КонсультацииЛичностные проблемы
Как справиться с нервозностью и раздражительностью? Это мешает мне жить и воспитывать ребёнка
Анна, здравствуйте, я взяла Вашу тему, прошу Вас ознакомиться с условиями консультации ниже.
Вы перечислили свои проблемы, но не написали ничего о том, почему они возникли - про Вашу семью, про то, чем Вы занимаетесь и помогает ли кто-то Вам с ребёнком. Это примерно то же самое, как если бы Вы обратились к врачу и перечислили симптомы (кашель, насморк, болит тут и там) и ничего не рассказали бы о том, что накануне Вы куда-то съездили или что-то съели.
Психологические проблемы не существуют отдельно от обстоятельств, в которых они возникли.
Поэтому расскажите пожалуйста подробнее о том, в каких ситуациях проявляется Ваша нервозность и раздражительность на ребёнка? Кто помогает Вам в его воспитании? Что происходит в Вашей семье? В чём основные трудности, связанные с воспитанием ребёнка?
Я живу с супругом и ребёнком. Нервозность присутствует всю жизнь. Точную причину ее возникновения я не знаю. Возможно я такой стала из-за раздражительного отца, который не давал свободы самовыражения, и тд.
Работаю я дома с документами. Нервозность проявляется у меня каждый день, изо дня в день. Просто на ребёнка я ее с легкостью «выливаю», так как он маленький и не может мне ответить. В любой ситуации (пролил молоко, долго одевается и тд). С мужем отношения неплохие. Я только учусь проявлять свои эмоции и желания (когда я их проявляю, то мое психологическое состояние хорошее) как только боюсь проявлять свои эмоции, молчу, когда что-либо не нравится, состояние опять ухудшается (внутри нарастает напряжение)
Трудность в воспитании в том, что я раздражительно отношусь ко всему, что делает ребёнок. Не так рисует, быстро бегает, не хочет делать домашние дела и тп. Часто кричу, хотя знаю что так делать нельзя, потом виню себя за это очень сильно.
Я прошу прощения, почему-то я не получила уведомления о Ваших ответах, поэтому пропустила два дня.
В принципе, Вы сами понимаете прекрасно причины Вашего состояния:
Возможно я такой стала из-за раздражительного отца, который не давал свободы самовыражения, и тд.
Очень многое в нашей жизни идёт из семьи. Причём это не просто какие-то убеждения "нужно делать так, а не этак", но и привычное нам окружение, привычные реакции, которые доводятся практически до автоматизма, так, что мы и сами не осознаём что делаем.
Вы в жизни много сталкивались с нервной реакцией Ваших родителей. Другой реакции Вы, по видимому, практически не видели. Поэтому сейчас, когда Вы оказываетесь в похожих обстоятельствах, Вы делаете то, к чему Ваше тело давно уже привыкло - кричите на ребёнка.
Вы совершенно точно заметили:
(когда я их проявляю, то мое психологическое состояние хорошее) как только боюсь проявлять свои эмоции, молчу, когда что-либо не нравится, состояние опять ухудшается (внутри нарастает напряжение)
Когда Вы замечаете свои эмоции, обозначаете свои переживания и потребности, то переносить эмоциональное напряжение становится легче. Как только возникает какой-то "затык" с выражением эмоций, то возрастает напряжение и потом оно сливается через крики. Поэтому основная Ваша задача - научиться замечать изменения в своём состоянии и научиться заботиться о себе прежде, чем Вы накопите это напряжение. Учиться говорить о том, что Вам нужно и что Вам не хватает от мужа. Просить о том, что Вам необходимо.
Трудность в воспитании в том, что я раздражительно отношусь ко всему, что делает ребёнок. Не так рисует, быстро бегает, не хочет делать домашние дела и тп.
Вот это другой момент, который также очень сильно влияет на внутреннее состояние. Вы раздражаетесь когда ребёнок что-то делает "не так", это означает, что у Вас есть внутри какие-то идеи о том, что должно быть "так".
Есть один физиологический момент: у детей лобные доли мозга, тот отдел, который отвечает за логическое мышление, за построение взаимосвязей, за концентрацию внимания - формируются только к середине седьмого, а то и восьмого года жизни. Это означает, что в возрасте 6 лет ребёнок физически не способен выполнять некоторые задачи. Не потому, что он ленится или не хочет, а в силу незрелости его мозга. Пройдёт время и он всему научится. Сейчас, до школы, у детей самая важная жизненная задача - побольше играть и двигаться. Они сейчас постигают мир и все взаимосвязи в нём через движения тела. Пространственные ощущения, положение тела, чувство равновесия, точность движений, реакция - это всё закладывается именно сейчас. Это - самое главное, а не рисунки или какие-то другие дела. Мозг разовьётся позже, а если у ребёнка не будет развито ощущение себя в пространстве или ощущение себя в отношениях со сверстниками - эту сферу позже развить уже будет гораздо сложнее. Там у мозга и у организма в целом будут совершенно другие задачи.
Второй момент - что все дети разные. Один взрослеет чуть быстрее, один чуть медленнее. У одного хорошо развито пространственное мышление, у другого прекрасно развита способность концентрироваться на чём-то мелком. Соответственно и требования к ребёнку должны быть основаны не на том, что "у соседки уже пишет, а у нас только каракули выводит", а на его индивидуальных особенностях и потребностях. Для этого нужно наблюдать за ребёнком и изучать его - что ему интересно, к чему он стремится, что он вообще хочет.
Что касается Вас лично, того, что Вы написали:
У меня много психологических проблем (депрессия, тревожность, мнительность, неуверенность в себе)
То с этим на сайте, к сожалению, справиться не получится. Тут нужна личная работа с психологом - терапия - еженедельные встречи хотя-бы в течении пары месяцев, чтобы немножко больше себя понять, научиться себя слушать, увидеть себя в отношениях с другим человеком и попробовать какие-то моменты изменить, исследовать как и на что это влияет. Если есть желание - можно отдельно с этим поработать по скайпу.