КонсультацииЛичностные проблемы

Выгорела на работе, не чувствую себя востребованной. Что делать?

234
16 мая 2023
Ксения
Последние 3 недели чувствую, что выгораю полностью. Я работаю учителем русского языка и литературы. Я молодой учитель, мне будет только 25 лет. И я так сильно устала, что хочется бросить всё, не дорабатывать год и уйти. Но останавливает стабильность в зарплате. Всегда есть деньги, так как зарплата хорошая. Но мои нервы уже сдают. Я смотрю на своего молодого человека: он работает за копейки несколько месяцев, но при этом его уважают и ценят на работе, он там всегда улыбается и радуется каждому новому дню. Он хочет идти на работу. Я вижу, какой он там востребованный, нужный. А я вообще никому не сдалась. Дети учиться не хотят, как не заставляй. Хочу уволиться, но страшно идти в неизвестность. Кем я буду? Я училась только на эту профессию...

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
16 мая 2023

Здравствуйте, Ксения! Поясните, пожалуйста, ситуацию. Вы хотели быть учителем или эту профессию Вы выбрали случайно? Вы первый год работаете учителем, это Ваше первое место работы? До последних трех недель Вам нравилась Ваша профессия? Что произошло три недели назад, что вызвало у Вас чувство выгорания и усталости?

16 мая 2023
Ксения

Здравствуйте. Я пошла в пед. Университет, потому что были бюджетные места. Потом на 3 курсе мне эта профессия стала нравиться. Дети на практике показывали себя заинтересованными, добрыми, искренними. Сразу после выпуска пошла работать в школу, окрыленная, думала, что смогу этому миру подарить счастливых учеников. А получила в ответ море ненависти, море жестокости, грубость, зависть, злость, обиды, ссоры, разборки и и. Д.

Я думала, что дело в школе, в коллективе. Что в лучшем коллективе мне будет проще работать. Но я сменила школу. А дети остались такими же. Злые, грубые, неблагодарные.

Итого я дорабатываю второй год. В первый год у меня были нервные срывы. Я плакала каждый день. Сейчас уже привыкла. Не плачу. Но обидно очень сильно. Внутри такое давящее чувство появляется. Тяжело, когда ты выкладываешь душу, а по ней топчатся.

Три недели назад я заболела. Не хотела уходить на больничный, так как сильно теряю в зарплате. Но всё - таки ушла спустя неделю.

Побыла неделю на больничном и поняла, что очень не хочу с него выходить. Сейчас, после больничного, двойне сложнее работать стало. И дети будто с ума сошли. С каждым днем всё хуже.

16 мая 2023
(изменено 16 мая 2023)

Ксения, какого возраста Ваши ученики были во время практики (которые "заинтересованные, добрые и искренние") и те, с которыми Вы работаете сейчас (которые "злые, грубые, неблагодарные")?

Какие варианты работы Вам предлагали в университете, помимо работы в школе? Где работают Ваши однокурсники или выпускники Вашего университета (помимо школы)?

Если бы не доступные бюджетные места в педагогическом университете, то какие бы профессии Вы для себя рассматривали, куда бы хотели пойти учиться?

16 мая 2023
Ксения

В педагогическом лицее, дети такого же возраста, с которыми я работаю СЕЙЧАС (10—13лет). Просто сейчас я работаю в обычной МБОУ СОШ.

Вариантов никаких не было. Либо преподавать в школе, либо идти в магистратуру и преподавать в университете.

Мои одногруппники и друзья с университета работают, в основном, все в школах, колледжах. Те, кто не пошёл работать по профессии, занимаются всем, чем только можно. Например, кто-то тренер по растяжке, кто-то ведёт клуб читателей. Кто-то таролог.

16 мая 2023
Ксения

Если бы не бюджетные места, я хотела стать журналистом. Но с течением времени тяга к этой профессии у меня отпала.

16 мая 2023
(изменено 16 мая 2023)

Ксения, где именно Вы проходили практику, где были дети, заинтересованные и настроенные учиться? Консультировались ли Вы с наставником по практике (с учителем, у которого были такие замечательные ученики), как ему удалось их заинтересовать своим предметом?

