С начала лета мы стали водить его в детский сад. Адаптация прошла более менее хорошо. Вот, сейчас приболел уже второй раз. Муж и старшая дочь (13 лет) уехали к свекрам погостить. А мы с сыном сейчас одни. Я стала больше внимания ему уделять, приготовлю кушать и с ним, играть, обниматься... Приходится и лечение проводить - промывание носика и мазать глаза от коньюктивита. Он, конечно, все эти процедуры не любит - но, я стараюсь его подбадривать, после сразу обнимать и ласкать, жалеть, говорить, какой он храбрый и прочее. И вроде все забыто и он опять весел. Потом, ни с того, ни сего, начинает - я тебя не люблю! Хочу тебя бить! Хочу все бросать! (бросает игрушки). И, кажется ждет какой то может быть реакции. Кажется, может агрессия какая у него и он не знает как выразить ее. Как мне правильно поступать, что отвечать и как реагировать? Подскажите, пожалуйста.
Вы правильно всё почувствовали, агрессия и злость на вас, а вот почему, связанно ли это с детским садом и ситуативно в ответ на медицинские манипуляции нужно разбираться
12 июл. 2017
Иустина
Здравствуйте,Юлия Магомедова, обращайтесь ко мне - Иустина. Адаптация в саду: В первый день с радостью пошел к ребятишкам, когда понял, что меня нет рядом, плакал. На следующие дни не хотел со мной расставаться, плакал. Хотя на вопросы, понравилось ли ему в садике? Говорил - понравилось. Но я немножко плакал. Я говорила - вот и хорошо, ну, совсем немножко то можно. С каждым последующим днем, утром идти не хотел, просил мармеладку. Я давала ему мармеладку и он скрепя сердце шел. Потом, пробовали оставить на сон, дня четыре плакал после сна. Меня всегда с радостью встречал. Но, тк мне нужно было на работу я забирала его с сада и увозила к своей маме, там он снова плакал от расставания со мной. Потом я договорилась с мамой, что она будет забирать его с сада, что бы уменьшить моменты расставания. Когда она забирала его, он был веселенький, и даже был бы не против еще остаться. А вечером я уже забирала его от мамы. И все было хорошо. После первой простуды, привыкание к садику как с начала было - утром плакал (а до этого уже и с радостью шел в группу и без мармеладки). Вечером встречал меня всегда с радостью, говорил- пойдем домой! Прижимался и обнимался, говорил, какая ты хорошая!
В сад отдали, потому что я с января вышла на работу, с ним сидела бабушка и один день в неделю муж. Это было неудобно для всех. Мужу приходилось отпрашиваться с работы, мама моя активная пенсионерка, у нее много интересов и забот, но она согласилась все равно с моим выходом на работу и поддержала меня тем, что сидела с сыном.
На проявления агрессии сына я реагировала так. Например, Он говорит - я хочу писать! Я говорю- беги скорей на горшок! Он- я хочу на пол. Я- на пол собачки писают, люди все на горшок писают, давай скорей, на горшочек. Он- нет, я хочу на пол! Я- писай на пол, но тогда возьми тряпку и вытрешь лужу. Он- писает на пол и ревет. (как протест что ли, сделаю не так как надо. Хотя обычно сам писает на горшок, иногда, если прольет, сам и тряпку несет, вытирает.)
Или: Он - Я хочу все бросать. Я- не надо бросать, все сломается! Он - хочу все бросать. (берет сушилку для белья и держит ее с намерением бросить на пол) Я- не бросай, упадет тебе на ногу и будет больно! А сломается - я буду ругаться! Он - не будешь! Я (мысленно придумываю, как же надо поступить, хотя хочется просто отшлепать) Он - бросает ее на пол - я думаю, ну не убился же...
Или: Я тебя не люблю! Почему? Не знаю! А я тебя люблю! Хочу тебя кусать! Не надо маму кусать, мне же больно, я буду плакать, ты хочешь, что бы мама плакала? Да! Хочу тебя щипать! (хочет ущипнуть, но, не решается, или делает это вскользь) Ой, мне больно! Нельзя маму обижать! Хочу тебя пинать... Не надо пинать, ты же хороший! Я не хороший! Хороший! Кто тебе сказал, что ты не хороший? Папа! Нет, ты хороший, папа наверно что то перепутал. Нет, я не хороший! Ты хороший, ты мой, я тебя родила, я знаю, что ты хороший...
Итд и тп.
А сегодня утром - была почти бессонная ночь- кашель с рвотой, и кашель на грани рвоты. Сопли не давали дышать, пришлось мыть носик, и ткачивать сопли, что бы хоть дыхание полегче было. (все капли и промывания по рекомендации врача). Он не хотел, наревелся, я закутала его с руками, после этой процедуры, он обычно обнимает меня и долго прижимается я ласково с ним говорю, утешаю. Сегодня он говорит, хочу щипать тебя за шею! Накинулся на меня, я его успела отодвинуть от себя, но он так прям и злился... Но что делать! Я говорю, прости, но надо же тебя полечить! Теперь хоть носик легче дышит!
Иустина, то что вы описали, сложно назвать хорошей адаптацией. Для ребёнка, то, что его жизнь поменялась бузусловный стресс. О чем говорят его капризы (в тех примерах, которые привели вы): 1. Я хочу быть маленьким, как тогда, когда писал где хотел 2. Мне не нравиться, то что происходит и я злюсь 3. Я хочу сделать маме плохо, потому что злюсь на неё, мама "плохая" и я тоже "плохой" Та злость, о которой говорит ребёнок, проявилась как результат изменения его жизни (детский сад) против его желания и потребностей, она накапливалась в обиду и смогла проявиться в момент болезни, когда против его воли происходят ещё и медицинские манипуляция (пусть и необходимые).
Если вы твёрдо решили водить ребёнка в детский сад, рекомендую очно обратиться к детскому психологу, чтобы он помог ребёнку пережить эти эмоции злости и обиды, а также помог справиться с фрустрацией, восприятием вас и себя.
14 июл. 2017
Иустина
Юлия Магомедова, спасибо за подробный ответ и ваши рекомендации.