КонсультацииОтношения родителей и детей
Дочь испытывает сложности в школе. Как ей помочь?
Леся, здравствуйте! Спасибо, что поделились тревогой. Ситуация, которую вы описали, не очень приятная, и пугающая. Абсолютно естественно, что вы переживаете за дочь, а она плачет и не хочет в школу. Не реакция - это нормальная защитная реакция на опасное и обидное событие
Давайте вместе разберемся, как мы можем ей помочь?
Сейчас мы смотрим на 3 вещи: мысли, чувства и поведение.
Сейчас у Вашей дочери возникла связка:
Ситуация - девочки не общаются, сильно раскачали на качелях.
1. Мысли - "школа - опасное место", "я не смогу себя защитить", "меня никто не любит"
2. Чувства - страх, обида, грусть, беспомощность.
3. Поведение - слезы, отказ идти в школу.
Сейчас главное - не заставить ребенка пойти в школу, а вернуть ей ощущение контроля и безопасности. Вы уже делаете самое важное - вы рядом и сопереживаете.
Шаг 1.
Продолжайте ей говорить:"Я вижу, как ты напугана, то, что произошло это было не приятно и опасно. Любой бы на твоём месте испугался. Ты в этом не виновата".
Важно, чтобы девочка поняла, что не чувства "законны".
Шаг 2. Скажите дочери:"Эта проблема очень большая для тебя, но для нас с Папой (бабушкой/дедушкой/тетей/близким, кого девочка считает доверительным лицом) и с учительницей - она не слишком большая. Мы - взрослые - возьмём эту проблему, и будем её решать. Твоя задача - просто быть рядом с нами". Это снимет груз ответственности с девочки
И после того, как Вы выполните 2 этих шага, когда девочка почувствует себя в безопасности и поймет, что она не виновата, и ей готовы помочь, нужно будет немного побыть "детективами" - собрать факты и изменить мысли. Я попрошу вас с ней поговорить без допроса:
- что произошло?
- кто был рядом?
-что ты сказала, или сделала?
- что было до этого?
В общем, нам необходимо узнать контекст ситуации, мягко. Ваши вопросы должны быть наводящими, чтобы она сама описала ситуацию. Далее, когда Вы выполните эти пункты, напишите мне, пожалуйста. Я внимательно Вас выслушаю, и мы составим с Вами дальнейший план действий
У Вас все получится, я здесь.
Здравствуйте!
Как ваши с дочерью дела сегодня?
Хотела поинтересоваться, удалось ли Вам поговорить в терапевтическом ключе?
Леся, Добрый день!
Как у Вас обстоят дела в школе, и дома, разрешили ли Вы инцидент?
Удалось помочь дочке?
Добрый вечер! Вот она понесла новую настольную игру сегодня и они с одной девочкой играли в эту игру. Остальные также не играли. Я поговорила с учителем и она сказала я буду наблюдать пока. Но мне эта ситуация не нрвиться.
Интересная ситуация...
Я правильно понимаю, Вам не нравится ситуация, в которой девочки не играют с дочерью, после чего ваш ребенок расстраивается?
В ответе на эту ситуацию кроются поведенческие факторы. Без понимания, как себя ведёт ребенок (адаптивно или не адаптивно, насколько, как и каким образом), мы не сможем разобраться в ситуации и помочь.
То, что учительница будет наблюдать - это толком ничего не даст. Понимание взаимоотношений детей в классе - это не ее прямая обязанность как учителя, пусть и начальных классов.
А понимание Вами этого факта как раз и возлагает на Вас ответственность, как родителя и наставника, чтобы донести до стороннего специалиста (меня) ту информацию, о которой я Вас спрашиваю для разрешения непростой ситуации Вашей дочки.
Понимаете?
Она говорит есть одна девочка и она всех заставляет со мною не общаться
Возникает ряд вопросов, которые можно мягко задать ребенку, чтобы собрать больше информации, на подобии следующих:
"А как ты узнала, что девочка заставляет других не общаться? Может, эта девочка на тебя за что-то обиделась? Как вы с ней познакомились? (Любые наводящие вопросы)... Чтобы понять, с чего эта девочка решила подначивать всех. Какова природа конфликта изначально Догадок может быть много, но нам интересно как ребенок на это реагирует.
Замыкается ли в присутствии других детей, старается избегать всех сама, или плачет, то есть, как она ведёт себя, какая реакция у ребенка, и поведение.
Учительница, если она наблюдательна, может и должна Вас оповестить, есть ли намеки травли в классе, на переменах, в продление (в свободное от уроков время).
Если Ваша дочка действительно знает (была свидетелем сговора и тд) то ей важно дать понять, что она не одна, что у нее есть ее новая знакомая (значит, другая девочка не может решать за абсолютно всех, ведь другая с Вашей дочкой дружит).
Она должна почувствовать, что, что ситуация безопасная. Это сложно для первоклашки, особенно, когда такое неудачное начало общения. Но оно с чего-то началось именно так. И нам важно понять причину