Важно понимать, что любое проявление агрессии у детей - это призыв о помощи. Для того, чтобы помочь сыну, вам нужно понять, какую задачу он пытается решить таким образом. А потом научить его как достигать того, что он хочет достичь, более конструктивным путем. А чтобы это стало возможным, вы должны всегда быть на стороне вашего ребенка. Он не должна чувствовать, что становится для вас плохим в этот момент.
В случае, если агрессия вашего сына это его ответ на такое же поведение со стороны других детей, то речь идет о враждебной агресии. Агрессия враждебная, в свою очередь, рассчитана на причинение боли другому человеку и чаще всего ее пробуждает желание отомстить, доминировать. Такая агрессия усиливается в дошкольном возрасте.
Причин для такого поведения несколько:
- Пытаются обратить на себя внимание взрослых. Когда ребенок не создает проблем, ведет себя спокойно и осторожно, покладисто, часто мама и папа просто не находят для него времени. Когда ребенок что-то испортит, сломает, родители сразу же обратят на него внимание. Поэтому малыш знает: если он хочет привлечь к себе внимание, он должен быть грубым, например, кого-то ударить. Поэтому нужно не игнорировать контактов с ребенком, не забывать о разговорах с ним.
- Не могут справиться с негативными эмоциями. Малыш не осознает, где заканчивается его свобода и начинается свобода другого человека. Малыши только учатся эмпатии, сопереживанию. Они не знают, как сильно ранит удар, как может что-то болеть. Они царапаются, дерутся, рвут себе волосы, потому что не могут контролировать собственные негативные эмоции, которые в этом возрасте являются совершенно естественными, ведь ребенок хочет подчеркнуть свою независимость и самостоятельность. Когда они на что-то или на кого-то сердятся, то взрываются как вулкан - столько в них плохих эмоций. Нужно напоминать ребенку, что в чувстве злости, гнева нет ничего плохого. Однако нужно уметь "разгружаться" в конструктивном ключе.
- Дети бьют из чувства несправедливости. Если ребенок чувствует несправедливое к себе отношение со стороны взрослых или детей, он может проявлять агрессию. Здесь важно учить ребенка называть свои чувства. Что ему может быть в этот момент обидно, страшно и т. д. Нужно попытаться в этот момент обнять ребенка, сказать как вы его любите, говорить, что вы с ним и никуда не уйдете, что вы понимаете его чувства и хотите помочь. Спросите что он сейчас хочет больше всего. Попробуйте его понять и угадать его чувства, озвучивая их.
Злость - нормальная реакция здорового организма на преграду, мешающую получить желаемое. Однако ребенок еще не понимает того, что хорошо усвоили в детстве его родители. Далеко не всегда мы можем получить желаемое сразу. Порой нам приходится не только терпеливо ждать, но и прикладывать значительные усилия для достижения желаемою, терпяпри этом всяческие неудобства. Более того, иногда, несмотря на все усилия, мы не можем удовлетворить свое желание. И с отрицательными чувствами в этой связи надо тоже научиться справляться. Вот именно этого опыта смирения, откладывания своего желания «на потом» пока не хватает ребенку.
Схема по обучению ребенка управлению своей злостью выглядит так: 1) сначала вы обозначаете для ребенка его состояние - «ты злишься» - и называете возможную причину; постепенно ребенок учится понимать, что он злится, и связывает свои чувства с конкретной причиной; одновременно он учится выражать свои желания и потребности словами и добиваться, чтобы другие поняли, что ему нужно: «Мне хочется...», «Сейчас я хочу, чтобы вы...», «Я не хочу, чтоб ты...»; а дальше вы вступаете с ребенком в переговоры о том, на каких условиях он может получить желаемое: «Я дам тебе, что ты хочешь, если ты...». Типичная ошибка родителей заключается в подавлении чувства злости у ребенка и наложении абсолютного запрета на проявления любых агрессивных действий с его стороны. Причиной тому служит страх родителей. Они боятся, что их ребенок вырастет «асоциальным типом» и не будет любить своих родителей. Более глубокая причина кроется в неумении родителей управлять своей собственной злостью, которую им в детстве точно так же «запретили» чувствовать. Родителям не стоит стыдить и ругать малыша за его чувства и за то, что он пока не в состоянии справиться со своей агрессией. Плохо, если ребенок сделает вывод: «Я плохой, раз я злюсь; но поскольку не злиться иногда я не могу, то я злюсь еще сильнее, злюсь еще и на то, что мне запрещают злиться». В результате он не учится контролировать свою агрессию, учится ее только подавлять, что ослабляет его и лишает важного опыта - возможности научиться владеть собой. Правильные действия родителей состоят в том, чтобы останавливать ребенка в момент совершения им агрессивных действий и сообщать ему о том, что вам неприятно и больно.