КонсультацииОтношения родителей и детей

Дочери 5 лет, стала бояться насекомых. Как помочь ей справиться с этим страхом?

497
17 окт. 2021
Елена
Дочке 5 лет. С лета стала бояться сначала комаров, а потом постепенно и других насекомых. Сначала все было не критично, боялась немного комаров и все, потом стала бояться засыпать, но как-то можно было поговорить, отвлечь, постепенно засыпания стали вообще тяжёлыми, только вечер, она уже начинает переживать. Пробовала ложить игрушку, "оберег", светильник включать, все бесполезно, разговоры на эту тему вообще не действуют. Сейчас купили новый светильник интересный, и плюс я говорю, что буду ее охранять, стала засыпать нормально, недели три все спокойно было, но сегодня опять сказала, что боится, немного поговорила с ней и она успокоилась, боюсь, что опять возвращается страх засыпать. Кроме этого, она теперь боится одна находится в комнате, именно вечером, днём всё нормально. Ещё стала бояться ходить в туалет, так как однажды увидела там маленького паучка, сейчас не хочет категорически туда заходить, пришлось достать горшок. Днём всё более менее, боится, но не так сильно, а с наступлением вечера начинает сильнее бояться, заходит в кухню и начинает выискивать, нет ли кого там. Может увидеть какую-то точку издалека, принять за жука и запаниковать очень. Один раз, когда купалась, увидела что-то, подумала жук и у нее началась очень сильная истерика, паника и ужас прям, такого раньше не было у нее, но это только раз было. Ещё было такое, что она отказалась идти на улицу гулять, так как боялась там встретить насекомое. Сейчас, с наступлением осени, когда насикомых практически нет, стала немножечко спокойнее, летом было намного хуже, но до конца страх не уходит. Я очень много провела с ней разговоров, объясняла, что они маленькие, что их легко прогнать и многое другое, но разговоры не помогли. Купила ей книгу о насекомых, она ее с интересом рассматривает, читаем, но это ничего тоже не даёт. Понимаю, что нужно как-то изменить ее отношение к насекомым, так как они все равно всегда будут присутствовать в жизни, но не знаю, как. Подскажите, пожалуйста, что можно сделать в данной ситуации, как помочь ей справиться с этим страхом?

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
17 окт. 2021

Елена, здравствуйте! Если Вам подходят условия консультации, я готова обсудить Вашу ситуацию!

18 окт. 2021
Елена

Здравствуйте, спасибо, подходят.

18 окт. 2021
Елена

Я бы ещё хотела добавить, возможно это дополнит картину, в этот же период она начала очень грусть ногти, прям постоянно руки во рту, скажешь ей чтоб убрала, проходит пять минут и пальцы снова во рту. Когда ситуация стала чуть легче, то дочь перестала вообще грызет, а сейчас смотрю иногда опять руки во рту.

18 окт. 2021

Елена, нужно сначала определить причину возникновения страха. Детская психика устроена так, что не всегда причина страха связана с источником. Иногда детки начинают бояться чего -либо по причинам тревоги или сильного психологического напряжения. Поэтому нужно посмотреть на возможные причины, которые могут повлиять на ребенка. Для этого ответьте, пожалуйста на вопросы, которые я напишу ниже.

  1. Опишите как проходила беременность и роды, были ли особенности? Было ли грудное вскармливание, когда закончилось по какой причине?
  2. Наблюдался ли ребенок у невролога, гастроэнтеролога, эндокринолога?
  3. Было ли расставание надолго с мамой в возрасте до года? Были ли какие-либо потрясения в семье, в жизни родителей или в жизни ребенка в течение 5 лет?
  4. Когда первый раз появился страх? Как думаете, что могло вызвать страх? Были ли какие-то волнения и переживания до этого?
  5. Чего еще боится Ваш ребенок?
  6. Какие у Вас отношения с мужем? Какая обстановка в семье?
  7. Опишите какая Ваша девочка? Как она справляется с трудностями? Как Вы ее поощряете и наказываете? Что ожидаете от нее?
  8. Кому ребенок доверяет? Кто ее может успокоить? Как она сама успокаивается?
19 окт. 2021
Елена

1. Беременность проходила нормально, в начале был сильный токсикоз, немного лежала в больнице. Было грудное вскармливание до 1. 9 года, перестала кормить, потому-что решила, что уже пора, уже взрослая для этого, да и сама была очень худая и уставшая.

