КонсультацииОтношения родителей и детей

Ребёнок (6 лет) плачет при проигрыше на соревнованиях. Как ему помочь справиться с эмоциями?

1845
06 июн. 2019
Margarita85
Добрый день!
Прошу помощи. Сын, 6 лет занимается теннисом. Ходит с удовольствием на тренировки, на предложения заняться другими видами спорта - отказ. В группе самый сильный, хорошо получается, всех детей обыгрывает. Начали выходить на соревнования с более старшими детьми - он им проигрывает, это естественно, но начинает плакать как только понимает, что выиграть не удастся. На прошлых соревнованиях во время игры был такой рёв, что он не мог вздохнуть даже, но играть продолжал. Играет во время таких истерик намного хуже, чем мог бы, тренера совсем не слышит.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
06 июн. 2019
Margarita85,
Добрый день,
Прежде чем ответить, спрошу:
А что говорит и делает по этому поводу тренер?
В принципе, решение этой проблемы - и есть его профессиональная обязанность, за которую он получает зарплату...
06 июн. 2019
Margarita85
Тренер разговаривала, уговаривала, успокаивала. Вчера был новый метод - после игры с истерикой в наказание 50 приседаний. Но это не помогает. Подходил тренер мужчина из другой группы, отвел в сторону поговорить "по-мужски", послушал постоял. В игре снова истерика.
06 июн. 2019
Margarita85,
Я правильно понял:
Два тренера работали непосредственно с ребёнком, и не смогли помочь?
06 июн. 2019
Margarita85
Наш тренер молодая совсем, первый набор детей, другой тренер просто подходил поговорить, когда видел рыдания ребенка во время игры.
06 июн. 2019
Margarita85,
Расскажите, пожалуйста, о ребёнке, как можно подробнее.
А также о Ваших с ним отношениях и об отношениях между ним и отцом.
06 июн. 2019
Margarita85
Дома с проблем с ним нет, ходит в сад, друзья ест, спокойный и общительный мальчик, развит по возрасту - читает-пишет и пр. Когда играет в игры со старшей дочерью (11 лет), при проигрыше расстраивается, но переключается быстро. Отец проводит с ним немного времени в силу занятости, иногда дома играют в теннис (отец в прошлом бывший спортсмен) перед соревнованиями повторяет ему, что победа не главное, главное - опыт в игре со старшими. Что когда ты играешь с соперником старше и опытнее и не сдаешься, а борешься - ты становишься сильнее, и не важно что проиграл. А играя со слабыми - они становятся лучше, а ты нет, хоть и выигрываешь у них.

Мысль моя была к тому, что медалей от него дома не требуем. Понимаем, что объективно он слабее соперников, т. к. младше на 4-5 лет. Хотелось бы, чтобы он мог бороться со слезами, расстраиваться при неудачах - это нормально, но вот так явно это выражать рыданиями и играть при этом не думая как-то неправильно. Все, чему научила его тренер - все впустую, т. к. применить на соревнованиях он это не может. Тренер тоже расстраивается, что не может справится с его эмоциональностью.
06 июн. 2019
Margarita85,
Четверо взрослых общались с ребёнком непосредственно - мать, отец и два спортивных тренера, - и не смогли "достучаться" до него.
Попробуйте сформулировать: что конкретно Вы ждёте в этом случае от психолога?
Какой результат нашей консультации Вас бы устроил?
06 июн. 2019
Margarita85
Результат - расстраиваться можно, но не показывать это внешне, продолжать бороться с соперником, а не рыдать, может должна появиться спортивная злость, вместо слез от бессилия. (я не спортсмен, не знаю как эти процессы у них происходят, на чем они играют).
Ваша формулировка о 4 взрослых наталкивает на мысль, что все безнадежно.
06 июн. 2019
Какой результат нашей консультации Вас бы устроил?

Результат - расстраиваться можно, но не показывать это внешне, продолжать бороться с соперником, а не рыдать, может должна появиться спортивная злость, вместо слез от бессилия

Margarita85,
Вы говорите о результате, который Вы ждёте от ребёнка.
А я спросил о результате, который Вы ожидаете от меня.

я не спортсмен, не знаю как эти процессы у них происходят, на чем они играют

Ваш ребёнок тоже пока не спортсмен. Он 6-летний малыш. И те процессы, которые происходят у него, свойственны ребёнку, а не спортсмену.
Так какой результат консультации Вас бы устроил?
Попробуйте задать мне вопрос...
06 июн. 2019
Margarita85
Какие методы воздействия можно и стоит попробовать еще? Понятно что наказание, поощрение не действует. Бесконечные разговоры тоже. Мы пробовали вообще не говорить, что это соревнования, не говорить в принципе о них ДО соревнований, чтобы не накручивать его заранее, но слёзы все равно присутствуют. Он это перерастет?
07 июн. 2019
Какие методы воздействия можно и стоит попробовать еще?

