КонсультацииТревоги. Страхи. Фобии

Как научиться самостоятельно усмирять навязчивые мысли и страхи?

203
03 апр. 2022
Илья
Мне 25 лет. Живу один. Уже примерно 6-7 лет мучаюсь с навязчивыми страхами. Когда ухожу - проверяю по 2-3 раза замки, кошку (что находится дома/ не заперта на балконе), воду, плиту, выключен ли из розетки нагреватель. Так же когда паркую авто проверяю по несколько раз поставил ли я на ручник, закрываю и дергаю за каждую ручку проверяя что авто действительно закрыто. Причем могу и по несколько раз открывать и закрывать. А еще могу и из дома ходить до парковки по несколько раз, чтобы проверить закрыта ли машина. Еще по несколько раз за вечер могу выходить на балкон и проверять наличие самой машины на парковке. Так же часто перепроверяю ключи, документы в сумке. Я осознаю, что это все крайне иррационально. Хотя мозг находит оправдание и причину. Т. К делаю действия по многу раз - начинаю путаться между этими разами. Например закрыл я дверь или нет. Если в некоторых ситуациях, в гараже или на даче, я могу сделать фото замков например и это в большинстве случаев помогает, то иногда вариантов кроме как перепроверить вообще нет. В детстве у меня тоже были похожие страхи. Например, перед тем, как куда-нибудь идти, я по многу раз бегал в туалет, боясь, что в дороге или там где я буду туалета не будет. И в школе на каждой перемене ходил тоже. Это все было связано с некоторыми стрессовыми ситуациями, которые и рождали этот страх. Честно говоря и сейчас бывает подобное, но очень редко - этот страх как то сам ушел. Навязчивые страхи находят не постоянно. Сегодня я могу по 4-5 раз зайти и выйти из квартиры, перепроверить несколько раз машину, а завтра могу жить спокойно т. К не ощущаю причину и нужду. Пробовал перебарывать тягу что то перепроверить, но пока она перебарывает силу воли. Все это конечно сильно портит качество жизни. Варианты с "ритуалами" уже не так эффективно помогают. Хотелось бы научиться усмирять навязчивые идеи. Понимаю, что лучший вариант это сеансы с психологом очно. Но, честно говоря, на это нет ни времени ни денег. Хочу попробовать сделать что-то самостоятельно.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
03 апр. 2022

Илья, здравствуйте, прочитайте, пожалуйста, условия бесплатной консультации, и если согласны - начнем)

03 апр. 2022
Илья

Согласен

03 апр. 2022

Илья, что Вы сами думаете о причинах подобных ритуалов и повторяющихся действий? В каких ситуациях ритуалов становится больше, а в каких меньше? И еще - постарайтесь придумать фантазийную историю - где Ваши ритуалы не только не избыточны, а являются точным и верным решением.

Возможно, сегодня уже поздновато, и лучше продолжить завтра?

03 апр. 2022
(изменено 03 апр. 2022)
Илья

Давайте продолжим завтра.

03 апр. 2022

Хорошо)

04 апр. 2022
Илья

Напишу на ночь, а завтра продолжим - так проще.

Причины ритуалов - как то зафиксировать в памяти момент. Для того, чтобы предотвратить навязчивые неприятные мысли. Большое количество повторений все перемешивает - получается каша, которая заставляет все больше и больше сомневаться в своей памяти и действиях.

По ситуациям - не могу дать ответ. Разнообразия ритуалов нет - они конкретные для каждой ситуации. Количество повторений тоже раз на раз не приходится. Т. Е какой то конкретной зависимости я не вижу.

Что касается истории. Ну вот дергая ручки после закрытия авто -вполне верное решение. У меня зимой уже несколько раз было, что замок не срабатывал. Так что это даже не фантазия а вполне обоснованная ситуация. Другое дело, что это не стоит делать по 4-5 раз.

Трудно придумать что то фантазийное т. К мне видится, что в целом каждый ритуал правильный и логичный. Смущает меня только количество повторов. Если каждый ритуал сократить до 1 повтора проблемы не будет, думаю.

