КонсультацииОтношения в коллективе. Социальная психология

Проблемы с новой коллегой

908
13 февр. 2018
Anna T
Здравствуйте! К нам в отдел недавно взяли новую сотрудницу. До этого она работала в другой отрасли. Взяли ее по просьбе супруга, который работает в нашей компании в другом отделе. Он является другом моего начальника. Наняли ее, чтобы разгрузить меня. Чтобы ввести в курс дела, выдали мои сданные работы. Но, вместо того чтобы разобраться и начать помогать, она зачем-то начала сильно критиковать то, что я делала. Ходит к начальнику. Пыталась её слушать - много агрессии, но никакой конкретики. В том, что мои работы сделаны нормально (но неидеально, т. к. всегда не хватает времени, начальник в курсе), я уверена. В эту сторону можно даже не копать. Мне интересны 3 вещи. Как "поставить её на место", т. е. чтобы она просто перестала этим заниматься? Что сказать начальнику, чтобы не потерять очки в его глазах? Он ведь ее слушает, но вникать детально не хочет из-за отсутствия времени. Почему новый сотрудник вообще позволяет себе такое поведение в мой адрес? Я чувствую себя кроликом, а ее удавом. С момента её появления мне очень тяжело стало ходить на работу.
Работаю тут только полгода. Мне 32 года, зовут Анна.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
13 февр. 2018
(изменено 30 нояб. 2019)
Anna T, Анна, здравствуйте!
Советую прочитать про психологические границы и манипуляции людьми
Психолог ответит через некоторое время.
14 февр. 2018
Anna T, здравствуйте! На вопрос "Почему новый сотрудник вообще позволяет себе такое поведение в мой адрес?" может ответить только сам новый сотрудник. Возможно ей не так объяснили её роль и функции - вы считаете, что вам взяли её в помощь "чтобы разгрузить вас", а она думает, что её взяли, чтобы наладить работу, с которой вы не справляетесь, и хочет показать себя начальству с лучшей стороны - инициативной, активной и вдумчивой, чтобы сразу показать. Что она вникает в детали и анализирует то, что было сделано. Вы ведь сама пишете "мои работы сделаны нормально (но неидеально, т. к. всегда не хватает времени, начальник в курсе". Так что есть фронт работ, что оптимизировать.

Вы формально по должности являетесь начальником этой сотрудницы или нет? Ведь на место поставит её может только её руководитель, у других сотрудников нет полномочий указывать ей, чем и как ей заниматься.

Если у вас с начальником хорошие отношения, то начните с того, чтобы обсудить с ним ситуацию. Пусть он конкретизирует функции каждой из вас (пропишет в должностной инструкции) и разграничит ваши полномочия.
15 февр. 2018
Anna T
Здравствуйте, Ирина. По должности я не являюсь начальником этой сотрудницы. С начальником поговорила, он не хочет нас разнимать, говорит лишь - "Поговори с ней" и "Разбирайтесь сами". Очень хочется ответить той же монетой, но я так не умею - слишком мягкая и не сталкивалась с таким раньше. Что бы вы сделали, если бы новый психолог на форуме начал критиковать вас (что вы неправильно отвечаете на вопросы и пр.)? Я работаю не математиком и не бухгалтером, моя работа (как и ваша) допускает разные варианты исполнения разными людьми.
15 февр. 2018
Anna T, если человек начинает критиковать кого-то - это не проблема. Проблему себе создает тот, кто начинает принимать критику в свой адрес болезненно и начинает злиться, замышлять, как "поставить на место" человека и тд.

Вы сама пишете, что работаете вполне успешно - у вас уже есть деловая репутация и начальник за полгода имеет четкое представление о том, какой вы работник. А новая коллега ни в чем не разбирается и все её замечания пустые по сути, которые отмечают лишь какие-то ваши недочеты, о которых вы и сама знаете и ваш начальник знает "мои работы сделаны нормально (но неидеально, т. к. всегда не хватает времени, начальник в курсе), я уверена. В эту сторону можно даже не копать. ".
Новичку поручили вникать в работу и для этого разобраться с вашими сданными проектами - она это делает. В проектах есть недочеты, которые она находит - о них знаете и вы, и начальник. В силу отсутствия опыта в вашем деле, этот новичок не в состоянии оценить, насколько эти недочеты критичные для дела и поэтому ей кажется, что она вскрыла что-то существенное и докладывает об этом начальнику. Но начальник и так в курсе всего, как вы пишете.
То есть от слов и замечаний вашей новой коллеги ничего не меняется. Так чего вы боитесь? Почему так болезненно реагируете на слова непрофессионала? Как вы думаете, ваш начальник рад тому, что в его отделе появилась дама-новичок, которая не дает ему спокойно работать, регулярно тратит его время на пустые разговоры о том, что он и так без неё знает и чему он не придает значения?
Через короткое время, когда эта новая сотрудница ознакомится с вашими работами и покритикует их, ей придется делать СВОЮ работу и показывать СВОИ реультаты. Тут-то и выяснится, чего она стоит, как работник. Ей в любом случае репутацию придется делать за счет ЕЁ личных рабочих достижений и ей уже будет не до вас скорее всего.
Вам имеет смысл подождать небольшое время и не нагнетать обстановку - чем спокойнее вы реагируете на критику, тем меньше поводов у этой дамы вас критиковать. Если вы будете пытаться "ставить на место" человека, который вам не подчиняется, да ещё без поддержки со стороны начальника, то вы неизбежно пострадаете сама от своих действий. Ведь у вас нет никаких рычагов влияния на эту даму - вы просто коллеги, каждая из которых будет заниматься своим участком работ. Поэтому ваши попытки противостоять новичку будут по сути раздувать склоку, которая примет форму личного конфликта между вами и новой коллегой, а начальник вас защищать не собирается (по вашим словам). Так что эта склока, если вы примете в ней активное участие, будет бить по вам и мешать вам жить и работать. Если вы проигнорируете суету коллеги вокруг ваших работ, то ситуация вскоре успокоится, как только коллега займется своим участком работы.
Ваш начальник, вероятно, не хочет портить отношения с другом, чью жену он принял на работу, поэтому он вмешиваться не будет. Но, если эта новая сотрудница окажется плохим работником и надоест ему своим критиканством и пустой болтовней, то он будет вынужден защищать свои интересы и разбираться с ней. Вам имеет смысл дождаться именно этого момента и постараться не испортить свою деловую репутацию - не включаться в конфликт и не пытаться самой "ставить на место" нового сотрудника. Ведь со стороны это будет выглядеть так, что вы "топите и травите" новичка, вместо того, чтобы помочь ему адаптироваться и войти в курс дела. Будьте спокойны и доброжелательны - это лучшее оружие против напрасной критики. Нервный и взвинченный сотрудник, который пытается выяснять отношения с коллегой, всегда выглядит плохо и делает ошибки из-за того, что его внимание рассеяно - занято не его работой, а его борьбой.
15 февр. 2018
Anna T
Спасибо большое!
15 февр. 2018
Anna T, желаю вам успехов в работе и сохранять спокойствие и увереннось в себе в общении с новой коллегой! Ведь не коллега-новичок оценивает вашу работу, а ваш начальник, который способен без подсказок новичка оценить по достоинству вашу квалификацию.

Отзыв о консультации

Ирина помогла мне правильно посмотреть на ситуацию и "не наломать дров". Спасибо ей большое. Буду действовать так, как она посоветовала.

Anna T