КонсультацииОтношения родителей и детей

Как помочь 8-летнему ребёнку не бояться ошибаться?

147
22 окт. 2025
Людмила
Ребёнку 8 лет, очень боится делать любые ошибки. Семья полная, ребенок долгожданный и очень любимый, но с самых малых лет проявляет страх сделать что-то не так. Когда была совсем малышкой, часто ставила сама себя в угол за любой промах, хотя мы объясняли, что никто её не ругает, ничего плохого она не сделала и никаких наказаний не заслуживает. Но по сей день у ребенка от малейшей помарки в тетради может начаться истерика. Мы много раз беседовали о том, что ошибки - это нормально, все их допускают и тем самым учатся на них. И что самое важное - делать выводы из любой ситуации. Разбирали примеры, я на своем примере показываю, что я тоже ошибаюсь, но не плачу, а стараюсь найти решение. Разбирали даже нелепые истории, например «если я пересолила суп, я не буду расстраиваться, я просто добавлю в него воды». Но со временем становится только хуже. Ребенок постоянно произносит фразу «ну почему я такая? ». Сегодня обнаружили царапины на руках, оказалось, что дочь сама себя наказывала за то, что отвлекалась, когда учила стих для школы. Постарались объяснить, что это худшее решение, которое можно принять в такой ситуации, можно ведь просто отдохнуть, убрать то, что отвлекает, попросить помощи у родителей. Снова объясняла ей, что никакой её поступок не заставит родителей её разлюбить, что мы всегда рядом и любим её не за выученные стихи, а просто за то, что она есть. Договорились о том, что если она почувствует, что ей снова хочется причинить себе какой-то вред, то она незамедлительно мне об этом сообщает и я помогаю ей справиться с этим. В целом, ребенок меланхоличный, медлительная, такой «бараш из Смешариков» - часто невнимательна, задумчива, во всём находит сложности и проблемы. Прилетели на море - грустит, что мы всего на неделю, хорошо выступила - говорит, что ужасно. Хотя не замкнутая, легко находит общий язык с другими детьми, не стесняется сама заводить знакомства, всех сразу считает своими друзьями. Дома атмосфера хорошая, дружелюбная, с учетом того, что ребенок чувствительный, стараемся всегда подбирать слова, чтобы не дать повода снова в чем-то усомниться. Завышенных требований к ребенку тоже нет, занятий у нее много и учится на отлично, но это её выбор, мы говорили о том, что если не нравится, то всегда можно отказаться от каких-то занятий, а от случайной двойки ничего страшного не произойдёт. Но, конечно, бывает, что и ругаемся за серьезные проступки (например, ушла гулять, не предупредив). Бывало, что и незаслуженно ругали, на эмоциях, не разобравшись в ситуации, но потом всегда извиняемся. Я признаюсь, что тоже бываю уставшей, тоже бываю в напряжении и тоже могу не справиться с эмоциями, но в этом моя вина, не её. Вопрос такой: как выстраивать отношения с ребенком, чтобы помочь ей избавиться от страха ошибок? Как еще (и нужно ли) еще какими-то словами поговорить о ситуации с наказанием себя и самоповреждением, чтобы не допустить повторения?

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
28 окт. 2025

Здравствуйте, Людмила!

Я понимаю Ваши переживания о дочери, хотите чтобы девочка не наказывала себя.

Сейчас она стала наносить себе повреждения, то есть наказывает себя за какие то действия.

Вы пишете, что никто в семье этого не делал и не делает, она сама приняла решение себя наказывать.

Вы спрашивали ее, ради чего она делает, причину ее отношения к себе, что она хочет этим добиться от себя?

28 окт. 2025
Людмила

Да, спрашивали. Она сказала, что хотела себе отомстить за то, что отвлекалась.

