КонсультацииОтношения родителей и детей
Как помочь подростку преодолеть инфантильность?
Елена, здравствуйте.
Я готова проконсультировать по Вашему вопросу, если Вам подходят условия. Ознакомьтесь, пожалуйста.
Я задам несколько уточняющих вопросов и сможем начать.
Спасибо за оперативный ответ. Да, конечно, всё подходит.
Хорошо. Если будут какие-то организационные вопросы по ходу консультации, пожалуйста, задавайте.
Мне показалось, Вы очень хорошая мама - чуткая, внимательная, поддерживающая интересы и склонности ребенка, бережете нервы свои и ребенка - это так редко можно услышать от родителей... И, конечно, у каждого родителя подростка есть о чем поволноваться. Где эта грань между такой необходимой для подростка свободой и такой важной для него же опекой? .
Сколько лет Вашей дочери?
Какой состав вашей семьи?
Есть ли у дочери какие-либо особенности развития, хронические заболевания, значимые для неё события, о которых, на Ваш взгляд, стоит упомянуть в рамках консультации? Чем она болела, когда упустила точные науки?
Спасибо, но, мне кажется, Вы меня перехваливаете :) То, что я осознаю как важное, не равно тому, что я блюду на практике. Я переживаю за ее нервы (и за свои) как раз потому, что далеко не всегда с ними бережна. И очень хочу это исправить - понимаю, что какой-то "косяк" в моем отношении к ее учебе (впрочем, во всех остальных вопросах у нас разногласий нет - необязательнями рамками, запретами и требованиями я действительно ее никогда не изводила).
Ей 14 лет (скоро 15, идет в 9 класс). Состав семьи, строго говоря - она и я. Но рядом живут мои родители (в учебное время заходит к ним из школы пообедать) и где-то существует ее папа (изредка появляется - что-нибудь с ней обсуждает, с чем-нибудь по школе помогает, что-то ей покупает, водит в кино, но чаще отсутствует).
Каких-то диагностированных особенностей нет. Болела просто обычными ОРВИ, но часто, несколько раз в год. И, кроме того, много времени проводила с моими родителями, всячески способствовавшими тому, чтобы она побольше отдыхала и поменьше училась (бабушке всегда кажется, что деточка непосильно устает в школе) - отчасти пробелам в успеваемости поспособствовало и это.
Есть (и всегда была) такая особенность как невнимательность, рассеянность, несконцентрированность (за это ругали и учителя в школе - никому не мешает, просто "витает" и из-за этого часто прослушивает важные темы или задания). Хотя ее увлечение математикой это хорошо корректирует, она стала заметно более собранной.
Мне кажется, Вы меня перехваливаете
Я готова хвалить каждого родителя, который готов и обращается за помощью к специалистам, в том числе к психологу. Я считаю это очень важным качеством - осознавать себя и свои возможности.
В отношениях с детьми родитель совмещает несколько ролей. А ведь это очень трудно - быть и любящей мамой, и вечно подгоняющим тренером, критиком, и вдохновителем, и контролёром, и надзирателем... Много у мамы ипостасей особенно при отсутствующем папе.
Хочу, чтобы она была самостоятельной, чтобы училась сама двигаться к своим целям.
Ваше желание понятно и вполне закономерно.
В то же время, 14 лет - это пока не тот возраст, когда подросток способен быть полностью самостоятельным.
В первую очередь это обусловлено биологическими изменениями в организме ребёнка: гормональная перестройка, быстрый рост, серьезнейшие изменения в работе мозга – всё это требует немалых затрат от тела, которые нередко берутся из ресурсов умственного развития.
Если Ваша дочь ранее не проявляла высоких способностей к самоорганизации, то ожидать от неё самодисциплины в пубертатном периоде не стоит.
Я бы рекомендовала Вам отдельно поработать над собственными страхами, которые, возможно, косвенно влияют на дочь.
А пока ей нужно помогать.
