КонсультацииЛичностные проблемы

Не могу определиться с темой диплома. Боюсь совершить ошибку, потратить время зря. Как быть?

338
31 окт. 2020
Дарья
Я являюсь студенткой 3 курса, моя проблема в том, что я не могу определиться с будущей темой исследовательской работы, дипломной. У меня страх совершить ошибку, вдруг тема не получится и я потрачу время и не напишу ничего дельного. А ведь я хочу дальше и в магистратуру, но ведь получается научные работы тогда хорошо, когда они проработаны долго и основательно. И поэтому я задумываюсь над темой, но не знаю какую взять и что делать, я даже не могу приступить к сбору какого либо материала, потому что не могу разорваться одновременно на 2 темы.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
31 окт. 2020

Здравствуйте, Дарья! Вы выбираете между несколькими темами, или у вас нет даже выбора? Что говорит на этот счет научный руководитель? Обычно они помогают переформулировать тему диплома в такой вид, что там будет, что исследовать. Поэтому 1) важен хороший контакт с научным руководителем 2) важно выбрать интересную для вас тему, над которой вы не выгорите за 2-3 года.

Не стоит надеяться на научное открытие в бакалаврском дипломе или опасаться, что оно так и не будет сделано - главное, погрузиться в материал и все грамотно объяснить.

31 окт. 2020
Дарья

Я спрашивала у научника, но он все же посоветовал ориентироваться на мои интересы, а то если он посоветует, то это бупросто диплом, мне самой, как он сказал необходимо определить для себя в каком направлении двигаться

31 окт. 2020
Дарья

Да я выбираю между 2 темами, одна из них нова, другая та, над которой я писала курсовую, можно продолжать ее

Но когда я написала курсовую у меня было чувство, будто я вылила из себя все, будто перегорела к теме

31 окт. 2020
Дарья

Руководитель специализируется по античности, а я вроде бы хочу по средним векам

По всемирной истории он в вузе один, поэтому у меня нет выбора из научников

31 окт. 2020
(изменено 31 окт. 2020)
Но когда я написала курсовую у меня было чувство, будто я вылила из себя все, будто перегорела к теме

Все это важно обозначить научруку. Для успешного общения с научниками важно формулировать проблему, над которой вы "зависли", и то, что вам нужно от него в связи с этим. Например, "мне кажется, что из предыдущей темы я выбрала весь потенциал, хотелось бы услышать ваше мнение".

При уяснении темы важно выяснить план работы, а не сразу бросаться в исследование и сбор материала. А то насобираете что-то и придется "притягивать за уши".

Цель бакалаврской работы - именно выработать у вас позицию человека, который умеет вести научную работу. И, понятно, что пока что вы не очень умеете, но для того научник и нужен! Правда, с вашей стороны важно помочь ему вас понять, а для этого формулируйте свои мысли и затруднения.

Например, вы можете сделать так. Напишите их здесь в виде прямой речи, "Здравствуйте, Иван Иванович! Я хотела узнать... " и т.п., как будто бы вы с ним сейчас общаетесь. А я, как человек сторонний, могу дать обратную связь.

Конечно, им важен ваш интерес, потому что это то, что поддерживает включенность студента в работу. Тогда научруку не надо будет разыскивать студента, который от него прячется. И ощущение смысла своей работы появится. Никто не хочет чувствовать себя скучным давящим педагогом, который вытягивает из студента нудную, нелюбимую тему.

01 нояб. 2020
Дарья

Дело в том, что я подходила уже с этим вопросом

Правда мне особо ничего не посоветовали, я высказала свои "думы" по поводу тем, дальше мне сказали ориентиркесь на источники, опять же, какие Я найду и затем ему скинуть

Т е он и не дал никаких комментариев ни критики

01 нояб. 2020
(изменено 01 нояб. 2020)

Если вы хотите развиваться в этой области, то сотрудничество с научником должно быть хорошее, а не "сделайте как-нибудь и я подпишу что-нибудь". Поэтому имеет смысл задумываться не о магистратуре, а о тех трех годах, которые у вас есть до нее, так, чтобы они были заполнены продуктивной деятельностью. В с связи с этим важны 1) личность научрука и его подход к работе 2) ваше умение правильно задавать вопросы 3) ваша настойчивость. Мало у кого из педагогов, при их нагрузке, будут силы, чтобы вас понять и замотивировать, но конструктивный отклик на ваши инициативы должен быть. Иначе ваше развитие затормозится просто за счет того, что вы останетесь без поддержки.

Составьте списки из 10 источников по каждой теме и киньте ему, спросите, в какой последовательности начать читать и повторите ваши соображения. Не знаю как по вашей специальности, поэтому общего плана соображение - имеет смысл смотреть современные публикации на научных ресурсах и биографические списки к ним. Вообще вся эта деятельность не любит перфекционистского "залипания".

02 нояб. 2020
Дарья

Да, думаю если я ему ещё раз все напишу, он вновь обдумает мои вопросы

Просто, я все таки думаю, в учебе надо ориентироваться на свои интересы или на интересы научника? В моем случае видимо на интересы научника, раз он с моей темой не может помочь.?

02 нояб. 2020

1) На свои интересы: вам эту тему разрабатывать несколько лет, к ней не должно быть отвращения

2) На характеристики научника: возможности, вовлеченность и т.п. В этом плане хорошо бы отыскать и поспрашивать студентов, уже защитившихся у него, как им работалось.

3) Пересечь все это, если это возможно.

На "выходе" должен получиться студент, который владеет методиками/умеет ориентироваться в материале/знает, как все оформить и подать и т.п., это принятие в сообщество, немного ритуал. Научных открытий от вас никто не ожидает.