2. Первый год жизни наблюдалась у невролога, была кривошея и открыта межполушарная щель. Все прошло и с учёта сняли.

3. Расставаний никогда не было. Год назад умерла моя мама, но я не заметила особ чтоб как-то сильно она это переживала.

4. Когда появился страх насекомых, в этот же период на тренировках она испугалась одной ситуации и получился даже стресс. Она потянула сильно мышцу и отказалась от какого либо спорта. Сейчас вроде бы в этом плане все нормально.

5. Больше особо ничего не боится. Только очень стеснительная, сложно в общении с другими.

6. С мужем отношения обычные, бывают иногда ссоры, но мы стараемся при ней их не показывает, а если видит, то объясняю что так бывает, что расногласия это нормально.

7. Сложно справляется, нужно все время быть с ней, уговаривать, успокаивать, как-то отвлекать.

8. Доверяет больше всего мне и в основном успокаивается только со мной. Но когда меня нет, с папой тоже успокаивается. Сама сложно успокаивается, может психовать долго, обижаться.

19 окт. 2021
Год назад умерла моя мама, но я не заметила особ чтоб как-то сильно она это переживала.

Соболезную. Девочка общалась с бабушкой, как она к ней относилась?

Только очень стеснительная, сложно в общении с другими.
Что у нее не получается в общении?

Сложно справляется, нужно все время быть с ней, уговаривать, успокаивать, как-то отвлекать.

Что она сама может делать для своего успокоения?

Какие у нее отношения с папой?

Елена, для того, чтобы помочь малышке справиться со страхом нужно, чтобы она могла столкнуться с ним, изучить его и повлиять на него. Для этого предложите нарисовать то, что она боится. Если не захочет спросите почему и предложите нарисовать такого размера, которого она не боится. Расспросите о том, что нарисовано. Как называется или как его зовут? Почему он хочет пугать малышку? Чего он боится? Есть ли у него друзья? Семья? Что он любит кушать? Попросите нарисовать корм или можно принести настоящий и покормить то, чего боится ребенок.

Это упражнение помогает ребенку рассказать о своем страхе, изучить его и приручить в символической форме. Дети через игру хорошо проживают страх!

19 окт. 2021
Елена

Да, общалась. Отношения у них были очень хорошие. Всегда при встрече смеялись, игрались.

19 окт. 2021
Елена

Она просто стесняется. Когда кто-то подходит к ней познакомиться, то убегает или делает вид что занята.

19 окт. 2021
Елена

Отношения с папой нормальные, но больше она со мной времени, поэтому с ним не так близка. Многое требует чтоб я делала, а не он.

19 окт. 2021
Елена

Спасибо, я попробую так сделать. А что потом, когда она нарисует, мы поговорим, просто оставить этот рисунок или что-то ей объяснить, сказать?

19 окт. 2021
Елена

Даже не знаю, что может сделать для успокоения. Именно в ситуации с насикомыми наверно ничего, она не успокаивается сама вообще и не отвлекается ни чем.

19 окт. 2021
Елена

Скажите пожалуйста, вот она боится ходить в туалет, так как там видела жучка, как мне быть, пусть ходит на горшок, не водить ее туда или все таки пытаться как-то уговаривать ее?

19 окт. 2021
А что потом, когда она нарисует, мы поговорим, просто оставить этот рисунок или что-то ей объяснить, сказать?

После говорить ничего не надо. Страх это эмоция, поэтому ей просто нужно дать выход. В 5 лет многое воспринимается как игра и не требует объясненияя.

Именно в ситуации с насикомыми наверно ничего, она не успокаивается сама вообще и не отвлекается ни чем.

