КонсультацииОтношения родителей и детей
Дочери 5 лет, стала бояться насекомых. Как помочь ей справиться с этим страхом?
Елена, здравствуйте! Если Вам подходят условия консультации, я готова обсудить Вашу ситуацию!
Здравствуйте, спасибо, подходят.
Я бы ещё хотела добавить, возможно это дополнит картину, в этот же период она начала очень грусть ногти, прям постоянно руки во рту, скажешь ей чтоб убрала, проходит пять минут и пальцы снова во рту. Когда ситуация стала чуть легче, то дочь перестала вообще грызет, а сейчас смотрю иногда опять руки во рту.
Елена, нужно сначала определить причину возникновения страха. Детская психика устроена так, что не всегда причина страха связана с источником. Иногда детки начинают бояться чего -либо по причинам тревоги или сильного психологического напряжения. Поэтому нужно посмотреть на возможные причины, которые могут повлиять на ребенка. Для этого ответьте, пожалуйста на вопросы, которые я напишу ниже.
- Опишите как проходила беременность и роды, были ли особенности? Было ли грудное вскармливание, когда закончилось по какой причине?
- Наблюдался ли ребенок у невролога, гастроэнтеролога, эндокринолога?
- Было ли расставание надолго с мамой в возрасте до года? Были ли какие-либо потрясения в семье, в жизни родителей или в жизни ребенка в течение 5 лет?
- Когда первый раз появился страх? Как думаете, что могло вызвать страх? Были ли какие-то волнения и переживания до этого?
- Чего еще боится Ваш ребенок?
- Какие у Вас отношения с мужем? Какая обстановка в семье?
- Опишите какая Ваша девочка? Как она справляется с трудностями? Как Вы ее поощряете и наказываете? Что ожидаете от нее?
- Кому ребенок доверяет? Кто ее может успокоить? Как она сама успокаивается?
1. Беременность проходила нормально, в начале был сильный токсикоз, немного лежала в больнице. Было грудное вскармливание до 1. 9 года, перестала кормить, потому-что решила, что уже пора, уже взрослая для этого, да и сама была очень худая и уставшая.
2. Первый год жизни наблюдалась у невролога, была кривошея и открыта межполушарная щель. Все прошло и с учёта сняли.
3. Расставаний никогда не было. Год назад умерла моя мама, но я не заметила особ чтоб как-то сильно она это переживала.
4. Когда появился страх насекомых, в этот же период на тренировках она испугалась одной ситуации и получился даже стресс. Она потянула сильно мышцу и отказалась от какого либо спорта. Сейчас вроде бы в этом плане все нормально.
5. Больше особо ничего не боится. Только очень стеснительная, сложно в общении с другими.
6. С мужем отношения обычные, бывают иногда ссоры, но мы стараемся при ней их не показывает, а если видит, то объясняю что так бывает, что расногласия это нормально.
7. Сложно справляется, нужно все время быть с ней, уговаривать, успокаивать, как-то отвлекать.
8. Доверяет больше всего мне и в основном успокаивается только со мной. Но когда меня нет, с папой тоже успокаивается. Сама сложно успокаивается, может психовать долго, обижаться.
Год назад умерла моя мама, но я не заметила особ чтоб как-то сильно она это переживала.
Соболезную. Девочка общалась с бабушкой, как она к ней относилась?
Только очень стеснительная, сложно в общении с другими.
Что у нее не получается в общении?
Сложно справляется, нужно все время быть с ней, уговаривать, успокаивать, как-то отвлекать.
Что она сама может делать для своего успокоения?
Какие у нее отношения с папой?
Елена, для того, чтобы помочь малышке справиться со страхом нужно, чтобы она могла столкнуться с ним, изучить его и повлиять на него. Для этого предложите нарисовать то, что она боится. Если не захочет спросите почему и предложите нарисовать такого размера, которого она не боится. Расспросите о том, что нарисовано. Как называется или как его зовут? Почему он хочет пугать малышку? Чего он боится? Есть ли у него друзья? Семья? Что он любит кушать? Попросите нарисовать корм или можно принести настоящий и покормить то, чего боится ребенок.
Это упражнение помогает ребенку рассказать о своем страхе, изучить его и приручить в символической форме. Дети через игру хорошо проживают страх!
Да, общалась. Отношения у них были очень хорошие. Всегда при встрече смеялись, игрались.
Она просто стесняется. Когда кто-то подходит к ней познакомиться, то убегает или делает вид что занята.
Отношения с папой нормальные, но больше она со мной времени, поэтому с ним не так близка. Многое требует чтоб я делала, а не он.
Спасибо, я попробую так сделать. А что потом, когда она нарисует, мы поговорим, просто оставить этот рисунок или что-то ей объяснить, сказать?
Даже не знаю, что может сделать для успокоения. Именно в ситуации с насикомыми наверно ничего, она не успокаивается сама вообще и не отвлекается ни чем.