Margarita85,
Корень Вашей проблемы очень глубок.
Подчёркиваю: Вашей, а не ребёнка.
У ребёнка проблемы нет. Точнее, то, что Вы считаете его проблемой, на самом деле является прямым отражением и продолжением Вашей проблемы как родителя)
Какой? Рассказываю.
"Методы воздействия" - это дрессировка.
Когда Вы хотите, чтобы собачка стояла на задних лапках, Вы даёте ей колбаски, если она стоит, и стегаете прутиком, если не стоит.
Аналогия уместна, ибо человек обучается так же: по принципу условно-рефлекторного научения.
Поясняю.
Ваш ребёнок что-то сделал (например, заплакал на соревнованиях).
Если Вы бы это поведение желали подкрепить, Вы бы хвалили его и давали конфетку.
Но Вы это поведение желаете исключить, верно?
И поэтому Вы спрашиваете меня:
"А каким прутиком мне ещё постегать своего ребёнка?"
" Я уже разными стегала: и папой, и тренером, и собой - не работает"
Margarita85,
То, что Вы сейчас делаете, и называется "дрессировка":
Вы хотите закрепить в своём ребёнке условный рефлекс "Не плачь на соревнованиях!"
У меня к Вам вопрос:
чем, в таком случае, Ваш ребёнок отличается для Вас от собачки?
Как только Вы сможете дать мне точный ответ на этот вопрос, Вы вплотную подойдёте к решению проблемы...
10 июн. 2019
Margarita85
Добрый день! Ну из школьного курса вспоминаются только такие отличия как мышление, речь, осознанная деятельность. Вот и хотелось бы МНЕ, чтобы он осознано понимал, что слезами делает только хуже: там где мог бороться и выиграть - проигрывает. Я думаю он и понимает это, но с эмоциями справиться не может. Из вашего комментария меня зацепило, что это МОЯ проблема - в моем отношении к этому. Выходит, что ребенок имеет право так реагировать, и мне нужно отстать от него с попытками что-то изменить?
10 июн. 2019
Выходит, что ребенок имеет право так реагировать, и мне нужно отстать от него с попытками что-то изменить?

"Ребёнок имеет право..."
Для Вас это звучит неожиданно?
Если предположить, что Ваш ребёнок "имеет право", ну прям как взрослый - что Вы чувствуете?
Тревогу? Внутреннее сопротивление?
мне нужно отстать от него с попытками что-то изменить?

Margarita85,
Вот Вы опять про дрессировку)
Вы так и не подошли пока к ответу на вопрос, который я поставил...
"Мышление, речь, осознание" - это всё лексикон психолога.
Давайте используем лексикон мамы.
Какие две главные вещи делает мама в отношении ребёнка?
Чем отличается мама от большинства прочих людей, которые будут в его жизни?
10 июн. 2019
Margarita85
Какие две главные вещи делает мама в отношении ребёнка?

Любит и принимает таким как есть?
10 июн. 2019
Странно, но спокойствие. Хорошо, что мне не нужно ничего делать, он такой какой есть.

Margarita85,
Нехорошо обманывать)
Втопили целую тему "Как мне изменить своего ребёнка", а теперь пытаетесь убедить меня, что "не нужно ничего делать" и принимаете его таким, как есть?;)
Любит и принимает таким как есть?

Да, почти)
1. Любит и 2. понимает (или искренне пытается понять).
Кроме вас, больше его понимать почти никто не будет. Не будет и особо пытаться понять. Кроме профессиональных психологов и за деньги)
Не понимают и тренеры, и не пытаются понять. Для них воспитанники в этом возрасте - это статистическая величина: даёт результат - хорошо, нет - возьмём другого.
При дрессировке собачки Вам не надо её понимать: Вы, используя разные "методы", навязываете ей то поведение, которого Вы от неё ждёте. То есть - дрессируете.
Но при общении с ребёнком, согласитесь, этот подход сомнителен... Или нет?
10 июн. 2019
Margarita85
Нехорошо обманывать)

Не обманываю совсем. Тема была создана и рекомендация в принципе пойти к психологу от тренера - вроде того "посмотрите, никто не плачет, только ваш рыдает" и действительно зерно сомнения в ребенке было посеяно... Теперь я знаю как буду к этому относится...

Пожалею, успокою и пойдет дальше играть.
До создания темы у меня и мысли не было, что с этим можно ничего не делать. Поверила, что нужно срочно лечить сына или как-то наказать за банальное проявление эмоций.
10 июн. 2019
рекомендация в принципе пойти к психологу от тренера - вроде того "посмотрите, никто не плачет, только ваш рыдает"

Ответ на это я уже дал:
Попробуйте понять, почему он так себя ведёт.
Попробуйте выяснить это.
Попробуйте сочувствовать.
Попробуйте сделать так, чтобы он сам захотел поговорить с Вами на эту тему...


Я готов поработать с Вами индивидуально, с учётом возраста ребёнка и его личных особенностей. Вы заинтересованы?

Добрый день,
Если Вы планируете продолжать работу - напишите мне об этом.
Если не планируете - закройте, пожалуйста, тему. Благодарный отзыв мне за потраченное время и усилия был бы тоже кстати)
Удачи Вам и всего хорошего!