04 апр. 2022

Доброе утро. Илья, Вы хорошо описали связь между навязчивыми мыслями и ритуалами :

Причины ритуалов - как то зафиксировать в памяти момент. Для того, чтобы предотвратить навязчивые неприятные мысли. Большое количество повторений все перемешивает - получается каша, которая заставляет все больше и больше сомневаться в своей памяти и действиях

Как я Вас слышу, ритуалы помогают избавиться от страх и навязчивых мыслей. Если я проверю достаточно хорошо замок, ничего плохого не случиться? Так? Причем внутри Вас может быть какое- то «правильное чувство»- вот теперь достаточно.

Вы хорошо видите часть негативного цикла - тревожные мысли - ритуалы, а значит Вы хорошо продвинулись в понимании природы событий, а значит, помощи себе 😊.

04 апр. 2022
Илья

По моим ощущениям ритуал повторенный единоразово действительно помогает успокоиться. Некое чувство может присутствовать. Хотя чаще это никакого отклика не находит - все в порядке вещей. Но мозг как то на подсознании вводит сомнения - " А точно ли я проверил только что или это старые воспоминания? " Если я проверю замок, то конкретно по этому пункту скорее всего ничего не произойдет. Я осознаю, что несмотря на мои проверки может произойти что угодно плохое или наоборот не произойти ничего. Ну т. Е мои ритуалы это капля в море в огромном количестве вариаций.

В целом ритуалы были с самого детства, когда страхов еще не было. Уходя на улицу с родителями иногда был некий чек лист, опросник (свет выключил? А плиту? Дверь на оба замка закрыл? В туалет сходил? ). Многие пункты у меня есть и сейчас. Но тогда я всегда был уверен в себе. Мне не надо было перепроверять себя. А сейчас такого нет. Сейчас без фотофиксации например я не могу быть уверен. (но это опять же в один день может быть, а в другой я и с 1 проверкой (или без проверок) замка уверен в себе.

04 апр. 2022

Илья, буду дальше двигаться в направлении Вашего запроса - помощи себе. Я это вижу так: Вы все лучше и лучше понимаете и осознаете - почему это с Вами происходит, как работает «негативный цикл», почему Вам не удается контролировать количество проверок (ведь в одной проверке нет ничего плохого, Вы тревожитесь, когда их неконтролируемое множество и Вам не удается закончить на волевом контроле- навязчивость оказывается сильнее Вас, так? )

Каждый раз прокручивается одно и тоже - тревога- навязчивые мысли - навязчивые действия / ритуалы - короткое облегчение - и вновь до нового цикла - тревога и т д!

Вы замечаете, что навязчивый ритуал меняет свою форму? - проверка замков, проверка ручника машины, кошки, плиты, по несколько раз возвращаетесь в квартиру или в машину. И т д Вы замечаете, что иногда Вы уверены в себе, и требуется все проверить только один раз, а иногда - Вы никак не можете закончить …

Есть что - то, на что пока Вы не можете смотреть. На мой взгляд, - это события или передивпния в Вашей жизни. Вам представляется, что навязчивые мысли они существуют сами по себе, и никак не связаны с жизненными событиями или событиями в отношениях.

Сегодня я могу по 4-5 раз зайти и выйти из квартиры, перепроверить несколько раз машину, а завтра могу жить спокойно т. К не ощущаю причину и нужду.

А что если Ваши навязчивые мысли - это как приборная доска в автомобиле? Как загорелась красная лампочка- топливо на исходе или тормозной жидкости мало (я не автомобилист совсем 😉😌)

В моей метафоре вот что основное : навязчивые мысли это форма существования Вашей тревоги, тревога поднялась в связи с какими то событиями/ взаимодействиями с другими людьми, или Вашими микромыслями (быстро проскочившими, едва уловимыми мыслями о событиях/ отношениях). Вместо того, чтобы исправить ситуацию, которая Вам не понравилась (залить бензин, тормозную жидкость) Вы сражаетесь с навязчивыми мыслями и ритуалами (пугаетесь лампочки- опять она загорелась! Злитесь, что вот опять все не так как надо, и … разбиваете лампочку … (запрещаете себе ужасные мысли) или заливаете ее водой (совершаете ритуалы, «отменяющие» ужасные мысли)

Удалось ли мне донести свою идею? Как Вы к этому отнесетесь?

04 апр. 2022
(изменено 04 апр. 2022)
Илья

Да, проблема именно в том, что не могу прервать цикл.