Просто беспочвенная детская фантазия
Я бы рекомендовала обратиться в центр по профориентированию. Есть очень много отличных методик, которые наиболее объективно отразят для Вас и для Вашей дочери ее склонности, навыки и умения, подскажут наиболее оптимальные пути для раскрытия и применения потенциала.
И тогда для беспочвенных фантазий не останется места. Мечта обретет конкретные черты.
Также одним из основных направлений в помощи я вижу целеполагание.
Подросткам нужно помочь подробно написать план следования к цели.
Иными словами, у Вашей дочери должна быть ясная и достижимая цель на ближайший короткий период. Например, что она должна сделать за время пребывания у бабушки.
Хорошо, если цель и маршрут следования к ней будет визуализирован - начерчен на ватмане, например.
Помочь составить ей расписание - Ваша задача как родителя.
Следовать расписанию - место для проявления самостоятельности и самодисциплины дочери.
Всегда эта важность найти смысл получению знаний и применение умениям.
Мне показалось, данное качество Вашей дочери может сослужить отличную службу.
Также рекомендую подобрать для дочери комплекс мультивитаминов с целью обеспечения растущего организма всеми необходимыми микроэлементами.
Невнимательность и рассеянность могут быть признаками особенностей функционирования определенных частей головного мозга, нехваткой витаминов.
И это Ваш вклад как родителя в формирование самостоятельной личности - научить следить за здоровьем.
Мне бы очень хотелось поддержать Вас. Я очень понимаю, как Вас расстраивает и злит ситуация.
Наверняка, это ощущение бессилия и беспомощности.
Существует прекрасный институт тьюторства. Если Вы не чувствуете в себе сил и желания сопровождать процесс образования дочери на данном этапе, делегируйте тьютору. Это такой преподаватель, который поможет и научит эффективно учиться.
Тьюторы обладают навыками формирования самостоятельности у подростка и учитывают все особенности развития молодого организма, что очень важно.
Что скажете о такой возможности?
Какие мои слова вызвали у Вас отклик?
(изменено 04 июл. 2020)
14 лет - это пока не тот возраст, когда подросток способен быть полностью самостоятельным.
Вот это очень важный момент, который мне необходимо было услышать. "Хочет, но не делает" - не потому что "на самом-то деле не хочет", а потому что проявлять чудеса самоорганизации в этом возрасте и не обязана. То есть, отсутствие оной - недостаточное основание для выводов о "серьезности намерений". Хорошо, спасибо.
НО. Правильно ли я понимаю, что при этом раскладе пока что это должно быть моей постоянной действительностью - всегда думать за нее? Составлять ей план, определять приоритеты, контролировать результат... Научить ее хоть что-то делать самой, кроме как исполнять - шансов пока нет? Если так, это не очень хорошая новость - я ненавижу роль жандарма, а себя в оной - еще больше. От этого и все наши "терки"...
Я бы рекомендовала обратиться в центр по профориентированию.
Ее эта идея возмущает) "Я и так знаю, чего я хочу! " Возможно, бабушка с дедушкой передавили с этой идеей. И я особой необходимости не вижу - если она так и так "технарь", ей в любом случае прокачивать профильную математику (и физику), ей так и так будет что прилично сдать на ЕГЭ... А куда это потом направить, вопрос уже не первой срочности. Да и если, скажем, после теста ей сообщат, что это направление не совсем ее - как это облегчит жизнь ей или мне? Одна мечта у нее уже есть - очень конкретная и очень понятная, о которой уже многое изучено и про которую каждый день узнаётся что-то новое из самых разных источников... И должным образом пока не работает. Едва ли другая станет эффективнее - скорее наоборот вместо понятной и чуть ли не осязаемой цели в сфере, о которой она читает и паблики, и статьи, и авторитетные источники на английском (от сайтов корпораций до технических справочников) - ей какие-то непонятные люди, в первый и последний раз ее видящие, дадут нечто эфемерное, о чем она ничего не знает и не жаждет. Как я вижу - примет в штыки. Да и проблема, скорее всего, все-таки не в качестве "путеводной звезды", а именно в самоорганизации, которой ей пока не хватает... А я, видимо, не умею правильно к этому относиться и как правильно научить, тоже не понимаю. Могу предположить, что сама эта формулировка "детские фантазии" рождена больше моей обидой - столько сил и нервов постоянно вкладывать в то, чтобы она шла туда, куда вроде бы сама очень хочет, а она - как ребенок маленький, свою голову вообще не включает, всё за нее должна думать я, всё контролировать - я. А я так не хочу, меня это эмоционально выматывает, я хочу, чтобы хоть что-то у нее начало уже включаться свое. Тем более, что ее саму это расстраивает, что без моих указаний она "плавает". Но вот сейчас лето, я хочу хоть сейчас отдохнуть от необходимости следить, как там ее учеба... Но, получается, и сейчас не могу. Через полтора месяца вступительные в школу, а она сама не знает, чем занята - вроде бы занимаясь...
