КонсультацииСемейные отношения

Дочь-подросток отказывается со мной разговаривать

6418
13 мая 2017
Liya_26
Отношения с дочерью (11,5 лет) не складываются уже давно. У нее какое-то потребительское отношение к нам - когда ей что-то надо, молча протягивает руку. Если я или муж догадываемся что ей надо и даем ей требуемое, молча забирает и уходит. Если не догадываемся или делаем вид, или словами ей говорим, что нужно озвучивать свои желания и мысли, иначе она не получит желаемое - она так же молча топает ногами, гремит шкафами и т. д. Пробовали переводить ситуацию в шутку, пробовали разговаривать, пробовали ругать - никакой реакции, дочь с нами не разговаривает. А в последние полгода она стала также себя вести и с бабушками, дедушек она игнорирует уже давно (вообще, как будто их нет). Как быть? Как научиться разговаривать с ребенком?

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
16 мая 2017
Liya_26, здравствуйте! Для того. Чтобы понять почему так ведет себя дочь, вам нужно вместе в ней сходить к психологу. Нужно в первую очередь поговорить с девочкой и понять, почему она не считает нужным разговаривать с вами. Заочно. Не общаясь с ребенком, ничего сказать нельзя.
Заочно по интернету научиться разговаривать с ребенком не получится - это должно быть живое общение с участием психолога, который поможет вам с дочерью наладить диалог. Ведь не только вам нужно учится общаться с девочкой, но и ей нужно тоже учиться общаться с вами и окружающими взрослыми. Так что наиболее эффективный вариант - очная работа вас и вашей дочки с семейным психологом.

Ваша дочка только с родственниками такая замкнутая?
Как она общается с ровесниками и другими людьми (в школе например), есть ли у неё друзья?
17 мая 2017
Liya_26
Добрый день. Спасибо, что откликнулись. Мы были с дочерью у психолога, мне сказали "Это же вы хотите общаться, а она не хочет, надо уважать и ее желания тоже. И вообще, что вы так волнуетесь? Она очень удобно устроилась - общается только с теми, с кем ей хочется и только тогда, когда, когда хочется ей. Она же вами всеми манипулирует, у нее нет никаких проблем" я с таким утверждением не согласна. У девочки действительно нет друзей, общение очень избирательно. В школе учителя жалуются, что им с ней очень трудно - если она сама поднимает руку - то отвечает, а если ее пытаются спросить, сидит молча или плакать начинает. Мы дома никогда не знаем, как у нее дела, как прошел день, что у нее было хорошего или наоборот, может ее кто-то обидел (все узнаем случайно от одноклассников). В общем, спасибо, просто я очень надеялась, что Вы подскажете нам направление куда двигаться, потому что я не считаю, что это только мои пустые переживания
17 мая 2017
Liya_26, замкнутость ребёнка, как правило, либо результат какого-то травмирующего события в детстве или проблем со здоровьем и развитием. Если бы у неё были только проблемы в общении с родителями, то тогда действительно стоило бы ставить вопрос о том, чтобы ВАМ научиться с ней общаться. Но ведь по вашим словам у дочки проблемы в общении с окружающими в целом - нет друзей, проблемы в школе в общении с учителями. Она плохо идет на контакт с другими людьми, независимо от их возраста и отношения к ней. Это указывает на то, что у ребенка есть проблемы и ему нужна помощь.

Дочка с какого возраста примерно стала вести себя подобным образом? Или у неё были проблемы в общении с самого раннего детства?
Обращались ли вы к каким-то врачам по поводу каких-либо серьезных или хронических проблем со здоровьем или поведением ребенка? Переносила ли она какие-либо операции или страдала ли серьезными проблемами со здоровьем?
Попробуйте припомнить, были ли в жизни девочки какие-либо события, которые могли оказать влияние на её отношение к людям - сильный испуг, резкая смена окружения в раннем возрасте, насилие или ещё какие-либо травмирующие события?
17 мая 2017
Liya_26
Еще в детском саду я замечала, что когда она заходила в группу, дети бежали ей навстречу с криками "Моя Марина пришла! Нет, это моя Марина пришла!!!" а она молча проходила мимо всех и садилась на стульчик, а дети потом начинали драться между собой за стулья рядом с ней. Я ей и тогда объясняла, что так нельзя, надо здороваться, ведь ребята радуются ее приходу, хотят с ней дружить, ей тоже надо дружить с ребятами (хотя меня всегда удивляло, что при таком ее поведении, дети все равно хотят с ней общаться). В детском саду она часто выступала на утренниках, несколько раз была ведущей на праздниках. В летнем лагере пару раз наблюдала, как она могла выйти на улицу босиком и мальчишки на перегонки бежали за ее сандалиями, а она потом позволяла им обуть ее. (Не понимаю, это и есть проблемы с общением или получается, что она и раньше всегда сама решала кого одарить своим вниманием??? Или это и есть манипуляция???)

