КонсультацииОтношения в коллективе. Социальная психология

Стоит ли напрямую делать замечания коллегам или лучше поговорить об их поведении с начальством?

147
22 апр. 2023
Дмитрий
12 лет работаю в компании. Уже больше года в одном кабинете мы работаем втроём (две девушки 23 и 40 лет и я, 40 лет). Одна из коллег (23 года) болтает бесконечно и молчит, только когда смотрит в монитор или в телефоне смотрит видео. Вторая (40 лет) склонна к молчаливой и скрытой агрессии, как мне видится. Уже более полугода сотрудницы открыто смотрят видео на рабочем месте, слушают музыку. Когда начали делать это громче и громче, мне стало проблемно общаться с заказчиками и я попросил девушек быть потише. Это помогло, но незначительно. Постоянно общаются на нерабочие темы (обсуждения актёров, личных отношений и т.п.). Одно время взяли моду показывать уточняющие таблички "сарказм" или "душнила", как в известном сериале. Это делается не только в мой адрес. Я пытался не обращать внимание, как-то шутить на этот счёт, но в конце концов сказал, что мне это не нравится. Это помогло, но периодически таблички они показывали. Тема с данными табличками, видимо, девушкам уже надоела и используются они редко. С недавнего времени девушки стали материться всё жёстче. Я долгое время всё терпел, но неделю назад жёсткие маты от 23-летней девушки стали краем. Я поговорил с ней, затем с обеими одновременно, очень нервничал и этого не скрывал. Маты снизились, но как будет потом, не знаю. Когда сотрудницы остаются одни со мной в кабинете, то ведут себя намного спокойнее: нет громких разговоров, брани (по крайней мере, пока). При этом сотрудники при обсуждении дополнительных обязанностей говорят, что у них нет времени/заняты. Я считаю себя высокопроизводительным сотрудником, начальство ценит. Компания более чем достойная. Видит ли данную ситуацию руководитель, не знаю. Я думаю, что был неправ, не обсудив эту ситуацию с руководителем сразу. Нужно ли мне попытаться о чём-то поговорить с данными коллегами? Или правильнее будет поговорить о фактах с руководителем? Если да, то как с ним говорить об этом? Мне уже хочется обо всём этом поговорить с моим начальником, чтобы хотя бы стресс и неприятные эмоции в себе не держать (отдел по персоналу - в другом городе). Да и я впервые в такой ситуации, когда сотрудники проявляют подобное отношение к работе и здоровью в коллективе.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
22 апр. 2023
(изменено 22 апр. 2023)

Здравствуйте, Дмитрий. Девушки приходят на работу чтобы не просто работать, а ещё и приятно провести время. Что к сожалению может мешать работе и другим сотрудникам. Вы относитесь к работе как мужчина - все чётко и по делу, без лишних слов, у женщин всегда много эмоций и лишнего шума, Вас это раздражает и негативно влияет на качество работы. Вы имеете полное право сказать руководству, что сотрудницы не выполняют свои обязанности в должном виде, мешают работать Вам, обсуждают клиентов. Это нарушение профессиональной этики.

Я долгое время всё терпел, но неделю назад жёсткие маты от 23-летней девушки стали краем. Я поговорил с ней, затем с обеими одновременно, очень нервничал и этого не скрывал.

В этом проблема, когда долго терпим, то ситуация не становится лучше, люди это терпение понимают как разрешение вести себя так и дальше. Вы уже поговорили с ними, но если и дальше ничего не изменится (а скорее всего не изменится, потому что у них уже сформировано привычное поведение), то Вы можете ещё раз сказать что Вам это не нравится и вынуждены поставить руководство в известность. При этом можно сначала сказать и доброе слово, что они хорошие девчонки и Вы их любите как родных, но их веселье так усложняет работу, что другого выбора у Вас нет. Вы уже до этого не раз делали замечания, но Вы устали быть добрым папочкой и воспитывать двух взрослых девочек. А уж как отреагирует начальство - премии лишит и видеокамеру установит, это их выбор.

Чтобы не показывать что Вы нервничаете, нужно поработать с коммуникацией, скорее всего Вы волнуетесь в принципе, когда защищаете свои интересы, Вам трудно спокойно отказывать, критиковать и конфликтовать без агрессии, потому что нас этому не научили. Но техника ненасильственного общения есть и она работает. Когда мы учимся общаться правильно, то мы можем уверенно защищать свои границы и не терпеть недостойное поведение других людей. Человек, который получил здоровое воспитание в семье, никогда не ведет себя оскорбительно и грубо с другими людьми, а тот, кто с детства подвергался психологическому насилию, с трудом осознает границы "можно" и "нельзя", этих правил практически нет. Поэтому терпение окружающих он понимает как слабость и разрешение на такое поведение. Ваша задача проявить твёрдость и уверенность в себе, но не агрессию - не нападая на них, показать взглядом, телом и голосом что Вы не намерены это терпеть и готовы предпринять дальшейшие шаги, сообщить руководителю - о чем Вы их в данный момент и предупреждаете. Почитайте самостоятельно о технике ненасильственного общения и ассертивного поведения, поработайте над собой.