Консультировались ли Вы с опытными педагогами или преподавателями своего университета на тему того, как найти подход к ученикам? Какими способами (помимо смены школы) Вы пытались решить свою проблему и наладить контакт с детьми?

Рассматривали ли Вы работу с детьми младшего школьного возраста, а не подростками (у которых сильны протестные настроения)? Дети в разном возрасте по-разному относятся к учебе и учителям (особенно к молодым учительницам).

16 мая 2023
Ксения

Практику проходила в лицее. Тогда мне казалось, что все ученики такие. Если бы я знала, что ошибаюсь, то обязательно бы спросила.

Я делала очень много для работы в первый год. Составляла презентации, готовилась к урокам от и до. Общалась с коллегами, когда что-то не понимала. Но в ответ часто получала только какие-то грубости.

Была ситуация, когда я хотела попросить помощи, мне опытный педагог ответила, что я должна сама вообще-то со всем справляться. У неё же, якобы, дети спокойно на уроках сидят.

Остальные, к кому бы я не подходила, говорят, что у них то же самое, что им тоже тяжело. Что нужно просто терпеть.

В младших классах мне вообще не интересно будет работать.

Дети шумные очень, активные.

Мне с таким сложно будет смириться. Я ценю тишину на уроке.

16 мая 2023
Ксения

Я всегда старалась с детьми говорить, выслушивать их, помогать в трудных ситуациях, мирила их между собой, помогала с отметками. Но как-то так получалось, что один класс меня слушает, а другие стоят на ушах. Хотя я такая же, никак не меняюсь.

16 мая 2023
(изменено 16 мая 2023)
Но как-то так получалось, что один класс меня слушает, а другие стоят на ушах. Хотя я такая же, никак не меняюсь.

Ксения, то есть есть классы, в которых Вас слушают? И Вы видите, что Вы приносите пользу и можете "подарить миру счастливых учеников". То есть далеко не все дети в МБОУ СОШ "злые, грубые, неблагодарные", так получается? Важно понимать, что дети не все одинаковые - то, что работает с одним ребенком, то может совсем не работать с другим, то, что подходит для одного класса, может не работать в другом. И это нормально - это часть профессионального опыта учителя, искать подходы к разным детям и разным группам.

Важно осознать, что человек становится профессионалом и достигает успеха только нарабатывая опыт и решая проблемы. После университета у Вас, судя по Вашим словам, сложилось идеализированное представление на основании одного класса в одном лицее, где учитель нашел подход к своим ученикам и настроил их на учебу. А сейчас Вы увидели работу учителя в реальных условиях, где ему приходится быть гибким и изобретательным, хорошо разбираться не только в своем предмете, но и в психологии подростков, так как приходится искать подход к разным детям и классам, и нельзя действовать по одному шаблону со всеми подряд.

Вам имеет смысл работать над проблемой в нескольких направлениях:

