В процессе своего развития перед ребенком стоит сложная задача по отделению от своих родителей и обретению самостоятельности и независимости - этот сложный путь начинается с первого шага, который ребенок совершает ОТ матери для исследования мира, своих возможностей и сопряжен с большим напряжением. Наравне с устойчивым желанием существовать «отдельно» присутствует острая потребность в сохранении поддержки и положительной эмоциональной связи с матерью, что приводит к напряжению и провоцирует множество конфликтов (когда я говорю, что я помогу ему разобратся с математикой, он орет, что не будет это делать вообще; или, когда я говорю прочитать 3 листа литературы для ответа на вопросы, он час спорит, что это очень много и он это не будет делать, что это не для его возраста. . . ). Разрешение подобных конфликтов требует постоянный поиск компромисса и понимание потребности (в самостоятельности, либо наоборот в поддержке и помощи), которая находится за тем или иным поведением ребенка. Например, в примерах, которые Вы привели, ребенок отстаивает свои границы, как бы говоря "Это слишком много для меня / это слишком большая нагрузка для меня / в этом мне требуется твое понимание и поддержка / мне тяжело".
Это меня и тревожит, и раздражает; я не люблю, когда люди не согласны со мной, и я не люблю конфликты и конфронтации; мой сын единственный человек, с кем я выражаю недовольство его поведением.
Мне кажется, Ваш сын испытывает подобные чувства.
Ему не нравится, когда кто-то не согласен с ним, не учитывает его мнение.
Он не любит конфликты, так как ему сложно переживать себя "плохим" и отвергнутым.
Обычно, если мне неприемлимо чей то отношение ко мне, я сокращаю общение с этим человеком, отдоляюсь от него и веду минимальное общение. Где то глубоко в сердце я вижу между мной и им много общего;
То есть, Ваш ребенок по мере своего развития ставит Вас перед необходимостью по-другому решать проблемы зависимости / самостоятельности. Искать другие ответы на старые вопросы, связанные с агрессией и ее проявлением. Пока он критикует / ставит под сомнение Ваши привычные способы адаптации к социальным требованиям, так как они лишают его чего-то важного.
Что делать мне с собой?
Ваш сын игнорирует Ваши привычные способы адаптации к социуму и те формы взаимодействия, которые привычны для Вас - то есть своим поведением он нападает на то, что является для Вас привычным / естественным / успокаивающим, пытаясь защитить себя Вы нападаете на него. Кроме этого, в своем сыне Вы сталкиваетесь с тревогами / надеждами своего собственного детства, собственными проблемами отделения от родителей, адаптации к социуму, обретения собственной независимости и самостоятельности. С сыном Вы пытаетесь решить проблему также, как она была решена в Вашем детстве. Но ему это решение не подходит. . . , он сопротивляется.
Решение этой проблемы предполагает переосмысление / проработку Вашего собственного детского опыта.
Как мне себя остоновить?
Тот минимум, который поможет Вам, это: постарайтесь посчитать до десяти, когда чувствуете приближение негативных чувств. Если чувства удалось удержать - попробуйте осмыслить претензию оппонента, насколько она адекватна, соответствует реальности; какая потребность находится за выражением протеста, как Вы можете ее удовлетворить. Какой компромисс возможен в данный момент.
К сожалению, лимит моих символов в бесплатной консультации исчерпан.
Если у Вас есть желание Вы можете оплатить продление консультации.
Если такой возможности нет - пожалуйста завершите консультацию.