В школу пошла с радостью, в начале года мне многие родители жаловались, что на вопросы учителя она отвечает первой, другие дети не успевают даже подумать над вопросом. Первый звонок наверное прозвучал в середине 1 класса, когда учитель сказала, что наша дочь читает по слогам, я удивилась - дома она читала хорошо и не обратила на замечание внимания. В конце года учитель случайно проговорила "ну она же у вас заикается..." мы были очень удивлены, потому что никогда не замечали ничего подобного. Во 2 классе действительно стали замечать, что когда она торопится или волнуется может заикаться, а через полгода она уже практически не могла нормально говорить - заикание стало очень сильным. Пришлось пройти несколько курсов лечения у логопедов. Речь исправилась, но разговаривать она с тех почти перестала. С удовольствием занимается в музыкальной и художественной школах, очень просится в театральную студию, но физически не успевает, а вот общается избирательно - с теми, с кем ЕЙ захочется и тогда, когда ЕЙ захочется. Ничем серьезным больше не болела, стрессов сильных вроде не было. Не знаю, поможет ли эта информация, но хочется верить. Спасибо вам
17 мая 2017
Liya_26, ситуация, которую вы описываете, показывает, что проблем с общением у ребенка как таковых нет. Она просто избирательна в общении и у неё есть своя позиция, избирательность, с кем и о чем говорить. У неё есть своя манера общения, которая, однако, не нравится только взрослым - дети же тянутся к вашей девочке, рады её обществу и готовы, ищут её внимания. Ребенок активный, инициативный, творческий. А взрослым не нравится, что ребенок не хочет им подчиняться и не желает перенимать ту манеру общения, которую ему навязывают, следовать каким-то общим канонам поведения.
Творческие люди, имеющие склонности и способности к разным видам искусств (как ваша дочь), нередко отличаются от своих сверстников поведением и мышлением. Многие артисты и художники в воспоминаниях пишут, что их считали "белой вороной", "выскочкой\высокомерной" или "не от мира сего" и не особо жаловали учителя (да и сверстники нередко). Творческие личности часто бывают интровертами - немногословными, мало кого допускают в свой внутренний мир. Но при этом они очень ранимы, хотя никогда внешне это не демонстрируют, а просто закрываются от тех, кому не доверяют. Вы можете увидеть эти черты интроверта в своей дочери "если ее пытаются спросить, сидит молча или плакать начинает", когда на неё давят. По вашим словам ребёнок был очень активным и открытым (выступала на утренниках, вела концерты, была популярна среди детей, отвечала быстрее всех). Похоже, что проблемы начались именно при обучении в школе.
Необходимо подробнее разобраться с ситуацией, когда девочка вдруг начала заикаться. Заикание с точки зрения психосоматики - это симптом нервного перенапряжения или стрессовой ситуации, например, когда ребенку, говоря простым языком, "затыкают рот", одёргивают его постоянно или давят на него. Именно в школе это стало проявляться и ребенок стал заикаться именно на уроках (дома вы даже этого не замечали пока не сказала учительница). Что сказали логопеды и выяснили ли вы, что послужило причиной заикания, что его спровоцировало?
18 мая 2017
Liya_26
Спасибо Вам большое за такие быстрые и подробные ответы. Про то, что она "творческий" ребенок, живущий в своем, не всегда понятном нам, мире, я тоже думала. Но как же сильно хочется иногда посидеть в обнимку с дочерью, посекретничать, порадоваться ее успехам, помочь в трудной ситуации - а она все молчит. Зайдешь в ее комнату, пытаешься о чем-то рассказать или спросить, она под одеяло с головой укрывается и сидит так пока из комнаты не выйдешь. Если вдруг у нее возникает желание нам рассказать что-нибудь (правда никогда о себе - только про других) у нас дома прямо праздник, все бросают свои дела и слушают, задыхаясь от восторга, от того что она просто ГОВОРИТ. Мы тоже думали, что что-то произошло в школе, но она молчит, учитель тоже утверждает, что ничего такого, что могло бы ее сильно напугать не было. Логопеды вынесли заключение - "логоневроз" сказали, что так бывает у детей, которые рано начали говорить и ходить (Марина - в 8 месяцев), что возможно мы просто ранее не замечали проблем с речью, а как этого не заметишь?
18 мая 2017
Liya_26, проблема взрослых в том, что когда они планируют детей, то мечтают о том, какими будут дети и какими будут отношения. Ожидается, что рожденные дети будут соответствовать этим мечтам. Между тем дети - это отдельные от родителей люди, поэтому у них есть свои собственные потребности, предпочтения и желания. Нередко они сильно отличаются от родительских. Дети могут во многом не оправдывать ожидания родителей, быть отличными от них по характеру, и выбирать свой путь и свою манеру общения, которая соответствует их темпераменту и характеру. С этим родителям придется всю жизнь считаться.