  • Расширить круг общения с опытными учителями и наставниками, чтобы привлечь их к решению Ваших проблем. Восстановите контакт с учителем из лицея, где Вы проходили практику, пообщайтесь со своими преподавателями из университета, которым Вы доверяете и у кого можете спросить совета. Ходите на уроки к успешным педагогам, наблюдайте за их манерой решать проблемы, возникающие в классе. Используйте соцсети, чтобы в специализированных группах для педагогов найти там профессионалов, делящихся своим опытом и дающих поддержку молодым учителям, где молодые учителя обмениваются своим опытом и вместе решают возникшие проблемы, поддерживают друг друга.
  • Углубленно изучать психологию детей и подростков, чтобы хорошо понимать, чем обусловлено то или иное поведение их поведение, правильно интерпретировать их реакции и не списывать все на "злость и неблагодарность". Важно знать рычаги влияния на подростков, их наиболее уязвимые места и то, что их привлекает в общении, чтобы заработать авторитет в их глазах. Важно научиться устанавливать контакт не только индивидуально с подростком, но и группой подростков, где своя динамика и свои лидеры мнений. Чем лучше Вы изучите психологию детей и подростков, тем спокойнее и увереннее будете себя чувствовать в роли учителя и наставника, лучше будете понимать свою роль и видеть отдачу от своих усилий. Ведь не всегда то, что подростки демонстрирует во вне, соответствует тому, что у них творится в душе, не всегда они умеют показать свою заинтересованность и благодарность открыто и искренне, боясь показаться другим слабым или "ботаником", и часто скрывают под внешней грубостью свою уязвимость, потребность в поддержке и принятии.
  • Чтобы расширить свое представление о том, какие ещё возможны пути развития карьеры в Вашей ситуации, Вам имеет смысл обратиться в центр занятости молодежи (до 30 лет). Есть центр "Моя карьера" в Москве, например. Если Вы в другом городе, то там есть подобные же центры. В них не только вакансии для молодых, но и услуги по профориентации, помощь в построении карьеры с имеющимся уже образованием или помощь в получении новой специальности. Сейчас учиться можно дистанционно, совмещая это с работой, чтобы не терять заработок, пока не обретете новую специальность.
16 мая 2023
Ксения

Благодарю, мне кажется, что у меня на фоне интересной и увлекательной работы молодого человека, пропал интерес к своей профессии. Может быть, действительно, стоит поискать себя. Потому что желания развиваться в этой профессии у меня пока нет, оно пропало.

Спасибо за советы❤️

16 мая 2023
(изменено 16 мая 2023)

Ксения, желаю Вам найти занятие по душе! Имейте ввиду, что не всегда интересная работа является денежной (Вы сама в этом убедились на примере молодого человека). И. Если Вы хотите иметь не только интересную работу, не готовы "гореть и жить только работой", но и желаете обеспечить себе материальный комфорт и безопасность, то в большинстве случаев придется быть готовой к компромиссу, пожертвовать чем-то, чтобы получить наиболее важное (в какие моменты это будут деньги, в какие-то моменты это будет потребность в признании, в какие-то моменты желание новизны и тд и тп). К тому же даже любимая работа и хороший коллектив не всегда приносят одно лишь удовлетворение и счастье, но и бывают в тягость (от них тоже устают и они тоже надоедают, там тоже возникают проблемы, недопонимания, конфликты, кризисы и тд).

16 мая 2023
Ксения

Вы абсолютно правы. Я сконцентрировалась на негативе, потому что его было много в последнее время. Я стала лучше себя чувствовать после общения с вами!

Остались ещё, конечно, вопросы, касающиеся того, что я завидую молодому человеку и не могу до конца радоваться его успехам. Хотя понимаю, что это совсем уже глупо.

Надеюсь, что в ближайшее время у меня появятся средства для общения с психологом в индивидуальном, конфеденциальном формате)

16 мая 2023
Остались ещё, конечно, вопросы, касающиеся того, что я завидую молодому человеку и не могу до конца радоваться его успехам. Хотя понимаю, что это совсем уже глупо.

Ксения, зависть к чужим успехам и радостям - это неплохое чувство, если оно не толкает Вас на то, чтобы навредить человеку, который преуспел, не возбуждает желания унизить и обесценить достижения другого. Зависть хороша тем, что часто мотивирует, чтобы самому развиваться, беря себе за ориентир успехи другого -подталкивает осмыслить свою жизнь и поставить себе новые цели, сделать новые шаги к улучшению своей жизни. Так что радоваться за другого не обязательно - главное не вредить ему, а черпать мотивацию для своего движения вперед в успехах другого человека.

Если консультация помогла Вам разобраться с Вашим вопросом, то можете завершить консультацию и оставить отзыв. Для этого в разделе "Действия" выберите опцию "Завершить" и откроется окошко для отзыва.

Отзыв о консультации

Я получила ответы на свои вопросы, спасибо большое. Мне было трудно справиться с выгоранием, но сейчас всё намного лучше. К сожалению, нет возможности сейчас пойти к психологу. Но я постараюсь в ближайшее время записаться, чтобы решить все свои проблемы.

Ксения