КонсультацииПсихологическая реабилитация

Как справиться с чувством вины за смерть дочери?

404
30 авг. 2025
Татьяна
Мне 57 лет. Умерла взрослая дочь от СПИДа. О диагнозе она узнала за 8 лет до смерти. Она в него не верила, считала ошибочным. Перепроверить не хотела. Всё, что я сделала - это купила ей тест, периодически напоминала, что надо перепровериться. Осталось чувство вины. Оно огромно. Ведь её так легко было спасти. У нас были тёплые, доверительные отношения. Она жила отдельно, неподалёку. Но мы не говорили о чувствах, каких-то глубинных, личных. Я сама не очень умею, и её не научила. Вероятно, проблемы психологического плана помешали ей принять свой ВИЧ-статус и обратиться за помощью, а мне - вот это неумение говорить о чувствах помешало разобраться в ситуации, в её отношении к ней, помешало принять необходимые меры. Я даже в своих чувствах на тот длинный период не смогла разобраться. Я купила ей тест, он у неё пролежал не восстребованным. Она мне периодически отвечала на мои вопросы - что не воспользовалась им, что не верит, что никуда не обращалась. Я привыкла, что она сильная, уверенная, решает всё сама. Ко мне прислушивается всегда, но делает - как она считает верным. Как понимаю, это был тот случай, когда мы обе испугались, запутались - она ушла в отрицание, у меня тревога вытесняла этот факт. Ведь в остальном жизнь шла обычно: мы общались тепло, как и раньше. Вместе отдыхали иногда. Восемь лет! Периодически 0 примерно три - четыре раза я ей напоминала про тест. Она сказала даже, что посмотрела фильм Дудя на эту тему. Я поняла, что у неё нет намерения перепроверять результат и обращаться в СПИД-центр. Я чувствовала себя как обычно - она всегда всё делала по-своему. Я не умела на неё влиять, да и не привыкла. Я ей доверяла. Она очень умный и успешный человек была, работала на руководящей работе, к ней тянулись люди, она решала все задачи эффективно и в отношении себя и других, да и мне во многом помогала и психологически и финансово даже иногда. И этот СПИД настиг внезапно, мы не успели толком ничего понять - в виде обширных опухолей мозга. Ни она, ни я - не успели осознать эту взаимосвязь. Сейчас такое чувство, что бы обе отвернулись от возможности спасти её жизнь. А она любила жизнь, и меня, и мужа, и собаку, и я её очень любила и люблю. И не могу понять, как так нелепо она погибла, когда стоило только протянуть руку за помощью. Я очень жалею, что не поговорила с дочерью о её чувствах, что не сумела быть для неё психологом. Что не смогла повлиять, что не проговорила, как ребёнку, возможные последствия, что не устроила истерику, что не стала подключать своего мужа к ситуации, ведь она его очень любила и уважала. У меня нет объяснения своему странному поведению и её странному поведению. Сейчас всё это кажется так нелепо и глупо, то как мы с ней себя вели в этой ситуации. Я понимаю, что есть какие то защитные реакции. Но ведь материнский инстинкт - куда он у меня исчез? . Я себя ненавижу и презираю.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
30 авг. 2025

Татьяна здравствуйте,

Соболезную Вам

Скажите пожалуйста, когда умерла Ваша дочь и чего бы Вам хотелось от консультации?

30 авг. 2025
Татьяна

У меня вопрос: почему у двух довольно умных, любящих друг друга людей возникли такие деструктивные реакции на ситуацию, с которой справиться совсем не сложно, устранив всех тараканов из головы?

30 авг. 2025
Татьяна

Моя дочь умерла 20 мая этого года.

30 авг. 2025
У меня вопрос: почему у двух довольно умных, любящих друг друга людей возникли такие деструктивные реакции на ситуацию, с которой справиться совсем не сложно, устранив всех тараканов из головы?

Дело в том, что помимо ума и любви есть другие чувства, которые скорее всего Вами обеими не осознавались.

30 авг. 2025

Можете ли вспомнить, что Вы чувствовали, когда думали о болезни дочери?

30 авг. 2025
Татьяна

Очень много чего: тревогу, страх, беспокойство, стыд, вину, растерянность, бессилие.

