Все статьи

Эрос и Психея. Расстаться, чтобы любить

17 мая 2019
2805

Любовь и расставания, пожалуй, самые частые темы психотерапевтических запросов, литературных, музыкальных, художественных произведений. С ними человек оказывается наиболее близок к чему-то важному. В искусстве любовь выражается и в образе, созданным художником, и является одновременно той энергией, которая поднимает его руку, чтобы творить. Также и в душе человека, любовь – это образ другого и та энергия, которая возникает в движении к нему.

Много слов о любви написано и сказано: «две вечных подруги – любовь и разлука»; «любовь, зачем ты мучаешь меня? »; «любви всё время мы ждём как чуда, хотя должна она сгореть без следа». Наслаждение, страсть, безответная любовь, измены, запретное влечение, любовные треугольники – то, что узнаёт в своей жизни так или иначе каждый вместе с разочарованием и болью.

Возможна ли любовь без боли и страданий? Бог любви Эрос имел в своём арсенале два вида стрел: золотые с голубиными перьями, вселяющие в сердца любовь и другие – свинцовые с совиными перьями, вселяющие безразличие. И значит, разными сторонами любви являются и желание, и не желание, она состоит из этих противоречий, которые встречаются в душе человека. Один из самых известных мифов и легендарная любовная история «Эрос и Психея» рассказывает нам об этом.

Психе́я, или Психе́ (др. -греч. Ψυχή) — «душа», «дыхание».

Эрос, также Эрот (др. -греч. Ἔρως) — бог любви в древнегреческой мифологии, спутник и помощник Афродиты.

Бог Эрос должен был вселить любовь в сердце земной девушки Психеи к самому ужасному существу не свете, потому что Афродита позавидовала её красоте. Но исполняя желание матери Эрос укололся своей же стрелой и сам не на шутку влюбился в Психею. Он сделал её своей женой и взял в райский сад, где они могли наслаждаться друг другом при одном условии – Психея не должна видеть своего супруга. Она радовалась беззаботной жизни в райском саду, не зная печали. Но сестры Психеи говорили снова и снова, что её муж – ужасное чудовище. Любопытство и сомнения взяли верх, девушка решила убить супруга, если он чудовище. Ночью, когда Эрос заснул, она взяла нож в руку и поднесла лампу, чтобы рассмотреть его. Но вместо ужасного чудовища увидела в своей кровати прекрасного юношу. При виде его красоты Психею охватила трепетная дрожь - так, что несколько капель раскалённого масла со светильника попали на его кожу. Эрос проснулся от боли и заметил нож в руках любимой. Увидев такое предательство, он сразу улетел. Бедная девушка, поняв свою ошибку, умоляла не покидать её, цеплялась за него, но лишь упала за пределами райского сада, оставшись наедине со своим горем и печалью.

Спустя время Психея отправляется к Афродите и просит её помочь найти Эроса. Афродита даёт ей невыполнимые задания. После нескольких таких заданий, с которыми Психея справилась, Афродита приказала ей спуститься в Нижний Мир, чтобы взять у Персефоны шкатулку с частицей её красоты. Психея и не ведала о намерениях богини, которая надеялась на то, что девушка просто не выдержит столь опасного пути в царство мёртвых. Однако, несмотря ни на что, ей удалось достичь цели. Получив шкатулку у Персефоны, Психея открыла её в надежде вернуть себе любовь Эроса, но вместо этого погрузилась в глубокий сон, подобный смерти. В то время Эрос уже искал свою любимую и найдя её в забвении, пронзил сердце Психеи стрелой любви, от которой она ожила. Эрос попросил у Зевса усмирить Афродиту. Глава Олимпа принял сторону влюблённых и сделал Психею бессмертной богиней.

