КонсультацииОтношения родителей и детей

Ребёнок (6 лет) молчит или общается шёпотом. Как учиться в школе?

2609
05 дек. 2019
Инна
Инна, 42 года, замужем, 1 ребёнок.
Моя шестилетняя дочь практически не общается вслух с окружающими людьми. Голосом она пользуется только дома, и только в окружении самых близких людей - меня, отца и двух бабушек. Если к нам приходит кто-то ещё, или мы выходим на улицу, или она идёт в детский сад - то всё, она замолкает, и не произносит ни слова. С некоторыми педагогами она общается шёпотом - подходит и шепчет на ушко свою просьбу или ответ на вопрос. Так же и с подругами - только шёпотом. Началось это между 3 и 4 годами, до этого дочь говорила голосом. Как и с чего именно это началось - этот момент мы не засекли. Ходили с ней к психологу. Психолог смогла расположить дочку к себе, и та ей на ушко все ответы говорила. По результатам диагностики - развитие на высоком уровне (память, внимание, и так далее). Но рисунок нарисовала такой: человек с очень страшным лицом, длинными руками и растопыренными пальцами. И пояснила: "Это маска, он пугает друзей". Психолог сказала, что у ребёнка когда-то был испуг, это, скорее всего, произошло среди детей, в детском коллективе, но конкретного совета не дала, как с этим справляться. Сказала, что убрать это сложно, нужно давать ребёнку больше самостоятельности, а у нас две опекающие бабушки... Да, и ещё дочь при выполнении тестов у психолога вела себя очень неуверенно, постоянно оглядывалась по сторонам, очень боялась совершить ошибку, хотя сами задания для неё не были сложны, но она постоянно переспрашивала: "Правильно я делаю? Или нет?". Психолог определила повышенную тревожность. Прошу Вас подсказать мне, исчерпывающая ли это информация, или можно ещё что-то предпринять. Очень переживаю, как дочь будет учиться в школе. Буду благодарна за любой совет.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
05 дек. 2019
Здравствуйте!
Ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями консультации.
Если Вас все устроит, мы сможем продолжить диалог.
05 дек. 2019
Инна
Да, всё устраивает.
05 дек. 2019
Инна скажите пожалуйста, а вы обращались к неврологу? Если да, то какое заключение вам дал врач?
И еще, а у девочки, речь понятна в произношении?Даже если шопотом
05 дек. 2019
Инна
Именно с этой проблемой к неврологу мы не обращались. Речь у ребёнка понятная, самая обычная речь, когда дома говорит вслух, чётко и понятно выговаривает слова, только звук "р" произносит горлом. Мы ходили к логопеду, но ему не удалось провести обследование, так как дочь не пошла на контакт и не стала ничего произносить вообще, сидела и молчала. Она даже шёпотом говорит не со всеми, но логопед сказала, что шёпотная речь, даже если бы удалось её вызвать, не дала бы ей всей необходимой информации о правильности произношения звуков ребенком, да и работать потом с ребёнком, который только шепчет, у неё бы не получилось. Вы считаете, что с этой проблемой нужно к неврологу идти?_
05 дек. 2019
Если ребенок разговаривает целыми сформулированными предложениями, то возможно , что у вас моторная алалия. При ней характерен как излишне громкий голос (выкрикивают, шумят, громко задают маме вопросы), так и, наоборот, слишком тихий голос(( В ситуациях волнения голос "пропадает", т.к. у этих детей долго сохраняется страх речевой неудачи. Я конечно не невролог, но из опыта знаю что неврологическая помощь имеет огромное значение в этих проблемах. Так как на речевой центр желательно воздействовать медикаментозно и физиолечением.
05 дек. 2019
Началось это между 3 и 4 годами, до этого дочь говорила голосом.
А до этого возраста дочь разговаривала громко на обычном уровне?
Понимаете Инна, у детей в этом возрасте память, как правило носит временный характер, и если она чего то испугалась, то как правило, спустя какое время скорее всего забыла.
Опять же, эмоции. Как они появляются? Дети когда плачут и смеются себя не контролируют. Она делает это в слух?
05 дек. 2019
Инна