Подросткам нужно помочь подробно написать план следования к цели.
Она занимается по плану. В этом мы с ней отличаемся - я человек довольно стихийный и максимально эффективна именно в режиме "по ситуации", а ей следование плану помогает. Мы пробовали несколько раз, даже заводили ежедневник... Но на долго этого не хватает - забывает вести, забывает заглядывать, в результате забывает насовсем. А я в постоянном режиме стоять над душой просто не смогу. На лето придумали предельно простую схему - такую, в которой сбиться ничего не должно, настолько она проста. Три дня в неделю один предмет, три другой (чередуя), день выходной. И она ему следует. Но вместо подготовки к вступительным, которые в конце лета - почему-то решила заниматься пособием по подготовке к ОГЭ, которые только через год (зато сама разобралась с парой тем, которые еще не проходили). При наличии внушительного выбора разных источников, от школьных учебников до ссылок и "продвинутых" сборников задач. Какой выбор был у меня? Дать общее расписание и предоставить с источниками разбираться самой - или расписать всё от и до... Конечно, первое - рассчитывала, что хоть с чем-то она разберется сама. Оказалось, даже в таких простых рамках - она может только следовать инструкциям, а в отсутствии оных собственную голову включать даже не пытается. И это страшно удручает.
Визуализация - нет, не работает категорически. Она аудиал :)
Также рекомендую подобрать для дочери комплекс мультивитаминов с целью обеспечения растущего организма всеми необходимыми микроэлементами.
Невнимательность и рассеянность могут быть признаками особенностей функционирования определенных частей головного мозга, нехваткой витаминов.
У нее довольно долго были жалобы на сонливость и утомляемость, помимо рассеянности. Осенью наконец решили сходить к неврологу, по рекомендации врача попринимали ноотропил и элькар. Результат понравился. Возможно, действительно, имеет смысл получить подобные рекомендации и попринимать что-то еще. Спасибо и за этот совет (впрочем, разборок с инфантильностью и перекладывание всех задач на меня таблетки, к сожалению, не решат:).
Про тьюторов ничего ранее не слышала. Это интересно. Хотя всё вопрос бюджета - наверняка эта услуга не бесплатна. Но обязательно поинтересуюсь, спасибо!
Хотя... Тьютор - это возможность переложить свою головную боль на человека, для которого это работа. А задача состоит в том, чтобы решить сам вопрос, вызывающий оную. Научить ребенка постепенно все-таки включаться самого. Пока ее контролирует другой человек (не важно, я или тьютор) - она же самостоятельной не станет, так?
Елена, Вы задали очень важные вопросы и дали ценные комментарии, задающие направление для дальнейшей беседы.
Мои ответы не укладываются в формат открытой консультации, к сожалению. Если Вам удобно, есть возможность воспользоваться бесплатной скайп-консультацией продолжительностью 30 минут.
Другие форматы продолжения консультации указаны в условиях, можно продолжить и письменный формат.
Спасибо Вам за обращение, было приятно с Вами познакомиться и поработать.
Прошу завершить данную консультацию, нажав кнопку "завершить".