КонсультацииОтношения родителей и детей

Нужен ли контроль за выполнением домашнего задания? На этой почве возникают конфликты с детьми

516
22 нояб. 2019
Tatyana2435
Здравствуйте, я мама троих сыновей, двое из них школьники, 5 и 7 класс. Столкнулась с проблемой выполнения домашнего задания, а именно, если я контролирую ежедневное выполнение уроков то оценки хорошие. Как только перестаю это делать дети перестают учиться. При чем приходится многие предметы делать вместе с ними, на что уходит весь вечер. Если я не посмотрю, что задано в электронном дневнике они могут и половину не сделать. У меня вопрос, до какой степени нужен контроль и как приучить детей, или вернее донести до детей информацию, что они сами ответственны за выполнение своих обязанностей. На этой почве зачастую возникают между нами конфликты, а у старшего начинается переходный возраст, боюсь что будет дальше. И понимаю, что совсем их не контролировать нельзя и так тоже неправильно.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
22 нояб. 2019
Татьяна, здравствуйте.
Я готова проконсультировать вас.

Прошу вас ознакомиться с правилами проведения бесплатной консультации (ниже). Если вас все устроит, мы сможем продолжить диалог.
22 нояб. 2019
Tatyana2435
Здравствуйте я бы хотела продолжить диалог.
22 нояб. 2019
У меня вопрос, до какой степени нужен контроль и как приучить детей, или вернее донести до детей информацию, что они сами ответственны за выполнение своих обязанностей.


Татьяна, давайте попробуем прояснить вашу ситуацию

При чем приходится многие предметы делать вместе с ними


А в каких случаях вы делаете уроки вместе с ними?

Если я не посмотрю, что задано в электронном дневнике они могут и половину не сделать.


И что тогда произойдет?
22 нояб. 2019
Tatyana2435
И что тогда произойдет?
В этом году у них первая смена и мне проще им помогать, но за первую четверть к сожалению у старшего сына вышла даже одна двойка, по геометрии. И я решила поэкспериментировать, то есть устроить тотальный контроль за выполнением домашнего задания и "о чудо!" оценки улучшились значительно, а отношения ухудшились.
22 нояб. 2019
Например в прошлом году я делала уроки вместе только по русскому и математике и то только когда успевала. Так как у них была вторая смена и они приходят домой поздно и уставшие


Татьяна, есть смыл делать вместе уроки только тогда, когда ребенок сам попытался и никак не может разобраться. Тогда он просит вас помочь и есть смысл подключиться

В этом году у них первая смена и мне проще им помогать, но за первую четверть к сожалению у старшего сына вышла даже одна двойка, по геометрии. И я решила поэкспериментировать, то есть устроить тотальный контроль за выполнением домашнего задания и "о чудо!" оценки улучшились значительно, а отношения ухудшились.


Да, здесь такая взаимосвязь.
Так и какие последствия были у той двойки?
22 нояб. 2019
Tatyana2435
Татьяна, есть смыл делать вместе уроки только тогда, когда ребенок сам попытался и никак не может разобраться. Тогда он просит вас помочь и есть смысл подключиться

Допустим по алгебре так оно и есть, он просит и я пытаюсь ему помочь. Но вот по истории, биологии и другим предметам он практически не готовиться, если я не контролирую его. И учиться по этим предметам с двойки на тройку. Хотя может учиться намного лучше, достаточно легко все запоминает, стоит только ему постараться. Вот эта то ситуация меня и огорчает больше всего.

Что может но абсолютно ничего не хочет.
22 нояб. 2019
Татьяна, я обратила внимание на то, что вы не ответили на мой вопрос:

Так и какие последствия были у той двойки?


Что может но абсолютно ничего не хочет.


Абсолютно нормальная ситуация для человека - не делать то, что не хочется. Мы делаем либо то, что нам нравится, либо то, не нравится, но могут быть негативные последствия... Насколько я понимаю, ваши сыновья не понимают, с какими последствиями они могут столкнуться, если не будут учиться. Поэтому и не напрягаются. Вы постоянно "подстилаете им соломку", не давая столкнуться с последствиями. Не приобретая этот опыт, они не смогут самостоятельно сделать выводы...
22 нояб. 2019
Tatyana2435
Последствия двойки: дома разговор перерос в скандал, обратились к репетитору, в школе были на комиссии у директора.

Да я понимаю, что иногда перегибаю палку, опекая их. Но такое давление со стороны школы и близких родственников. Эти школьные собрания, на которых каждый раз только и твердят, что проверяйте, следите и т. д. И на комиссию ведь вызвали нас обоих.
Допустим старший может учиться, но не хочет. А со средним сыном совсем все по другому. Он старается но очень слабо учиться, плохо усваивает программу. Мы с ним тоже постоянно занимаемся уроками. И я не вижу другого выхода.

Не могу понять грань между тотальной опекой и нормальным контролем за детьми.
22 нояб. 2019
Последствия двойки: дома разговор перерос в скандал, обратились к репетитору, в школе были на комиссии у директора.


Как он это пережил? Разговаривали ли вы с ним о том, какие выводы он сделал?

Да я понимаю, что иногда перегибаю палку, опекая их. Но такое давление со стороны школы и близких родственников. Эти школьные собрания, на которых каждый раз только и твердят, что проверяйте, следите и т. д. И на комиссию ведь вызвали нас обоих.