Скажите пожалуйста, вот она боится ходить в туалет, так как там видела жучка, как мне быть, пусть ходит на горшок, не водить ее туда или все таки пытаться как-то уговаривать ее?
А что потом, когда она нарисует, мы поговорим, просто оставить этот рисунок или что-то ей объяснить, сказать?
После говорить ничего не надо. Страх это эмоция, поэтому ей просто нужно дать выход. В 5 лет многое воспринимается как игра и не требует объясненияя.
Именно в ситуации с насикомыми наверно ничего, она не успокаивается сама вообще и не отвлекается ни чем.
В обстановке покоя Вам нужно научать ее дышать. Поиграйте в! Понюхать розу и дуть одуванчик". "Давай мы будем учиться дышать, и когда ты почувствуешь, что волнуешься, то мы сможем сделать эту игру, а можешь и сама пробовать, когда будешь волноваться. Нарисуй розу, замечательно, а теперь на другом листике нарисуй одуванчик. Покажи как ты нюхаешь розу (втянуть воздух носом), а теперь задуй одуванчик (дуть с выдохом)" Делайте вдох-выдох вместе с ребенком, чтобы она поняла как правильно.
Когда она научится дышать в спокойной обстановке, предлагайте это сделать при небольшом волнении.
Скажите пожалуйста, вот она боится ходить в туалет, так как там видела жучка, как мне быть, пусть ходит на горшок, не водить ее туда или все таки пытаться как-то уговаривать ее?
Сначала покажите ей, что Вы уважаете и понимаете ее страх, верите ей. Ей это важно, дает ощущение защиты. После сделайте рисунок и упражнения на дыхание. До этого лучше пусть ходит на горшок. А после предложите пойти в туалет, можно повесить доску в туалете, где она сможет наклеивать наклейки за посещение. Задача не фиксироваться на страхе, а просто каждый раз предлагать и бонус наклейку. Также можно вместе осмотреть туалет перед походом, и похвалить ее за смелость.
И ещё если можно вопрос спрошу, когда очень тяжело уложить спать, вот как вчера вечером например, плакала очень долго и простилась лечь со мной спать, так ей легче. Я думаю, может это просто манипуляция такая, нужно ли брать её к себе в кровать спать или до последнего отпираться? Я боюсь если буду ее пускать, то она потом не захочет у себя спать вообще. Но иногда бывают такие истерики, что вообще ничего не помогает, кроме как разрешить лечь рядом. В случае если рисунок и дыхание не помогут, как поступать дальше?
Елена из того, что Вы описываете, у ребенка есть предрасположенность к тревожному поведению и нужно разбираться комплексно. Это и страх насекомых, и стеснительность, и страх засыпать одной. Все сильные переживания за день накапливаются к вечеру, она не может справляться со своим эмоциями и это перерастает в страхи, неуверенность в себе, в своих силах.
Лучше обратиться к детскому психологу и с его помощью помочь ребенку научиться совладать со своим переживаниями, сформировать уверенное поведение.
Я работаю с детками и родителями он-лайн, и вместе с родителями мы научаемся как распознавать и обходится с эмоциями, формируем чувство безопасности, веры в себя, прорабатываем страхи и у ребенка, и у мамы. О более подробной информации по поводу индивидуальной работы, могу написать в личных сообщениях.
Бесплатная консультация не может дать полную информацию о ребенке. Нужно посмотреть как ребенок себя ведет, как он общается. Очень многое зависит от мамы, в этом возрасте ребенок полностью в своем поведении отражает мамины переживания и, неосознанно, закрывает мамины потребности.
В случае если рисунок и дыхание не помогут, как поступать дальше?
Эта техника один из способов поговорить с ребенком о его страхах на его языке. Можно подключать игру, где насекомые могут быть и хорошими друзьями, и полезными, и смотреть мультики о насекомых. И тогда, если дело только в насекомых, то все пройдет.
Если ситуация глубже, то страх насекомых может перекрывать другие страхи. Чего она боится? Что страшного ей могут сделать насекомые?
А может так она может быть ближе к Вам, чувствовать, что она в безопасности? А что для нее безопасность? Есть у нее такое место в доме, где она чувствует себя защищенно? Вы можете такое место сделать в комнате. Это может быть шалаш или домик из подушек.
А кто ее может защитить от опасности?
думаю, может это просто манипуляция такая, нужно ли брать её к себе в кровать спать или до последнего отпираться?
Даже, если это манипуляция, подумайте, зачем ей это? Какая потребность за ней лежит?
Я боюсь если буду ее пускать, то она потом не захочет у себя спать вообще.
Если Вы дадите то, что ей нужно, она будет спокойно спать Со своей стороны тоже подумайте, зачем Вы ее пускаете в кровать, что получаете для себя?
Это то, что Вы можете сделать в начале, лучше поработать со специалистом.
Напишите пожалуйста условия ваших индивидуальных консультаций.