Иногда между родными по крови людьми нет ни взаимопонимания, ни духовного родства - настолько различны их характеры, стремления и желания. У вас ситуация не настолько критичная, ведь дочь с вами общается. Не так часто и не так открыто, как вам бы того хотелось, но, вероятно, у неё нет сейчас в этом потребности. Подростки вообще довольно сложные в общении, так как начинают проявлять свою независимость от семьи и родителей, отдаляются и часто вступают в конфликты с родными. Это часть естественного процесса взросления и сепарации от родителей, перехода к самостоятельному образу мышления и формированию своих собственных взглядов и характера. К этому нужно быть готовым.

Что касается заикания, то меня настораживает именно тот факт, что общительный и активный ребенок, который всегда проявлял инициативу и не боялся выступать на публике, вдруг именно в первом классе стал заикаться. И именно на уроках, а не дома. И именно в тот момент, когда на неё стали жаловаться родители одноклассников, что она мешает своей активностью другим детям (не дает им шанса ответить, так как всегда делает это первой). В таких условиях возможно, что учитель проявил излишнюю строгость и стал прикрикивать или осаживать публично девочку, чтобы она не "лезла вперед всех". Это могло привести к тому, что ребенок испытал стресс, унижение перед другими учениками и вынужден был насильно сдерживать себя, чтобы молчать. Отсюда и заикание, как реакция на стресс. Это моя гипотеза, лишь одно из вероятных объяснений, почему ребенок заикался и вообще замкнулся со временем.
Ещё раз хочу повторить, что без личного общения психолога с девочкой и проведения очной психологической диагностики ребенка, определить что-либо достоверно нельзя. Так что лучший вариант - это найти детского психолога, сходить к нему вместе с дочкой, чтобы он помог вам наладить общение. То, что вы уже один раз сходили к психологу, получили от него консультацию на тему того, есть ли проблемы у вашей дочери, и на этом остановились - этого недостаточно. После диагностики ситуации нужно заниматься вам с дочерью и психологом, чтобы искать пути налаживания коммуникаций в семье. Это длительный процесс, а не одна консультация. Нужно именно так и формулировать запрос психологу "хотим наладить коммуникации в семье - между взрослыми и ребенком".
19 мая 2017
Liya_26
Спасибо Вам. Мы были у трех психологов, попробуем поискать еще
19 мая 2017
(изменено 30 нояб. 2019)
Liya_26, желаю вам найти взаимопонимание с дочкой! Нередко дети и родители становятся более близки друг другу и открыты к общению, когда дети уже вырастают и начинают лучше понимать родителей, их взгляды и потребности. Так что сближение возможно, нужно лишь сохранить почву для близких отношений. Вы стараетесь в этом направлении и это обязательно даст свои плоды.

Я вам рекомендую заглянуть в раздел Клуб Psy, где собрана информация по многим интересным темам по психологии, в том числе и по психологии подростков и детско-родительским отношениям - возможно это прояснит вам какие-то моменты для себя.
Заходите в чат Кафе у Фрейда, где можно поговорить обо всем, что вам интересно, с другими участниками, обменяться опытом и получить поддержку.
19 мая 2017
Liya_26
Liya_26 сближение возможно, нужно лишь сохранить почву для близких отношений. Вы стараетесь в этом направлении и это обязательно даст свои плоды.

Еще раз спасибо. Я очень надеюсь, что все у нас получится. Дети растут и мы взрослеем как родители вместе с ними. Кое что, как мне кажется, я поняла когда описывала нашу ситуацию Возможно, у дочки действительно нет проблем с общением (речь у нее сейчас ровная, кроме случаев, когда она очень торопится) и это всё мои переживания и несбывшиеся надежды. А может мне просто нужно было выговориться...

Отзыв о консультации

Спасибо большое за поддержку.

Liya_26