Произошла ли с Психеей (душой) в этом мифе «плохая» история, когда она теряет Эроса? Наше сознание постоянно оценивает: хорошо-плохо, больно-не больно, разумно-не разумно и так далее, но большинство внутренних процессов человеческий разум не замечает, пока не происходит то, что создаёт конфликт. Это как дышать и не думать об этом. Но когда процесс затрудняется, тогда включается сознание. То есть, по сути, именно сбои, конфликты, болезненные состояния с точки зрения сознания его же и включают.

Человек, встречаясь с проблемами, вызванными любовными отношениями, начинает как бы всматриваться в партнёра, чтобы понять его и одновременно знакомится с собой, ведь принять что-то новое возможно только через качества собственной души, которые не всегда легко обнаружить, как различить в темноте то, что было не видно. Каждый в паре влюблённых вынужден со временем обнаружить различия: привычки, поведение, ценности, приоритеты, интересы, способность выражать чувства... Также как Психея поднесла лампу к Эросу и увидела не то, что ожидала, в результате чего потеряла райский сад и прежние отношения с возлюбленным, так и в жизни, влюбленные всегда рискуют, узнавая друг друга ближе.

Могла ли Психея оставаться в райском саду с Эросом, отказавшись от искушения посмотреть на него? Вероятно - нет, ведь если бы сомнения не привели её к желанию видеть возлюбленного, то она бы не узнала - кто она сама. Конфликт создаёт для души препятствие и ведёт к действию, которое открывает новое видение, новые смыслы, новые качества собственной души. Любовь Психеи, по сути, и началась тогда, когда она увидела - кто рядом с ней. Тогда, кого же она любила до этого? И любила ли вообще? Вероятно - себя, своё отражение в другом, свои фантазии о том, кого еще не знала. В жизни так происходит в период романтической любви, когда возлюбленные находятся в мире фантазий, наслаждения, страсти и не редко в этот период любовь действительно бывает «слепа» как Психея до того, как зажгла лампу. Можно ли оставаться в романтических отношениях навсегда «не поднося лампу к другому»? Порой, партнёры пытаются цепляться за прежний рай, сохраняя иллюзию друг о друге, однако, чаще всего, это приводит к плачевным последствиям.

В любых отношениях должно быть место райскому саду, чтобы испытывать наслаждение друг другом. Но если не созрела та часть души, которая способна отходить на расстояние, то путаница «Я» и другого приводит к многочисленным проблемам - сомнениям в выборе партнера, подозрениям, обвинениям и тогда вчерашний рай становится адом. В этот период отношений расставание – буквальное или нет является необходимым. Это значит, что одиночество неизбежно в паре, потому что оно необходимо для отделения друг от друга. В реальности бывает так, что этот период партнёры переживают, оставаясь физически вместе, тогда важно, чтобы каждый двигался и своим индивидуальным путём, не замирая у границ райского сада, не цепляясь за другого. Это действительно не просто, потому что предполагает определённую степень внутренней зрелости, доверия и соучастия. В этот период важно опираться на взаимные интересы, цели, на то, что может давать фундамент отношениям. Но не редко бывает так, что один из пары уходит к новому спутнику, не вынося такого психологического одиночества, в поисках утерянного рая; другой остаётся покинутым. Тот, кто способен переживать одиночество, имеет больше шансов построить в дальнейшем более зрелые отношения, потому что в этом состоянии происходит серьёзная внутренняя работа. Джеймс Холлис писал: «Если вы не готовы к одиночеству, не вступайте в брак» Это сложный путь Психеи, но таков путь любви – через одиночество.

Итак, Психея оказалась одна. Эрос и весь мир будто покинул её, она погрузилась в отчаяние. Именно это чувствуют люди, переживая измену, расставание, уход близкого человека. Это состояние является наиболее болезненным, захватывающим и сложным для души. Что происходит внутри человека, проживающего расставание? Он очень страдает, ему плохо и больно. Для психики это означает возникновение сильных эмоций, глубоких чувств. Эмоционально-чувственная психическая сфера – исток всех других проявлений психической деятельности: поведения, мышления, мотивации. В этой части души находится «кухня психики». То есть для жизни души важно, чтобы внутренние конфликты возникали, а точнее проявлялись из архетипического мира комплексов. Можно сказать, что душе необходимы трудности, чтобы она жила. Любовные отношения затрагивают наиболее глубокие чувства, именно поэтому любить так важно каждому человеку.