30 авг. 2025
Татьяна

Но это сейчас, задним умом, я понимаю, что я чувствовала тогда. А на тот момент - это всё выливалось в одну общую душевную боль.

30 авг. 2025
Но это сейчас, задним умом, я понимаю, что я чувствовала тогда. А на тот момент - это всё выливалось в одну общую душевную боль.

Татьяна с душевной болью очень страшно встречаться. Возможно этотбыло причиной того, что Вам с дочерью не удавалось обсуждать ее болезнь. Вам обеим было очень страшно.

Моя дочь умерла 20 мая этого года.

Времени очень мало прошло.

Как Вам сейчас удаётся справляться с потерей дочери?

Очень много чего: тревогу, страх, беспокойство, стыд, вину, растерянность, бессилие.

Очень хорошо, что сейчас Вы распознаете свои чувства. Как Вы сейчас их проживаете?

30 авг. 2025

Есть ли в Вашем окружении кто-то, с кем Вы можете говорить о своей утрате?

30 авг. 2025
Татьяна

Я сейчас хожу в церковь на исповедь, на причастие. Меня поддерживает муж. Ну и психологи, и сейчас, и во время её болезни на последних этапах, помогали. В общем, за то, что эта душевная боль нам помешала проявить разум, мы обе поплатились. При этом она - своей жизнью, а я - её жизнью, то есть разлукой с нею в земной жизни. И иногда просто жить не хочется, потому что без неё. Иногда осуждение и досада и на себя, и на всё это общественное мнение по поводу вич-статуса, за то, что раздули из мухи такого монстра. На самом то деле вопрос выеденного яйца не стоит - спастись, проще пареной репы. Это обиднее всего. Но сейчас понимаю, что все мы в заблуждениях. Вот не понятно было на уровне чувств, что цветущая, здоровая дочь, которая не в депрессии, не в печали, ничего не предвещает беду - на самом деле в смертельной опасности без этой АРВ терапии. Мы как собаки Павлова, оказывается. Себе эти страхи и невежество не могу простить.

30 авг. 2025

Татьяна я вижу, что Вы в сильном чувстве вины и возможно за произошедшее присваиваете себе всю ответственность. Так ли это?

30 авг. 2025
Татьяна

У нас с дочкой общая ответственность, с которой мы не справились обе: она не смогла принять свой вич-статус, а я не смогла принять её вич-статус. Принять вич-статус - это означает принять ответственность за свою жизнь и здоровье, как за физическое, так и за психологическое, уже принимая во внимание вновь открывшиеся обстоятельства, и учитывая их в своем поведении. А не отрицая этот факт, и не вытесняя этот факт из своей психики, как травмирующее, и мешающее радостно жить обстоятельство.

30 авг. 2025
Татьяна

Вот насколько я понимаю теперь, принять свой вич-статус это тяжёлый, титанический труд. И он ни ей ни мной не был проделан. А вот теперь, по сравнению с тем, что она ушла из земной жизни, оглядываясь назад, и испытывая вероятно другие чувства: отчаяния, безысходности, тоски от разлуки, и временами даже нежелания жить без неё на земле, в мире, в котором нет её физически - возникает ощущение: казалось бы, чего проще - дойти до СПИД-центра, получить своевременную терапию, и привыкнуть не бояться пить из одного стакана. Это невероятно! Насколько предрассудки и общественное мнение способны формировать нашу реакцию. Да, мы все люди, и это очень печально.

30 авг. 2025
Татьяна

Вы мне напишите, что она взрослая, и это только её ответственность, и не моё собачье дело, а её личное. А я вам отвечу так: когда два альпиниста в горах, и у одного из них закончился кислород, то второй - он, если поделится кислородом, может сам погибнуть. И он морально имеет право не делиться кислородом. Так вот, мы с дочкой в этой ситуации оказались в горах обе без кислородных баллонов. И она, и я. И все эти чувства нам перекрыли тот кислород нашей любви, который позволил бы нам сделать правильный выбор в сторону жизни и здоровья. То есть, Спид-центр - это "жизнь, помощь, здоровье, любовь, радость и добро", а не "стыд, позор, отвращение, страх, ужас, геи, проститутки, наркоманы, осуждение общества, порицание, социальное дно".

