурой, и с другой стороны тем, что любой из нас, независимо от того, нарциссичен ли он, или у нас какой-то иной тип характера, так или иначе мы беспокоимся о том, что о нас думают другие люди, особенно важные для нас люди, которых мы любим, например.

Но отличие нарциссического пациента - вся его личность выстраивается вокруг поддержания самоуважения, ощущения собственной ценности, через получение одобрения со стороны других людей. Такая проблематика может выходить на первый план в психотерапевтическом процессе даже с другими типами характера, если пациент пережил какую-либо нарциссическую травму. Например, отвержение в любви. И тогда рождается вопрос - “что со мной не так?”. Если нас отвергли, бросили, разлюбили. Но такие вопросы - это реакция на актуальные, текущие события. Нарцисс же всегда озабочен этим вопросом. У других пациентов эта тема может появляться время от времени, но их основные вопросы - они иные. К примеру, истерическая пациентка может быть озабочена своей ценностью, но ее основной глубинный вопрос связан с сексуальной идентичностью.

По теме: Психология нарцисса или как выжить в мире нарциссизма