В средневековье рыцарь влюблялся в прекрасную даму, мечтая о ней, воспевая её красоту, совершая для неё подвиги. Эта дама, чаще всего, была замужней, то есть недоступной для реальных отношений. В сновидениях мужчин и женщин не редко проигрываются любовные истории, не связанные с реальными отношениями в жизни, но которые, тем не менее, наполнены настоящими чувствами, переживаниями. Так в психике проявляются архетипы Анимы и Анимуса, названные Карлом Юнгом образы противоположного пола в бессознательном человека, которые особенно заметны в сновидениях, романтических грёзах, воображении. Эти образы вбирают в себя и родительские черты, и черты значимых родственников, знакомых, персонажей литературных произведений, кино... Именно эти образы - проводники в архетипический мир любви. Если можно так сказать: с помощью Анимы и Анимуса человек вообще имеет способность влюбляться.

Разрешение конфликтов всегда происходит с участием Анимы и Анимуса. Чтобы принять иное в реальной жизни, в другом человеке, а значит и в себе, необходимо это иное обнаружить и полюбить. У каждого человека время от времени в сновидениях возникают чувства, влечения к мужчинам или женщинам, знакомым и не знакомым. Просыпаясь, сновидец продолжает переживать то, что было во сне, он испытывает не поддельную, а самую настоящую любовь, которая как опыт остаётся с ним навсегда. Чувства как из дневной реальности, так и ночной растворяют противоречия, сближая полюса комплекса.

Человек не может запретить душе любить, а любовь не может не влиять на жизнь. Это потребность психики испытывать любовь сравнима с инстинктом. Зигмунд Фрейд это влечение связывал с сексуальностью, Карл Юнг расширил понятие либидо до общей психической энергии жизни и развития. В «Символах трансформации» он пишет: «Сущность либидо составляют эмоциональные состояния или аффекты».

Психея, оказавшись в состоянии покинутости, погружается в отчаяние, то есть испытывает аффект, у неё возникает желание найти Эроса. Из аффекта появляется энергия, которая «поднимает руку художника». Душа человека - как Психея в состоянии поиска, влечения начинает жить, двигаться, "писать новую картину», идёт в неизвестность. Когда человек, потерявший любовь, страдает, это свидетельствует о живости души. Тот, кто не обладает способностью страдать, далёк от возможности любить.

Джеймс Хиллман писал о качестве Эроса как разбивающей и соединяющей творящей энергии: «Эрос необходим как фигура сопричастная имагинальному миру, через который смертный поддерживает связь с богами... К имагинальному мы приобщаемся, прежде всего, посредством заинтересованной любви; такая любовь создается верой, нуждой и страстным желанием. Мы должны страстно хотеть её, даже если не в силах внушить любовь. " Эта идея раскрывает необходимость расставания души (Психеи) и любви (Эроса) для того, чтобы возникали вера, нужда и страстное желание. Душа не будет живой, если нет этого дефицита, обеспечивающего непрерывное движение либидо.

Любовь как энергия необходима в любой сфере человеческой жизни – отношениях, работе, творчестве, путешествиях... Всё начинается с любви. В обратном случае, душа страдает от пустоты замыслов и отсутствия либидо для их реализации. Энергия любви – сексуальная энергия - энергия развития – творческая энергия – это процесс, протекающий постоянно внутри психики человека, необходимый ему для жизни. И какие каналы она выбирает, связано с индивидуальным психическим ландшафтом человека, его бессознательными и сознательными выборами.

