Все статьи

Мечты о счастье ведут к депрессии

03 сент. 2019
1141

Пару лет назад я опубликовала статью "В чем заключается счастье?", где содержатся исследования и представления о счастье разных специалистов - от древних философов Платона и Аристотеля до врачей и педагогов современности. Особый упор делается на том, что нынешнее поколение растет в убеждении, что счастье — это естественное состояние человека, необходимое условие его жизни. И что счастье это можно приобрести, купив хороший дом, престижную машину, получив высокую должность, питаясь дорогими продуктами, легко получив кредит на приобретение чего ты хочешь и тд. То есть счастье в том, чтобы что-то иметь - престижное, разрекламированное, дорогое, которое возводит тебя в ранг "избранных" - счастливых обладателей. И это ловушка, которая делает несчастными молодое поколение, растущее потребителями товаров и услуг, видящее в этом смысл и счастье, но по сути не получающее тот эффект, на который они рассчитывали.


Сейчас я хотела бы затронуть тему счастья с ещё одной довольно неожиданной стороны. Интересные психологические наблюдения, подтвержденные экспериментально, говорят о том, что идеализация счастья, возведение его в основную цель и мерило своей жизни — ключевой фактор риска развития клинической депрессии и снижения уровня эмоционального благополучия. Стремление к счастью дает прямо противоположный результат: переоценивая его важность, мы становимся особенно чувствительными к стрессу и увлекаемся бесплодным самобичеванием, преувеличиваем свои проблемы и ошибки. Хочу привести выдержки экспериментов из статьи некропсихотерапевта Жюли Реше "Почему позитивный настрой ведет к депрессии":


"Не так давно западный мир одолела эпидемия безосновательной уверенности, что человек создан для счастья. С тех пор мы не только руководствуемся целью стать счастливыми в нашей индивидуальной жизни, но и измеряем счастьем качество отношений с другими. Считается, что романтические, семейные, дружеские связи работают, если людям удается осчастливить друг друга. Казалось бы, что не так с желанием быть счастливым и сделать счастливыми других? Ключевая проблема в том, что, когда мы перестаем сомневаться в чем-то и возносим его до абсолютного добра, оно превращается в репрессивную моральную догму.


Современная биомораль продвигает аксиому: тот, кто счастлив, — образец для подражания и хороший человек; тот, кто плохо себя чувствует, — плохой человек.

По словам словенского философа (Аленки Зупанчич), моральный императив счастья и одновременно невозможность ему соответствовать превращают нас в наш собственный ГУЛАГ. Мы не просто несчастны — мы многократно усиливаем наше несчастье, укоряя себя за аморальность, ведь мы не соответствуем основному моральному требованию современности.

Стремление к счастью дает прямо противоположный результат: переоценивая его важность, мы становимся чересчур внимательными к симптомам стресса и увлекаемся бесплодным самобичеванием.


Исследователи провели эксперимент: двум группам людей они предлагали решить ряд заданий, но в разных условиях. Участников из первой группы разместили в «счастливой комнате», то есть в среде, которая акцентировала ценность счастья: здесь были мотивационные плакаты, популярные книги о счастье и записки с вдохновляющими фразами. Кроме того, экспериментатор демонстрировал важность ощущения счастья, ведя себя бодро и позитивно. Он приветствовал участников в «счастливой комнате» такими словами: «Извините, компьютер не работает в комнате, в которой я проводил тестирование. Нам придется использовать эту. Не обращайте внимания на мои вещи, я учился в этой комнате. Вы читали какую-нибудь из этих книг раньше? Моя мама подарила их мне, чтобы они помогли мне в этом году, и они мне очень помогли! Я просто думаю, что оставаться позитивным очень важно, понимаете? Быть перегруженным стрессом или грустью — такая трата времени. Эти книги показали мне, как не позволить негативу одолеть меня и оставаться счастливым».

Вторая группа работала в нейтральной среде. Задания у всех изначально были невыполнимыми, но участники об этом не знали.


Эксперимент показал, что участники, которые пытались решить невыполнимые задания в «счастливой комнате», в три раза больше зацикливались на своей неудаче.

Они были намного более несчастными по сравнению с теми, кто тоже потерпел фиаско, но занимался в «нейтральной комнате».