КонсультацииОтношения родителей и детей
Чем объясняется агрессивное поведение ребёнка 3-х лет?
Здравствуйте!
Я взяла Ваш запрос на бесплатную консультацию.
Вам необходимо ознакомиться с условиями бесплатной консультации, которые представлены ниже, если требуется задать уточняющие вопросы.
* Цель и формат консультации: Бесплатные психологические консультации проводятся исключительно в текстовом формате по переписке и являются частью благотворительной деятельности.
* Длительность консультации: Бесплатная консультация ограничена временем до трех дней или 4000 символов с момента получения первого ответа от психолога. После этого периода консультация автоматически закрывается.
* Глубина анализа: Бесплатная консультация предоставляется в кратком текстовом формате и не предполагает глубокого анализа или диагностики вашего запроса или проблемы.
* Дальнейшие шаги: Глубокий анализ проблемы, её устранение и поиск путей изменений доступны в рамках индивидуальных платных сессий.
* Переход на платную форму: Если вы заинтересованы в дальнейшей индивидуальной работе, пожалуйста, обратитесь через личные сообщения для уточнения деталей и стоимости.
Форматы платной консультации:
Личная текстовая переписка: 1 500 руб. за 60 минут. Онлайн-сессии через платформы Skype, Zoom, WhatsApp, Viber, Telegram: 3500 руб. за 60 минут.
(изменено 08 сент. 2025)
Надежда, Я слышу, что вы очень внимательны к сыну и переживаете не только за него, но и за других детей. То, что вы описываете — не редкость в 3 года. В этом возрасте дети только начинают учиться справляться со злостью, с ревностью, с тем, что «моё — чужое». Часто это выражается ударами, бросками игрушек, криками.
Важно заметить: в семье сын видит, что телесное воздействие (по попе, щипок) используется как способ остановить поведение. Для ребёнка это сигнал: «руками тоже можно управлять». Поэтому он пробует тот же инструмент на других детях. Плюс опыт с двоюродными братьями закрепил привычку — они смеялись, значит это весело.
Что можно делать:
Убрать телесные наказания. Не щипать, не бить. Это только закрепляет идею, что через физическую силу можно решать конфликты.
Учить замене. Если он злится — показывать, что можно топнуть ногой, сказать «я злюсь», бросить мяч в корзину. Важно прямо проговаривать: «Мы не бьём людей. Когда злишься — скажи словами».
Хвалить за хорошее. Ловить моменты, когда он делится, ждёт, играет спокойно: «Мне нравится, как ты сейчас дал игрушку», «Ты подождал — это здорово».
Чёткие и спокойные границы. Когда он ударил — сразу остановить: «Стоп. Бить нельзя». Коротко, спокойно, без длинных лекций. Потом переключить на другое действие.
Тренировать общение постепенно. Больше играть в маленьких группах, где вы рядом и можете мягко вмешаться. В саду нагрузка большая, и навык общения надо «накачивать» по чуть-чуть.
Помнить про возраст. В 3 года жадность и «моё» — абсолютно нормальная стадия развития. Это пройдёт, если рядом будут взрослые, которые показывают, как можно по-другому.
Проблема в том, что ему пока не хватает навыков выражать чувства и договариваться. Ваша задача — помогать их осваивать
Спасибо за столь подробный ответ.
Эти дни я стараюсь его больше хвалить, учу делиться со мной игрушками, проявлять доброту к игрушкам.
К сожалению ребенок приболел сейчас и в сад мы не ходим.
Я очень надеюсь что он перестанет обижать других детей.
Ведь он не злой по характеру, просто для него это баловство. (
Понимаю Ваши чувства. Очень ценно, что Вы уже начали пробовать новые способы — хвалите, показываете, как делиться, обращаете внимание на мягкость. Эти шаги действительно работают, хотя результат не всегда виден сразу. У ребёнка новые навыки «накапливаются», и только потом проявляются в поведении.
То, что он сейчас приболел и временно не ходит в сад, можно использовать как паузу для спокойных тренировок дома. Когда нет лишнего стресса и конкуренции, ребёнку проще закреплять новые модели: делиться, заботиться о игрушках, выражать эмоции словами.
И очень важно, что Вы видите в нём не «злость», а именно игру и баловство. Это хорошая точка опоры: ребёнок не «плохой», ему просто нужны взрослые, которые помогут научиться другим способам играть и выражать себя.
Когда он вернётся в сад, скорее всего снова будут трудности, потому что среда новая и возбуждающая. Но постепенно, если Вы продолжите поддерживать дома навыки и мягко, но твёрдо останавливать удары, он будет переносить их и в общение с детьми.
Чтобы адаптация прошла легче, будет полезно заранее поговорить с воспитателем и предложить им использовать такие же короткие и последовательные фразы, как дома. Например:
«Стоп, бить нельзя» — без крика, но твёрдо.
«Скажи словами, чего ты хочешь» — как альтернатива удару.
«Ты можешь взять игрушку по очереди» — напоминание о правилах.
Если воспитатель будет реагировать так же, как Вы дома, у ребёнка сложится ощущение предсказуемости: и дома, и в саду действуют одинаковые правила. Это ускоряет процесс обучения и снижает уровень стресса.
Если консультация оказалась для Вас полезной, буду признательна за короткий отзыв. Это помогает другим людям найти специалиста, а мне — улучшать свою работу.