КонсультацииЛичностные проблемы

Нужно ли работать над неудачей или стоит искать себя в другом?

240
21 февр. 2020
Юлия

Совсем недавно я вышла на практику в школу. Особого волнения я не испытывала, потому что работала перед этим в детском лагере и с детьми контакт выстроить получалось без проблем. Также я подрабатываю репетитором. Благодаря последнему я знаю, что у меня есть проблемы, о которых я часто забываю. У меня путанное мышление, мысли и слова непоследовательные, часто выражаюсь очень абстрактно, неконкретно, иногда мысль рвётся и в голове вакуум, довольно часто говорю чушь. То есть я склонна к ошибкам, хотя материал знаком мне. На практике из трех проведённых уроков два провальных. Материал готовлю, но, быть может, недостаточно усердно, хотя то, что проблема только в этом, сомневаюсь. После первого урока я перестала заучивать и просто вникала, при этом второй прошёл более или менее, а третий при такой же подготовке- просто ужасно. Свой конспект перевернула верх дном, забывала про банальные вещи типа "записываем в тетрадях число", все в спешке, нелогично, непоследовательно, море ошибок. Вроде бы, причина в плохой подготовке, однако я старательно готовила первый урок, и он тоже был провален, потому что все недочёты я осознавала уже по ходу занятия. Однокурсница, которая, как мне кажется, не заморачивается с подготовкой, без проблем проводит занятия, опираясь на готовый конспект. Поэтому я думаю, что причина должна быть ещё в чем-то. Последние три дня сама не осознаю, что чувствую. Давно не было такого состояния. В школе уже дважды не смогла сдержать эмоций и плакала (видимо из-за стресса). Времени на привычные развлечения, типа чтения, не хватает, недосыпаю. Единственное, о чем думала последние три дня- это выходные. Забыться и поделать что-нибудь привычное. Не могу разобраться, это просто "не моё" или... Вроде бы нужно прислушиваться к своим чувствам, желаниям. У меня оно сейчас одно- чтобы это все прекратилось. Однако я не понимаю, настоящее ли это желание или обусловлено какими-то моими психическими проблемами, с которыми надо работать. Понимаю, что этот вопрос для меня очень важен сейчас, потому что речь идет о будущем. Очень бы хотелось разобраться.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
21 февр. 2020
(изменено 21 февр. 2020)

Здравствуйте, Юлия. У Вас высокий уровень тревожности, Вы всегда были эмоциональной и много переживали?

Вроде бы, причина в плохой подготовке, однако я старательно готовила первый урок, и он тоже был провален, потому что все недочёты я осознавала уже по ходу занятия... Последние три дня сама не осознаю, что чувствую. Давно не было такого состояния. В школе уже дважды не смогла сдержать эмоций и плакала (видимо из-за стресса). Времени на привычные развлечения, типа чтения, не хватает, недосыпаю.

Уровень стресса невыносим, у Вас проблемы со сном, и это истощает психику. Есть ли у Вас перфекционизм, такой комплекс отличника, когда все должно быть сделано идеально? Как Вы сами учились, расскажите об этом.

21 февр. 2020
Юлия

Недосыпаю я из-за нехватки времени, у меня стресс на сон не особо влияет, к счастью.

На счёт комплекса отличницы и перфекционизма. Тут я даже не знаю, в жизни я довольно много что делаю тяп-ляп, если это не какое-то очень понравившиеся мне задание, то я особой старательностью не отличаюсь при выполнении. В школе училась хорошо, на 4 и 5, вообще по знаниям, как мне кажется, всегда была выше среднего.

Насчёт уровня тревожности мне трудно что-то говорить. В подростковом возрасте- да, согласна, хотя и сейчас, пожалуй, довольно часто суечусь и возбуждаюсь по мелочам. Но не могу сказать, что я сильно переживала перед первым уроком, как, например, моя однокурсница, у которой руки дрожали, однако все прошло хорошо. На протяжение урока, наверное, было заметно моё волнение, в процессе я уже понимала, что делаю что-то не то, приходили мысли типа "ужас, когда же это закончится".

21 февр. 2020
Юлия

В подростковом возрасте я действительно была очень чувствительной и эмоциональной. Сейчас это как-то приступилось, хотя впечатлительной и чувствительной я по-прежнему могу себя назвать, наверное, но не в такой степени.

21 февр. 2020

Юлия, хорошо. Давайте подумаем так, чтобы снизить стресс - уйти всегда успеем, нужно дать себе немного времени. Работа вожатой тем и прекрасна, что это не предполагает результата, мы не оцениваем детей, мы организуем отдых. Конечно есть отвественность за жизнь и здоровье, но нет задачи обеспечить учебный процесс. У Вас нет опыта, Вы только начинаете искать себя и свой стиль в пелагогической работе. Поэтому воспринимаем неудачный опыт как ценный и подумаем, где были сделаны ошибки. Мы их переоцениваем и учитываем в будущем.

В подростковом возрасте- да, согласна, хотя и сейчас, пожалуй, довольно часто суечусь и возбуждаюсь по мелочам.

Это и есть личностная тревожность, это и родительское воспитание и тип нервной системы. Но опыт дает нам уверенность, и нужно наработать именно позитивный опыт - тогда все будет гораздо лучше и волнение пройдет.