Да, иногда события влияют на тревожность и на навязчивые мысли (а скорее на их силу). Но иногда и не влияют. Конечно возможно переживания где то глубоко и я не могу их зафиксировать.

"События" к сожалению не решаются сиюминутно. А большинство решений - просто принять ситуацию и переспать с ней. Никакого более серьезного решения они чаще всего не требуют. Скорее всего надо научиться проще относиться к вещам. Тогда будет меньше переживаний и триггер срабатывать будет реже. Меньше триггеров - меньше возможности попасть на круг.

Но вот как относиться проще к вещам? Тем более когда в целом с детства ко всему очень "серьезно" отношусь. У меня уже были попытки как то на уровне внушения и разбора ситуаций и их последствий менять свое отношение. Но к сожалению это крайне затратное занятие и иногда на это просто нет времени и сил. Плюс ко всему иногда не удается найти рациональное подтверждение, что в определенной ситуации нужно относиться к ней проще.

04 апр. 2022

Илья, тут мне хочется очень поддержать Вас. Я согласна, что :

Плюс ко всему иногда не удается найти рациональное подтверждение, что в определенной ситуации нужно относиться к ней проще.
04 апр. 2022

Обратила внимание на Ваши слова :

Но вот как относиться проще к вещам? Тем более когда в целом с детства ко всему очень "серьезно" отношусь.

Мне это откликнулось таким образом, что у Вас были серьезные родители, которые воспитывали Вас правильно и серьезно. Рискну предположить, что слово « надо! » а не «хочу! »- основное слово в Вашем детстве и сейчас, в текущей жизни. Илья, так ли было на самом деле?

04 апр. 2022
Илья

Под словом "серьезно" я имел ввиду близко к сердцу. Я интроверт и при этом довольно эмоциональный человек внутри. Ну т. Е переживания бывают часто, при этом внешне мне не всегда комфортно ими делиться. К тому же я понимаю, что они во многом беспричинны. Просто излишняя тревожность или заморочки. Очень часто занимаюсь самокопанием. Продумываю варианты развития прошлых событий и будущих. Не люблю неопределенность и отсутствие цели. , спонтанность. Я тот человек, который живет по плану (условно) и многие события выводят меня из душевного равновесия т. К они не планировались.

На счет "надо", а не "хочу" - не могу сказать, что мои желания как то подавлялись Бывали случаи, когда мои желания выходили за определенные рамки и был отказ. Но сейчас я понимаю, что он был обоснован почти всегда. Мало что нельзя объяснить логически. Да, слово "надо". Звучало часто. И я скажу, что у меня никогда не возникало вопросов "а почему надо? ". Родителям доверял. В этом плане я был беспроблемным ребенком. И я так же не могу вспомнить, чтобы " надо" не имело обоснования Хотя замечаю, что часто родители думали за меня.

Сейчас я не могу сказать, что не удовлетворяю свои желания. При этом да, иногда приходится перебарывать свое нежелание т. К надо. Но я считаю это нормально. Не всегда получается делать только то что хочется. Нет, в обычной жизни я не зациклен на слове "надо". Если бы так было - жизнь была бы лучше, наверное. Хотя если за "надо" принять планирование и выполнение этих самых планов, то тогда этого слова в жизни достостаточно

04 апр. 2022

Из-за позднего времени, переписку смогу продолжить уже завтра. Основное переживание, которое у меня возникло при прочтении Вашего сообщения - боже, сколько же в Вашей жизни контроля - внутреннего (как мне показалось)

При этом да, иногда приходится перебарывать свое нежелание т. К надо.

Да и внешнего более чем достаточно было и, возможно, есть:

Хотя замечаю, что часто родители думали за меня

Не удивительно, что Вы наращиваете контроль, в ответ на тревогу - (пытаетесь, например, контролировать мысли, а это вне человеческих возможностей, поэтому и не получается). Справляясь самостоятельно с навязчивостями, Вы пытаетесь действовать привычным и хорошо усвоенным Вами способом - контролем. Не замечая, что высокий контроль и подавление эмоций и импульсов - этого стало слишком много, и это, в значительной степени и создало навязчивости. И если Вы спрашиваете - как себе помочь, то ответ будет парадоксальным - снизить контроль! Буду рада завтра прочесть Ваши комментарии и вопросы)