Дело было так: она учила стих в своей комнате, почти выучила, пришла к нам рассказывать и забыла слова. Рядом играет и шумит младший брат, работает телевизор, папа своими делами занимается, т. Е очень много отвлекающих факторов. Я ей сказала, чтобы отдохнула с нами, а потом в тишине спокойно повторила и всё сразу вспомнится. Она осталась с нами и сразу начала повторять в этом шуме. Ничего не получилось, конечно. Я ей еще раз сказала, что она здесь отвлекается на шум, нужно сначала отдохнуть, а потом спокойно в тишине повторить. Так повторилось несколько раз, я настойчиво повторяла, что учить нужно в тишине, когда ничего не отвлекает. Не ругала, наоборот объясняла, что не получается именно потому, что внешние факторы мешают.

В конце концов она ушла в свою комнату, повторила, рассказала хорошо.

А утром мы увидели царапины на руках. Говорит, что когда ушла в комнату, то там тоже отвлекалась и решила себя за это наказать. Что уже ничего не должно было помешать, это она сама виновата, что отвлекалась.

28 окт. 2025
Я ей сказала, чтобы отдохнула с нами, а потом в тишине спокойно повторила и всё сразу вспомнится. Она осталась с нами и сразу начала повторять в этом шуме. Ничего не получилось, конечно. Я ей еще раз сказала, что она здесь отвлекается на шум, нужно сначала отдохнуть, а потом спокойно в тишине повторить. Так повторилось несколько раз, я настойчиво повторяла, что учить нужно в тишине, когда ничего не отвлекает. Не ругала, наоборот объясняла, что не получается именно потому, что внешние факторы мешают.

Возможно, что девочка наказывает себя за нежелание выполнять Ваши "требования".

С одной стороны она подчиняется, с другой стороны есть внутренняя агрессия, сопротивление против Вас.

То есть, напряжение она вымещает на себе.

Вам сказать не может, но за то что злится на Вас, наказывает себя.

Вы говорили с дочерью по Душам, о взаимоотношениях между собой?

Как Вам кажется, Ваш "контроль" мешает или помогает дочери выполнять свои дела, по школе, дома...?

28 окт. 2025
Людмила

То, что мне сказать не может - это скорее всего в точку, она боится меня расстраивать. Раньше я ей честно говорила, когда что-то мне не нравится, когда что-то меня огорчает, но потом увидела, что она очень переживает за это и вместо того, чтобы сделать какие-то выводы для себя, начинает страдать, что расстроила меня. Перестала так говорить и вот уже давно в нашем доме это не звучит. Говорим только о ней. Хотя это тоже не кажется мне правильным, что я не могу сказать, что мне больно или обидно, чтобы она не подумала, что она снова в чем-то виновата.

В целом, у нас очень теплые и нежные отношения, мы много говорим, много обнимаемся, у нас есть свои фразочки для признаний в любви. Всегда говорим о том, что наши сердечки связаны невидимой нитью и ничто не сможет её разорвать.

В плане контроля я стараюсь соблюдать какой-то баланс, есть что-то что проконтролирую я, а есть то, что она делает самостоятельно. С теми же уроками, она их делает сама, я только проверяю и помогаю, если есть вопросы. И надеюсь, что ей это помогает. Хотя вспоминаю сейчас и понимаю, что в некоторых микромоментах бывает, что она пытается отстаивать своё решение строгим «да мам! ».

Спросила у неё об этом сейчас, она сказала, что контроля много, но ей это помогает, т. К она знает, что я делаю всё, что лучше для неё

28 окт. 2025
Спросила у неё об этом сейчас, она сказала, что контроля много, но ей это помогает, т. К она знает, что я делаю всё, что лучше для неё

Я думаю, что девочка скорее всего не хочет сказать плохо, и говорит как бы более "безопасно".

Не только Вы ее наказываете, но и она себя.

Если Вы не накажет, она себя будет наказывать.

То есть, наказание в отношениях стало для нее нормой, девочка поняла "правила взаимоотношений", что наказание это часть отношений с собой, и если этого нет от Вас, она сама это сделает - за Вас.

И контроль - у нее протест против Вашего контроля, само повреждения - это скрытая агрессия.

Я бы рекомендовал Вам сходить с дочерью к семейному психологу, который работает и с детьми. Общая консультация, чтобы был диалог со специалистом, и разговорить дочь.

Она скрывает свои чувства от Вас, считая их "плохими".