То есть вы контролируете их уроки, потому что чувствуете давление и чтобы вам потом не сделали выговор?

Он старается но очень слабо учиться, плохо усваивает программу.


А что значит "слабо" учится? Как вы это оцениваете? Он старается, но что?

Не могу понять грань между тотальной опекой и нормальным контролем за детьми.


Допускаете ли вы, что ребята могут в целом хорошо учиться, но иногда все же получать двойки и тройки и это нормально?

Не могу понять грань между тотальной опекой и нормальным контролем за детьми.


У меня родились такие метафоры. Представьте себе две картинки:

1. Ваши мальчики идут по дроге, а вы бежите впереди них, убираете с дороги камни, ветки, засыпаете песком канавки и подстилаете соломку на их пути, хватаете их на руки и переносите через лужи

2. Вы идете позади своих мальчишек и внимательно наблюдаете за тем, что с ними происходит - позволяете им споткнуться, упасть, разбить коленки, пройти по луже и намочить ноги, поплакать, успокаиваете их, объясняете, как обходить камни и канавы и останавливаете их и забегаете вперед только тогда, когда видите реальную угрозу их жизни и здоровью

Первая метафора - это картинка, отражающая гиперопеку. Вторая - нормальный контроль

Как вам такие метафоры?
22 нояб. 2019
Tatyana2435
Допускаете ли вы, что ребята могут в целом хорошо учиться, но иногда все же получать двойки и тройки и это нормально?

Конечно допускаю, но это не наш случай.

2 метафора, конечно правильная, то есть я должна отпустить ситуацию со школой, и вмешиваться только если есть угроза жизни и здоровью ребенка? Я правильно поняла?
22 нояб. 2019
Ревел, кричал что ненавидит школу, ругал учителей, нас с отцом. Поначалу говорил, что к репетитору ходить не будет, но потом успокоился и все же стал заниматься. Когда стал получать хорошие оценки по алгебре и геометрии, появился интерес заниматься и ходить на эти уроки, планирует получить 4 за четверть.


Ну, смотрите, когда ваш сын столкнулся с последствиями, он переосмыслил полученные опыт и сам сделал выводы, начал прикладывать усилия к учебе. Возьмите себе это, как ценный опыт. Позволяйте детям набивать порой свои шишки, потому что свой собственный опыт учит гораздо лучше, чем чьи-то слова.

О выводах мы не разговаривали.


И хорошо бы в таких случаях поговорить о случившемся спокойно и помочь ребенку сделать выводы.

Но вчера он просил помочь меня с геометрией, а я не успела и забыла о ней, и он не вспомнил. Велела сделать с утра, так он закатил истерику, кричал что я ему весь день испортила своей геометрией.


Вам следует напоминать детям, что учеба - это их ответственность и вы не обязаны напоминать об уроках. Это их задача следить за своими обязательствами и исполнять их. Тем более, что они уже не первоклассники - не первый год учатся, это для них уже не новый опыт.

Я не могу четко ответить на этот вопрос, скорее это одна из причин.


И это очень важная причина. До тех пор, пока вы будете контролировать уроки, исходя из собственных интересов - будут возникать конфликты.

Оценки оставляют желать лучшего, он с трудом научился читать, и писать под диктовку. Очень плохо запоминает текст.


Есть какие-то предметы, которые ему даются легко?

Конечно допускаю, но это не наш случай.


Что вы имеете в виду, что это не ваш случай?

2 метафора, конечно правильная, то есть я должна отпустить ситуацию со школой, и вмешиваться только если есть угроза жизни и здоровью ребенка? Я правильно поняла?


Ну, в целом да, но не столь категорично.
Есть смысл поговорить с детьми о том, что учеба - это их ответственность. Попробовать поговорить на тему, кем они хотят быть в будущем, как хотят жить, какие у них мечты и планы - чтобы у них в головах сформировалась взаимосвязь хорошей учебы с реализацией их будущих планов. Таким образом формируется внутренняя мотивация к обучению и отпадает необходимость во внешнем стимулировании.
А дальше отпустить их набивать свои шишки. Это не означает полное отсутствие контроля. Но контроль может быть разным.
Можно проверить, сделали ли они домашнее задание или нет и если не сделали - проговорить о возможных последствиях, не заставляя делать уроки, а напоминая, что их может ждать, если уроки не будут делать (от неприятностей в школе до невозможности реализовать свои планы в будущем). И постепенно доводить контроль только до того, что проверять дневник раз в неделю и беседовать уже по итогам оценок.

А применять превентивные меры, вмешиваться в их дела заранее есть смысл тогда, когда вы прогнозируете уже какие-то серьезные последствия.
23 нояб. 2019
Tatyana2435
случай

Потому что у моих детей в основном плохие оценки, а вот хорошие лишь иногда, поэтому это не наш случай.
Вы правы, я пытаюсь решить их проблемы. И мне трудно отказаться от этого, у меня можно сказать уже вошло это все в привычку. Буду стараться вмешиваться как можно меньше в их жизнь.

Отзыв о консультации

Побеседовав с Ириной, пришло осознание своей ошибки. Надеюсь, что у меня получится все исправить и наладить отношения с близкими. Ирина, очень Вам благодарна.

Tatyana2435