КонсультацииОтношения родителей и детей

Сын (14 лет) не хочет учиться. Тянуть ли его дальше, или пусть выплывает сам?

1363
12 мар. 2019
Kalitvinka
Здравствуйте! Меня зовут Анна, 41 год. Сын - Дмитрий, почти 14 лет. На данный момент основная проблема - отсутствие мотивации к учебе. У чится ПОКА неплохо. Но, только потому, что постоянно я его тяну, толкаю, ругаю. Но, чем дальше тем все это сложнее. В итоге, встал вопрос: либо мне тянуть его дальше (но сил уже нет), либо бросить и пусть как может сам выплывает. Что делать?

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
12 мар. 2019
Здравствуйте, Анна!
12 мар. 2019
Kalitvinka
Здравствуйте!
12 мар. 2019
В итоге, встал вопрос: либо мне тянуть его дальше (но сил уже нет), либо бросить и пусть как может сам выплывает.

Анна, а какой цели Вы хотите достичь рассматривая два этих варианта?
12 мар. 2019
Kalitvinka
Цель одна - дать образование. Чтобы мог в будущем себя обеспечить.
12 мар. 2019
Цель одна - дать образование. Чтобы мог в будущем себя обеспечить.

То есть в данном случае, Вы хотите, чтобы сын закончил школу? Или все сложнее?
12 мар. 2019
Kalitvinka
Я думаю, что основная проблема в том, что у сына нет желания учиться. Получил 5, а по какому предмету - не помнит. Решил сложную задачу по физике - радости никакой не вижу у него. Все еще осложняется СДВГ. Но при этом всем собирается в 10 класс, затем в университет и вообще стать богатым. Как мотивировать на учебу? Как дать стимул к учебе, заинтересовать?

То есть в данном случае, Вы хотите, чтобы сын закончил школу? Или все сложнее?

Я хочу, да, чтобы закончил 11 классов, поступил в высшее. Работал. Вроде бы и он этого хочет. Но, ничего для этого не делает.
12 мар. 2019
Я думаю, что основная проблема в том, что у сына нет желания учиться.

А как отсутствие желания проявляется?

Получил 5, а по какому предмету - не помнит.

Про это не совсем понял: он без мотивации получил 5-ку?

Решил сложную задачу по физике - радости никакой не вижу у него.

Тоже не вполне понял: он решил задачу без мотивации?

Все еще осложняется СДВГ.

У подростков почти всегда снижается желание учиться (Ваш сын как раз в этом возрасте). У подростков с СДВГ такое снижение может усиливаться. Но я пока не до конца понимаю, в чем именно проявляется его нежелание учиться: он получает плохие отметки? Прогуливает? Или ему необходим Ваш постоянный контроль над учебой, что сохранять хороший уровень успеваемости?

Но при этом всем собирается в 10 класс, затем в университет и вообще стать богатым.

Это разве не мотивация?
12 мар. 2019
Kalitvinka
Или ему необходим Ваш постоянный контроль над учебой, что сохранять хороший уровень успеваемости?

Да-да. Абсолютно верно. Я контролирую полностью всю его учебу. И даже больше - я изучаю его физику чтобы потом объяснить ему эту сложную задачу, чтобы потом он Сам смог подобную ей решить в школе и получить пятерку. Сам он никогда не сядет и не разберется с этой сложной задачей. Просто не захочет. В прошлом году лежала в больнице месяц в другом городе. Сын не делал почти ничего. Сильно скатился в школе, истерил что у него ничего не получается. Долго потом наверстывали и оценки исправляли.
12 мар. 2019
Теперь я понимаю лучше. Похоже, что речь идет скорее не о мотивации, а о самоорганизации учебы у сына.
Ведь он скорее всего не стал бы расстраиваться,
истерил что у него ничего не получается

Если бы у него не было желания успевать в школе.

А вот с проблемой самоорганизации в учебе действительно сталкиваются многие подростки с СДВГ (и их родители). Это целая задача, решать которую можно, но постепенно. Поэтому не один из двух этих вариантов:
либо мне тянуть его дальше (но сил уже нет), либо бросить и пусть как может сам выплывает

Эффективным скорее всего не будет: "тянуть" и Вы долго не сможете, и самоорганизации сына это не научит, а "бросить" не Вам покоя не даст, так как успеваемость снова резко упадет, ни сыну не поможет, так как у него пока нет ресурсов для того, чтобы "выплыть". Вначале его нужно этому хоть немного научить, постепенно убирая свой контроль в тех зонах учебы где это можно и параллельно учить его привычкам, которые помогут самому организовываться.

Это целый процесс, и было бы здорово, если бы какое-то время сыну и Вам помогал бы психолог, что могло бы ускорить процесс. Но речь идет, конечно, не о переписке, а о дистанционном консультировании по скайпу.
12 мар. 2019
Kalitvinka
Спасибо большое за ответ. По скайпу не получится. Очень низкая скорость интернета. Я поняла теперь, что действительно не хватает самоорганизации. И его нужно этому учить. Только как?
12 мар. 2019
И его нужно этому учить. Только как?

В общих словах этого, к сожалению, не рассказать. Но смысл следующий: выделяются конкретные аспекты в проблеме самоорганизации - их может быть много. Например, нужна привычка садится в определенное время делать домашнее задание, нужна привычка действовать с каждым д/з по конкретному плану-алгоритму и т. д. и т. п.
К каждому из них совместно с сыном (учитывая его идеи, мнение, позицию, приходя к компромиссу - это важно!) ищется способы или несколько способов сделать это вначале под Вашим контролем, потом этот контроль становится все меньше, а самоконтроль сына постепенно становится все больше. Например, чтобы вовремя сесть за уроки договариваемся заводить будильник, приклеивать памятки, напоминать по телефону. Обсуждаем вопросы поощрения/штрафов. И т. д., и т. п. - все индивидуально.

То есть одна за другой формируются полезные привычки улучшающие всю самоорганизацию учебы.

По скайпу не получится. Очень низкая скорость интернета.

Если ситуация с интернетом наладится - можно попробовать.
12 мар. 2019
Kalitvinka
Спасибо большое за консультацию. Вы мне очень помогли. Если с интернетом наладится, я свяжусь с вами, если можно.
12 мар. 2019
Спасибо большое за консультацию. Вы мне очень помогли. Если с интернетом наладится, я свяжусь с вами, если можно.

Пожалуйста, желаю Вам всего самого доброго! Обращайтесь, постараюсь помочь сыну и Вам.