КонсультацииОтношения родителей и детей

Чем объясняется агрессивное поведение ребёнка 3-х лет?

155
07 сент. 2025
Надежда
Сын 3 года, пошли в сад, первые 3 дня всё было отлично, потом воспитатель началась жаловаться, что ребенок дерётся и отбирает игрушки. Возможно я бы списала это на адаптацию, если бы сын этого не делал до сада. Началось всё с того, что примерно в возрасте 2 года сын начал бросаться игрушками в двоюродных братьев. Для него это было смешно, бросить и хохотать. Нам родителям тоже прилетало, но однажды я бросила туже игрушку, что бросил сын, обратно. И ребенок так делать перестал. Но не перестал кидать в братьев. Братья реагировали смехом, улыбкой и мой ребенок продолжал, думая что это баловство. Обьясняли, ругали, вроде перестал кидаться. Но теперь мы можем ударить, если его ругаешь за что то. В основном папу бьет и братьев. Для него это как игра что-ли. Я старалась ограничивать его от общения с братьями, там дети старше, и он фактически с ними только носится и балуется. Теперь братья далеко а вот в саду продолжается это всё. Ребенок растет в полной семье, папа строгий, получает по попе за непослушание, например истерика дай мне то, дай это, если что то ломает, может ударить кошку, тоже ругаем. В основном я щипаю и предупреждаю, если не будешь слушаться-щипну. Что я делаю не так? Как мне обьяснять ребенку чтобы он никого не трогал? Я переживаю за других детей. Ребенок у меня умный, знает буквы с 2 лет, самостоятельно может играть, иногда проявляется неусидчивость, по неврологии всё хорошо. Сейчас у него появилось" это мое, не трогай","это моя рука, моя нога (если учу его одеваться) Начал жадничать. Мы любим ребенка, часто обнимемся втроем, хвалю за хорошее поведение, за достижения какие либо, но вот как появляются другие дети на горизонте, всё мы ничего не слышим, не видим, носимся, балуемся. Возможно мне стоит больше давать ребенку свободы в плане общения с другими детьми? Не понимаю в чем проблема. Прошу совета и помощи в решении проблемы.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
08 сент. 2025

Здравствуйте!

Я взяла Ваш запрос на бесплатную консультацию.

Вам необходимо ознакомиться с условиями бесплатной консультации, которые представлены ниже, если требуется задать уточняющие вопросы.

Условия консультации
Условия бесплатной текстовой психологической консультации:
* Цель и формат консультации: Бесплатные психологические консультации проводятся исключительно в текстовом формате по переписке и являются частью благотворительной деятельности.
* Длительность консультации: Бесплатная консультация ограничена временем до трех дней или 4000 символов с момента получения первого ответа от психолога. После этого периода консультация автоматически закрывается.
* Глубина анализа: Бесплатная консультация предоставляется в кратком текстовом формате и не предполагает глубокого анализа или диагностики вашего запроса или проблемы.
* Дальнейшие шаги: Глубокий анализ проблемы, её устранение и поиск путей изменений доступны в рамках индивидуальных платных сессий.
* Переход на платную форму: Если вы заинтересованы в дальнейшей индивидуальной работе, пожалуйста, обратитесь через личные сообщения для уточнения деталей и стоимости.
Форматы платной консультации:
Личная текстовая переписка: 1 500 руб. за 60 минут. Онлайн-сессии через платформы Skype, Zoom, WhatsApp, Viber, Telegram: 3500 руб. за 60 минут.
08 сент. 2025
(изменено 08 сент. 2025)

Надежда, Я слышу, что вы очень внимательны к сыну и переживаете не только за него, но и за других детей. То, что вы описываете — не редкость в 3 года. В этом возрасте дети только начинают учиться справляться со злостью, с ревностью, с тем, что «моё — чужое». Часто это выражается ударами, бросками игрушек, криками.

Важно заметить: в семье сын видит, что телесное воздействие (по попе, щипок) используется как способ остановить поведение. Для ребёнка это сигнал: «руками тоже можно управлять». Поэтому он пробует тот же инструмент на других детях. Плюс опыт с двоюродными братьями закрепил привычку — они смеялись, значит это весело.

Что можно делать:

Убрать телесные наказания. Не щипать, не бить. Это только закрепляет идею, что через физическую силу можно решать конфликты.

Учить замене. Если он злится — показывать, что можно топнуть ногой, сказать «я злюсь», бросить мяч в корзину. Важно прямо проговаривать: «Мы не бьём людей. Когда злишься — скажи словами».

Хвалить за хорошее. Ловить моменты, когда он делится, ждёт, играет спокойно: «Мне нравится, как ты сейчас дал игрушку», «Ты подождал — это здорово».

Чёткие и спокойные границы. Когда он ударил — сразу остановить: «Стоп. Бить нельзя». Коротко, спокойно, без длинных лекций. Потом переключить на другое действие.

Тренировать общение постепенно. Больше играть в маленьких группах, где вы рядом и можете мягко вмешаться. В саду нагрузка большая, и навык общения надо «накачивать» по чуть-чуть.

Помнить про возраст. В 3 года жадность и «моё» — абсолютно нормальная стадия развития. Это пройдёт, если рядом будут взрослые, которые показывают, как можно по-другому.

Проблема в том, что ему пока не хватает навыков выражать чувства и договариваться. Ваша задача — помогать их осваивать

08 сент. 2025
Надежда

Спасибо за столь подробный ответ.

Эти дни я стараюсь его больше хвалить, учу делиться со мной игрушками, проявлять доброту к игрушкам.

К сожалению ребенок приболел сейчас и в сад мы не ходим.

Я очень надеюсь что он перестанет обижать других детей.

Ведь он не злой по характеру, просто для него это баловство. (

08 сент. 2025

Понимаю Ваши чувства. Очень ценно, что Вы уже начали пробовать новые способы — хвалите, показываете, как делиться, обращаете внимание на мягкость. Эти шаги действительно работают, хотя результат не всегда виден сразу. У ребёнка новые навыки «накапливаются», и только потом проявляются в поведении.

То, что он сейчас приболел и временно не ходит в сад, можно использовать как паузу для спокойных тренировок дома. Когда нет лишнего стресса и конкуренции, ребёнку проще закреплять новые модели: делиться, заботиться о игрушках, выражать эмоции словами.

И очень важно, что Вы видите в нём не «злость», а именно игру и баловство. Это хорошая точка опоры: ребёнок не «плохой», ему просто нужны взрослые, которые помогут научиться другим способам играть и выражать себя.

Когда он вернётся в сад, скорее всего снова будут трудности, потому что среда новая и возбуждающая. Но постепенно, если Вы продолжите поддерживать дома навыки и мягко, но твёрдо останавливать удары, он будет переносить их и в общение с детьми.

Чтобы адаптация прошла легче, будет полезно заранее поговорить с воспитателем и предложить им использовать такие же короткие и последовательные фразы, как дома. Например:

«Стоп, бить нельзя» — без крика, но твёрдо.

«Скажи словами, чего ты хочешь» — как альтернатива удару.

«Ты можешь взять игрушку по очереди» — напоминание о правилах.

Если воспитатель будет реагировать так же, как Вы дома, у ребёнка сложится ощущение предсказуемости: и дома, и в саду действуют одинаковые правила. Это ускоряет процесс обучения и снижает уровень стресса.

08 сент. 2025

Если консультация оказалась для Вас полезной, буду признательна за короткий отзыв. Это помогает другим людям найти специалиста, а мне — улучшать свою работу.