В обстановке покоя Вам нужно научать ее дышать. Поиграйте в! Понюхать розу и дуть одуванчик". "Давай мы будем учиться дышать, и когда ты почувствуешь, что волнуешься, то мы сможем сделать эту игру, а можешь и сама пробовать, когда будешь волноваться. Нарисуй розу, замечательно, а теперь на другом листике нарисуй одуванчик. Покажи как ты нюхаешь розу (втянуть воздух носом), а теперь задуй одуванчик (дуть с выдохом)" Делайте вдох-выдох вместе с ребенком, чтобы она поняла как правильно.

Когда она научится дышать в спокойной обстановке, предлагайте это сделать при небольшом волнении.

Скажите пожалуйста, вот она боится ходить в туалет, так как там видела жучка, как мне быть, пусть ходит на горшок, не водить ее туда или все таки пытаться как-то уговаривать ее?

Сначала покажите ей, что Вы уважаете и понимаете ее страх, верите ей. Ей это важно, дает ощущение защиты. После сделайте рисунок и упражнения на дыхание. До этого лучше пусть ходит на горшок. А после предложите пойти в туалет, можно повесить доску в туалете, где она сможет наклеивать наклейки за посещение. Задача не фиксироваться на страхе, а просто каждый раз предлагать и бонус наклейку. Также можно вместе осмотреть туалет перед походом, и похвалить ее за смелость.

20 окт. 2021
Елена

И ещё если можно вопрос спрошу, когда очень тяжело уложить спать, вот как вчера вечером например, плакала очень долго и простилась лечь со мной спать, так ей легче. Я думаю, может это просто манипуляция такая, нужно ли брать её к себе в кровать спать или до последнего отпираться? Я боюсь если буду ее пускать, то она потом не захочет у себя спать вообще. Но иногда бывают такие истерики, что вообще ничего не помогает, кроме как разрешить лечь рядом. В случае если рисунок и дыхание не помогут, как поступать дальше?

20 окт. 2021

Елена из того, что Вы описываете, у ребенка есть предрасположенность к тревожному поведению и нужно разбираться комплексно. Это и страх насекомых, и стеснительность, и страх засыпать одной. Все сильные переживания за день накапливаются к вечеру, она не может справляться со своим эмоциями и это перерастает в страхи, неуверенность в себе, в своих силах.

Лучше обратиться к детскому психологу и с его помощью помочь ребенку научиться совладать со своим переживаниями, сформировать уверенное поведение.

Я работаю с детками и родителями он-лайн, и вместе с родителями мы научаемся как распознавать и обходится с эмоциями, формируем чувство безопасности, веры в себя, прорабатываем страхи и у ребенка, и у мамы. О более подробной информации по поводу индивидуальной работы, могу написать в личных сообщениях.

Бесплатная консультация не может дать полную информацию о ребенке. Нужно посмотреть как ребенок себя ведет, как он общается. Очень многое зависит от мамы, в этом возрасте ребенок полностью в своем поведении отражает мамины переживания и, неосознанно, закрывает мамины потребности.

В случае если рисунок и дыхание не помогут, как поступать дальше?

Эта техника один из способов поговорить с ребенком о его страхах на его языке. Можно подключать игру, где насекомые могут быть и хорошими друзьями, и полезными, и смотреть мультики о насекомых. И тогда, если дело только в насекомых, то все пройдет.

Если ситуация глубже, то страх насекомых может перекрывать другие страхи. Чего она боится? Что страшного ей могут сделать насекомые?

А может так она может быть ближе к Вам, чувствовать, что она в безопасности? А что для нее безопасность? Есть у нее такое место в доме, где она чувствует себя защищенно? Вы можете такое место сделать в комнате. Это может быть шалаш или домик из подушек.

А кто ее может защитить от опасности?

думаю, может это просто манипуляция такая, нужно ли брать её к себе в кровать спать или до последнего отпираться?

Даже, если это манипуляция, подумайте, зачем ей это? Какая потребность за ней лежит?

Я боюсь если буду ее пускать, то она потом не захочет у себя спать вообще.

Если Вы дадите то, что ей нужно, она будет спокойно спать Со своей стороны тоже подумайте, зачем Вы ее пускаете в кровать, что получаете для себя?

Это то, что Вы можете сделать в начале, лучше поработать со специалистом.

20 окт. 2021
Елена

Напишите пожалуйста условия ваших индивидуальных консультаций.