КонсультацииОтношения родителей и детей
Беспокоит поведение сына (8 лет). Как себя правильно вести?
Наталия, здравствуйте!
Я внимательно прочитала Вашу историю.
Чувствуется Ваша обеспокоенность поведением сына. С чего начнем обсуждение- с конкретной ситуации в школе и с тем, чем идти Вам завтра к учителю или будем разбирать всю семейную ситуацию. На что Вы настроены?
Здравствуйте. Давайте сначала с конкретной ситуацией. Хотя я уже немного успокоилась, понимаю, что надо поговорить, заставить извиниться ну и лишение компьютера на какое то время не повредит. Но конечно больше меня интересует, как себя вести и как воспитывать ребёнка, чтобы больше такого не повторялось.
Хотя я уже немного успокоилась
Вот это- самое главное! То, что произошло, уже произошло. Важно сейчас для Вас продемонстрировать свой настрой сыну в отношении того, чтобы разобраться в ситуации и принять правильное решение.
Подскажите, как себя правильно вести?
когда вернется Ваш сын, Вам необходимо поставить его в известность о том, учитель Вас вызывает в школу и рассказать о том, что Вам известно со слов учителя. Самое важное- это показать ребенку, что Вы не ищите виноватого, а ищите способ урегулировать создавшуюся неприятную для всех ситуацию.
Может заставить извиниться перед всем классом?
Заставить- это насилие над личностью в любом случае. Попробуйте обсудить с сыном эту ситуацию и спросить его (он развитый мальчик), какие он видит варианты выхода из ситуации.
Ваш сын разозлен. Выясните- чем, какие были его ожидания от оценки учителя, от его действий.
Учитель обижен- поясните- чем конкретно. Что расстроило учителя и позволило сообщить Вам о поступке.
Расскажите о своих чувствах- каково Вам находиться в такой ситуации, где Вы вынуждены идти на разговор к учителю.
И после- что он сам думает обо всем этом?
А после можете предложить свой вариант. "А мне кажется, я бы. . . ".
Наталия, задайте, пожалуйста, пока вопросы по тому, что я написала сейчас.
Спасибо за подробное описание. В принципе все мне понятно, в каком ключе вести беседу. Вот только подобное уже было. Я уже ходила в школу некоторое время назад (там на мой взгляд ситуация была пустяковая) и в тот раз объясняла сыну, как мне было неприятно и просила больше до такого не доводить. Но, как видите, не помогло. И ещё мне не нравится то, что он всегда во всех поступках ищет себе оправдания, у него всегда виноваты все кроме него. И хотя я проговариваю, что у другого человека были причины так себя вести (как сейчас с учителем, которая лишила его медальки) и он сам себя первый повел неправильно, по его реакции понимаю, что он только для меня соглашается, чтобы закончить беседу, но на самом деле внутри этого не понимает
Вот только подобное уже было.
Наталия, и пока будет. Механизмы поведения Вашего сына глубоки. Изменения происходить будут не сразу, а постепенно. Для этого нужно будет обсуждать и менять подход в воспитании.
и в тот раз объясняла сыну, как мне было неприятно и просила больше до такого не доводить. Но, как видите, не помогло.
вижу, потому что причину Вы не устранили, а только поработали над ситуацией. И это- поверхностный уровень.
Вы спрашивали о его чувствах, что он чувствует в таких ситуациях? Чего ему хотелось бы?
И ещё мне не нравится то, что он всегда во всех поступках ищет себе оправдания, у него всегда виноваты все кроме него.
конечно, не нравится. И как на это реагируете?
он сам себя первый повел неправильно, по его реакции понимаю, что он только для меня соглашается, чтобы закончить беседу, но на самом деле внутри этого не понимает
вот Ваша задача сейчас, на этом уровне выяснить как раз то, как ОН это понимает, а не как Вы от него ожидаете.
Наталия, мне бы хотелось, чтобы Вы проговорили и обсудили эту ситуацию с сыном по его возвращению домой, и после мне написали- что у Вас получилось и мы обговорим- как поступить с этим и как вести себя завтра.
Наталья, поговорили. Ситуация была следующая: оказывается это произошло на другом уроке, в конце по итогам учитель отметила тех, кто на ее взгляд лучше отвечал и чаще поднимал руку. Моего сына она не назвала. Он посчитал, что она не права, что он отвечал больше других, а она зачем то специально его не выбрала и от этого ему обидно и другие дети не буду считать его таким крутым. (Это к проблеме с зазнаванием) Замечу, что в прошлый поход в школу учитель жаловалась, что он поднимает руку только в начале урока и если она его не спрашивает, то он уходит в себя. Дома я посоветовала сыну поднимать руку всегда, он видимо теперь так и делает и ожидал за это быть отмеченным. А этого не произошло.
После урока на перемене он вслух назвал учителя сволочью, другие дети услышали и рассказали учителю. Что касается его отношения, он и сейчас считает, что учитель была не права и он имел право высказать свое мнение. Я объяснила, что свое мнение можно высказать культурно без обзывательств и оскорблений, но он все равно считает что такого ругательства она заслужила (а раз он при своем мнении, значит это будет опять повторяться
ему обидно и другие дети не буду считать его таким крутым.