31 авг. 2025
Насколько предрассудки и обществен ное мнение способны формировать нашу реакцию. Да, мы все люди, и это очень печально.

Татьяна у Вас или у дочери были эти предрассудки?

31 авг. 2025
Так вот, мы с дочкой в этой ситуации оказались в горах обе без кислородных баллонов. И она, и я. И все эти чувства нам перекрыли тот кислород нашей любви, который позволил бы нам сделать правильный выбор в сторону жизни и здоровья

То есть балоны с кислородом были, но Вы почему-то не взяли их с собой в горы.

Татьяна Вы бы позволили себе осознанно не взять их, если бы пошли с дочерью в такое экстремальные путешествие?

31 авг. 2025
Татьяна

Я отвечу. То, что Вы назвали предрассудками - называется "общественное мнение". И это мнение огромной группы людей действует на человека как паровой каток. И оно просто давит с огромной силой. И ещё одно. Есть такое понятие, как базовый страх. В случае, когда он огромен, он отключает в нашей психике критическое мышление. Это инстинкт. Большинство людей, при его воздействии - даже зная, что стакан с водой безопасен, из которого попил ВИЧ-инфицированный, даже не притронутся к нему. Остальная часть - выпьет воду, продолжая испытывать страх. Наверное, к этому можно привыкнуть. Но здесь речь даже не о риске заражения. В этом слове "ВИЧ-статус" - было намешано много всего. Такой адский коктейль, сформированный представлениями, сложившимися в обществе. Да, это невежественные представления. Но они превалируют в восприятии. Если вернуться к образам, то мы -то были уверены, что взяли в горы кислородные баллоны, обе. Но внутри, в этих баллонах оказался только липкий сахарный сироп, который заливает мозги, и блокирует разум. И как не стучи по клавишам - компьютер завис. Это как у подростков - до которых тоже в определённые периоды не докричаться. У них мозг, как сиропом, залит гормонами. Так вот, страх - тоже выделяет гормоны. Они-то и были в наших кислородных баллонах. Ими-то и снабдили нас у подножья горы. И моя дочь теперь осталась на этой вершине, откуда её на руках забрал Господь в своё Небесное Царство. Меня - оставил. Как минимум, чтобы написать этот текст. Может, кому-то поможет.

31 авг. 2025
Татьяна

Несправедливо сейчас, конечно, используя имеющуюся информацию, и имея совсем другие чувства, а соответственно и гормоны, т.е. микроэлементы, которые управляют нашей психикой, оценивать сейчас наши действия в тот период. Мы - то, что мы чувствуем. Раньше - страх, сейчас - чувство вины. Важно другое: понимать то, что мы чувствуем. Принимать эти наши чувства, проживая их до конца. Потому что мы живые люди. А вот как чувство страха отключает в человеке критическое мышление, расскажите мне, пожалуйста. Вы же психолог. Может, понимаете суть.

31 авг. 2025
Татьяна

Да, и название к данной теме Вы исправили на слишком пафосное, и утрированное. Я бы не стала так утверждать. Это не верно. Я не смогла помочь - это да. Поэтому чувствую себя предательницей - тоже да. И ещё - очень люблю её по-прежнему. Очень скучаю по ней. И себя - тоже люблю и поддерживаю.

31 авг. 2025
То, что Вы назвали предрассудками - называется "общественное мнение"

Татьяна говоря о предрассудках, я цитировала Вас:

Насколько предрассудки и обществен ное мнение способны формировать нашу реакцию. Да, мы все люди, и это очень печально.
Да, и название к данной теме Вы исправили на слишком пафосное, и утрированное.

Вы ошибаетесь, я не исправляла название.

А вот как чувство страха отключает в человеке критическое мышление, расскажите мне, пожалуйста. Вы же психолог. Может, понимаете суть.

Критическое мышление - это способность тестировать реальность. На эту способность оказывают влияние любые чувства, не только страх, в чрезмерном своём проявлении.

Например злость.

Скажите Татьяна, Вы на меня злитесь?

Если да, то за что?