Свой конспект перевернула верх дном, забывала про банальные вещи типа "записываем в тетрадях число", все в спешке, нелогично, непоследовательно, море ошибок.
На протяжение урока, наверное, было заметно моё волнение, в процессе я уже понимала, что делаю что-то не то, приходили мысли типа "ужас, когда же это закончится".

Какие мысли еще приходили, это же страх на самом деле, если анализировать - страх чего? Совершить ошибку? Потерять контроль над классом? Страх не донести учебный материал?

21 февр. 2020
Юлия

Страх неловкости, наверное. Я довольно часто странно нелогично выражаюсь, несу какую-то чушь, то есть с реакцией, может быть, проблемы, с находчивостью. Например, класс начинает шуметь, а я, пока придумаю, что на это сказать, либо сто лет пройдёт, либо скажу что-нибудь смешное и не очень логичное.

21 февр. 2020
Юлия

И страх ошибки, хотя они на уроках на меня просто сыпятся и от этого, конечно, очень сконфуженной себя чувствуешь. Например, стушуешься и даже падеж забудешь.

21 февр. 2020
(изменено 21 февр. 2020)
У меня есть проблемы, о которых я часто забываю. У меня путанное мышление, мысли и слова непоследовательные, часто выражаюсь очень абстрактно, неконкретно, иногда мысль рвётся и в голове вакуум, довольно часто говорю чушь. То есть я склонна к ошибкам, хотя материал знаком мне.

Заметим, это происходит именно в обстановке волнения, тревоги, когда Вы спокойны и говорите с подругой например, такого скорее всего нет. Когда уровень стресса слишком высокий и к личностной тревожности присоединяется ситуативная, просто из-за объективно стресовой для Вас ситуации, Вы чувствуете это состояние - спутанность, ошибки, непоследовательность. Нужно снижать стресс и нарабатывать позитивный опыт - несколько успешных уроков и страх снизится.

Страх неловкости, наверное. Я довольно часто странно нелогично выражаюсь, несу какую-то чушь, то есть с реакцией, может быть, проблемы, с находчивостью. Например, класс начинает шуметь, а я, пока придумаю, что на это сказать, либо сто лет пройдёт, либо скажу что-нибудь смешное и не очень логичное.

Юлия, Вам нужны домашние заготовки, то есть нужно заранее продумать весь сценарий. Причем в деталях, свои действия, что я буду делать если...

Когда есть тревожность, реакции организма мешают быстро оринтироваться, поэтому нужно одновременно снизить стресс и написать свой катастрофический сценарий. Когда все продумано и Вы знаете что Вы скажете или сделаете, будет спокойнее. Вам нужно найти свой баланс, свой стиль общения с детьми, чтобы качественно делать эту работу. Для начала нужно ситуацию немного обесценить, это снижает уровень стресса. У Вас какая категория учащихся, младшая школа?

21 февр. 2020
Юлия

Нет, шестой класс. Дети самые обыкновенные, не очень шумные

21 февр. 2020
Юлия

Хорошо, а как именно снизить тревожность? В жизни ведь часто приходится импровизировать и не всегда будут под рукой "заготовки"

21 февр. 2020
(изменено 21 февр. 2020)
Нет, шестой класс. Дети самые обыкновенные, не очень шумные

На самом деле средняя школа считается очень сложной, дети в этом возрасте переживают пубертат - подростковый кризис, самый тяжелый за всю жизнь человека. Поэтому с ними может быть непросто найти контакт, если у Вас это получилось и Вы удержали контроль, это очень хорошо.

Хорошо, а как именно снизить тревожность? В жизни ведь часто приходится импровизировать и не всегда будут под рукой "заготовки"

Что касается тревожности и стресса, постараться обесценить ситуацию - это всего лишь урок, я только начинаю свою работу, я имею право на ошибку. Даже если я совершу ошибку, я как взрослый даю детям пример - как нужно справляться в жизни с ошибками вообще, ведь дети учатся не только предмету, они учатся жизни у нас. И то, как мы справляемся с трудностями дает им позитивный опыт. Значит если я ошиблась, нужно подумать как я могу нивелировать это - пошутить над собой, сказать что немного устала, попросить самых внимательных помочь мне. Превратите это в игру, постарайтесь получить удовольствие. Для детей школа тоже часто является стрессом, и личность учителя имеет огромное значение. Насколько детям спокойно и приятно с Вами, какой мир Вы создаете вокруг себя, оказывает влияние на их восприятие знаний, на общее эмоциональное состояние класса. Представьте, что Вы в лагере, это такие же дети, и Вам нужно провести этот урок как отдых, все тоже самое только по плану, и без песен и танцев. Выделите в конспекте ключевые моменты - чтобы поэтапно ориентироваться и идти пошагово спокойно вперед. Пусть это будет написано крупными буквами, выделено маркером - подумайте как сделать это заметным, если Вы вдруг разволнуетесь и внимание будет рассеяным. Когда это происходит, дайте себе минутку времени чтобы сконцентровать внимание - посмотрите в окно, посчитайте до 10, посмотрите конспект, соберитесь и продолжайте.

21 февр. 2020
Юлия

Благодарю за помощь, постараюсь воспользоваться советом!

21 февр. 2020

Хорошо, удачи Вам, Юлия. Если нужна будет более глубокая работа, обращайтесь, разберемся подробнее и выстроим Ваш педагогический стиль общения, тогда будет спокойнее и Вы будете работать с таким же удовольствием, как и вожатой. И помните, если Вы справились с 6 классом, Вы уже молодец. Всего Вам доброго :)