Эмоции вслух, самым обычным образом, как и любой ребёнок, проявляет в узком кругу, и только в пределах своей квартиры. В такой обстановке её речь и поведение такие же, как и у большинства детей. В других местах и при посторонних эмоций практически не видно, выражение лица либо просто спокойное, либо лёгкая смущённая улыбка. Плачет редко, но если заплачет, то бесшумно (в садике и при посторонних), дома не плачет обычно, у нас просто не бывает ситуаций, чтобы плакать, мы ей ни в чём не отказываем. Ну если уж ударится или что-то непредвиденное, то плачет с голосом, если рядом нет посторонних ей людей. До 3-4 лет речь развивалась нормально, как я думаю. Говорить стала рано, к двум годам говорила целыми предложениями, развёрнуто, могла выразить свою мысль. Вы считаете, что проблема с речевым центром, и всё-таки требуется лечение?
05 дек. 2019
Вы считаете, что проблема с речевым центром, и всё-таки требуется лечение?
Это моё предположение.
05 дек. 2019
Но я считаю, что обратиться к хох, адекватному детскому неврологу имеет смысл.
Если врач решит, проведя обследование что неврологии нет.Значит будем искать причину.
На данный момент, попробовать стоит вспомнить испуг.
05 дек. 2019
Инна
Я обязательно последую Вашему совету. К неврологу сходим, если нужно, пролечимся. Насчёт того, чтобы вспомнить испуг, у меня была такая мысль, но я выяснила, что дочь не помнит вообще, что было в младшей группе. Она не помнит ту воспитательницу, которая у них была, и тех детей, которые потом были переведены в средней группе в параллельную, она тоже уже не помнит. И у меня к Вам ещё один вопрос. Я, конечно, не специалист, но, поискав в Интернете информацию, нашла описание похожего состояния под названием селективный мутизм (в других источниках - элективный мутизм). И нашла, что есть какая-то поведенческая терапия для решения этой проблемы, но конкретно описания, как именно она проводится в случае как у нас, нигде нет. Всё какие-то общие советы. Может, Вы посоветуете хорошую, толковую книгу (книги), на эти темы.
05 дек. 2019
Инна, вы поймите, ребенок страдает, она от чего закрывается и прячется. Узнать это не просто. Тут нужны рисунки на определенную тему и много другое... В общем, что бы выявить причину нужна диагностика.
05 дек. 2019
Поведенческая терапия- это море, санаторий, куча эмоций, и вы как пример раскрепощенности - этл мое мнение!
А мы, Инна про вас то и забыли. Я думаю о вашей дочке, а какая вы, не спросила?
05 дек. 2019
Инна
Психолог, у которой мы были, тоже спрашивала об этом. Я даже не знаю, как оценить себя со стороны. Возможно, моё отношение к дочери слишком трепетное, поздний ребёнок, очень много внимания. И две бабушки, которым не на кого больше излить свою любовь. Или я должна рассказать, какая я вне связи с ребёнком? Не могу сказать, что я замкнутая, но и компанейским человеком меня тоже не назвать. Если есть возможность лишний раз не вступать в контакт с не самыми близкими людьми, если нет необходимости с ними общаться, я лучше не стану. Но в целом мне это жить не мешает, когда нужно что-то решить, я спокойно решаю любой вопрос с людьми. Я, может, не очень раскрепощённая, но у меня есть многие знакомые гораздо более закомплексованные, чем я, а дети у них вполне общительные с окружающими вне дома. Психолог, у кого мы были, предположила, что ребёнок столкнулся в обществе с таким обращением, к которому не привык. Дома-то мы с неё "пылинки сдуваем", а в садике, может, как-то более бесцеремонно общались - то ли педагоги, то ли дети.
06 дек. 2019
Доброе утро, Инна! В общем, я поняла, что вы человек спокойный, не конфликтный, но и не закомплексованный.
Если у девочки была какая то психотравмирующая ситуация в раннем возрасте, то на данный момент, подобные проявления в виде "тишины" я бы охарактеризовала как ПТСР (постравматический стрессовый синдром). Но для того что бы быть уверенным в этом, нужно выявить саму ситуацию которая послужила стрессом.
У вашей девочки такой возраст когда это можно выявить при помощи определенных психодиагностических методик. Мне в работе с детками нравится использовать: Рисуночные тесты (их много), песочную сказкотерапию.
Если у девочки нет речевых нарушений, и нет диагноза ЗРР (задержка речевого развития), то желательно вам найти такого психолога который сможет выявить причину молчания вашей девочки.
В вашем городе есть, может быть специализированные детские центры?
06 дек. 2019
Инна
Понятно. Значит, нам нужно найти специалиста, который работает с рисуночными тестами и песочной сказкотерапией. Поинтересуюсь, кто в нашем городе применяет эти методики. И к неврологу обязательно сходим. Большое спасибо за консультацию.

Отзыв о консультации

Благодарю Елену за вдумчивый и грамотный подход к моему вопросу. Я получила поддержку и ценные советы.

Инна