Психея проходит через мучительные испытания любовью с «нечеловеческими» задачами Афродиты. Афродита или «сама любовь» мучает её. В конце пути Психея оказывается в царстве мёртвых. Это состояние можно сравнить со «смертью» прежнего Эго, прежнего сознания. Чтобы возникло новое, важно пережить смерть прежнего - осуществить этот переход через мир мёртвых. Как бы красиво не звучала эта идея в мифе, такое состояние души не редко - невыносимая задача для человека, когда потеряв любимого человека, переболев одиночество, пережив любовные муки, погрузившись в отчаяние, смирившись с тем, что прежнюю любовь не вернуть, так и знать - ждёт ли что-то впереди. Этот путь по силам не каждому. Но каждый идёт его всю жизнь в своём ритме и ландшафте внутреннего мира.

Когда путь пройден, тогда возможно появление «нового Эроса» как нового взгляда на другого. Путь Психеи был труден, многое изменилось. Она потеряла иллюзии беззаботной жизни в раю, оказалась в одиночестве, пережила любовные мучения, потеряла себя, но ожила от стрелы Эроса. Она не была прежней Психеей и смотрела на него другим взглядом. Этот взгляд вы можете почувствовать внутри себя особенно ярко, когда, например, встречаясь с бывшим возлюбленным, с которым пережили расставание, смотрите на него будто «другими глазами». Он может быть вам интересен, может нет, вы можете даже снова влюбиться в него или думать - «как можно было любить этого человека», однако вы видите его другим - через призму своего опыта и пройденного пути.

Путь Психеи пара может проходить без буквальных расставаний, в присутствии друг друга, в этом случае важно, чтобы оба двигались индивидуально, могли психологически расставаться, чтобы продолжать любить. В период расставания Анима и Анимус поддерживают символическую связь в паре, наделяя образы друг друга привлекательностью и влечением. Расставания похожи на разные дорожки в лесу, на которых каждый собирает свои дары и тогда встречи становятся интересны. Эти дары как символы обновления, развития, нового в душе. Хотя и надо признать, что так бывает не часто, ведь у каждого человека свой индивидуальный ритм, внутренние задачи, психические возможности и ограничения. Например, не редко случается, что оба или один в паре выбирает «забвение в райском саду», не увидев партнёра таким, какой он есть, тогда мы наблюдаем всякие варианты созависимых отношений, в которых другой так и остаётся не увиденной собственной тенью. Или, например, когда кто-то из супругов вступает во внебрачные отношения снова и снова, что похоже на застревание у границ райского сада, поиск утерянного рая, тогда мы наблюдаем проживание одного и того же комплекса, захваченность им. Есть пары, которые расстаются, оставаясь при этом в дружеских отношениях, с благодарностью вспоминая, что подарили друг другу на совместном пути и это может быть этапом индивидуального развития каждого.

Путь Психеи, души человека к любви - не мужской и не женский. Любому человеку приходится переживать как боль, так и наслаждение в любви. В психике есть одновременно и Эрос, и Психея. Выбирая партнёра, влюбляясь, важнее всего оказывается то, насколько живым в присутствии другого ощущает себя человек, даже если это не просто.

В конце мифа Эрос просит у Зевса сделать Психею богиней. Она была человеком до этих испытаний, а становится бессмертной. Он просит «обожествить» путь её мучений, что означает наполнить нуминозным её перерождение. В реальности, мы чувствует в какие-то моменты своей жизни, что, не смотря на трудности пройденного этапа жизни, не променяем этот путь ни на какой "райский сад", осознавая, что именно на нём и были живыми, не смотря ни на что. Мы признаём свой путь любви как нечто ценное, индивидуальное, самостное, архетипическое и божественное.

Любовь Психеи к Эросу ведёт её в неизвестность. Переживая наслаждение, сомнения, одиночество, страдание, полное отчаяние и забвение, вновь оживая благодаря любви, она становится богиней – символом бессмертия Души человека.