Наталия, вот это, что нам нужно, ребенок высказал свои чувства. Ему уже после этого должно стать легче. Вам важно его поддержать в том, что да, действительно, ситуация обидная и Вы понимаете то, что сын был расстроен. И сочувствуете тому, что он сейчас не считает себя крутым.
Спросите сына- для чего ему быть крутым.
Если он будет крутой, то что хорошего с ним произойдет? Что он сможет добиться, будучи таким?
После урока на перемене он вслух назвал учителя сволочью, другие дети услышали и рассказали учителю.
оцените правдивость мальчика и выразите свое отношение- учитель может быть не прав, но это не означает, что она достоин такого слова. Она могла не оценить желания сына ответить, не заметила его поднятой руки, забыла отметить и пр. . . Так бывает, в классе много народу. Учитель- человек и не всегда умеет и может справиться с большим количеством детей.
Спросите, как еще мальчик мог выразить свое недовольство действиями учителя?
Почему так важно быть крутым говорит, просто чтобы дети знали, что я все знаю и чтобы не догнали меня по количеству медалек. Хотя мы никогда не требовали от него быть лучше всех и всегда говорим, что хорошее поведение важнее пятёрок. Про возможные ситуации поведения проговорили, что можно было подойти поговорить с учителем или просто промолчать и дома мне рассказать свои мысли.
Кроме того я созвонилась ещё раз с учителем, она подтвердила его рассказ. Учитель просто в шоке, я так поняла что в первом классе это экстраординарная ситуация, что ещё больше усилило мое беспокойство. Но она не считает, что может ошибаться в своих оценках, и раз не дала медальки значит не заслужил, получается что в следующий раз лучше к ней с этими вопросами и не подходить. И учитель ещё раз обратила мое внимание на то, что сын очень высокомерно ведёт себя с ребятами, считая себя лучше и умнее их. Она толком не может назвать даже плохих поступков, но говорит что это чувствуется постоянно с разговоре. И что дети уже начали сторонится его. Как нам на это повлиять? Я уж и хвалить его почти перестала, повторяю что он не лучше других, но не помогает.
И вообще я в растерянности, потому что во всех книжках пишут, что 7-10 лет самый хороший, спокойный возраст, а у нас такое началось. И ещё, может это важно, ребёнок практически не ходил в сад из-за частых болезней, поэтому с детьми не общался, сидел дома с бабушкой, которая души в нем не чает и ни за что не ругала. Но мы, родители, всегда были в меру строги
Наталия, пусть учитель остается при своем мнении, не это для нас самое главное. Конечно, педагог обижен, задет его авторитет в глазах других детей. Важно, чтобы мальчик понимал, что человек может вести себя по- разному и обижать его только по причине того, что не удовлетворил амбиции сына, не стоит.
Про возможные ситуации поведения проговорили, что можно было подойти поговорить с учителем или просто промолчать и дома мне рассказать свои мысли.
хорошо!
Я уж и хвалить его почти перестала, повторяю что он не лучше других, но не помогает.
хвалить нужно, будет обратный эффект. Мальчик начнет привлекать внимание и стараться заслужить похвалу в школе среди других детей. Хвалить нужно не ребенка, а его конкретные поступки, поясняя за что эта похвала. Также обращать внимание на то, что сделано не качественно.
Завтра Вы можете к учителю и рассказать о том, что провели беседу с мальчиком таким образом, чтобы ему было понятнее то, что произошло. Принесите извинения за ребенка. После разговора выразите ребенку все свои чувства, которые возникнут от ситуации у Вас и выразите надежду на то, чтобы Вы по его инициативе больше не попадали в такую неприятную для Вас ситуацию.
И ещё, может это важно, ребёнок практически не ходил в сад из-за частых болезней, поэтому с детьми не общался, сидел дома с бабушкой, которая души в нем не чает и ни за что не ругала.
важно, Наталия, здесь важно абсолютно всё. При чем- с самого начала разбирать всю систему воспитания в семье. Конечно, это очень глобальный вопрос. Я бы Вам рекомендовала обратиться к психологу для того, чтобы найти причины такого поведения и поэтапно, постепенно менять стиль и методы общения и взаимодействия с сыном. И каждую следующую встречу обсуждать результаты и корректировать происходящее.
Спасибо за ваши советы, обязательно запишемся к детскому психологу. А по поводу его поведения с другими детьми, что он зазнаётся. Как можно на это повлиять? Наши аргументы, что его знания не делают его лучше других и что он в итоге останется без друзей пока не действуют
Наталия, на здоровье! Напоминаю и еще раз обращаю внимание на то, что к психологу нужно записаться для начала Вам самой и желательно с мужем, без сына. Ребенок- это отражение семейной ситуации и воспитания. Вам, родителям, в первую очередь необходимо разобраться с тем- где же случились нарушения, что вышло из под вашего контроля, в каком направлении менять стиль взаимодействия с сыном, а может быть, и между друг другом.
То, что мальчик зазнается- это чрезмерно высокое самомнение. Кто-то неосознанно, возможно, его подкрепляет. А может быть, наоборот, подавляет. А может быть, и то, и другое, и все в одной семье. . . Влиять можно только тогда, когда найдены и устранены все возможные причины поведения ребенка. Ведь его зазнайство- это следствие, не причина.