КонсультацииЛичностные проблемы

Не чувствую почти никаких эмоций, копирую их с людей. Как понять своё состояние?

378
13 авг. 2023
Евгения
Уже в юном возрасте я начала догадываться, что ощущаю себя не так, как остальные. Я долгое время повторяла за другими их реакцию и язык тела, думая, что все просто изображают эмоции, но потом я поняла, что другие люди не притворялись, а реально что-то чувствуют. Я уже настолько привыкла играть в эти эмоции, что на автопилоте делаю то, что подходит для конкретной ситуации, но внутри не чувствую почти ничего. Например единственное, что я ненавижу, это когда животным причиняют боль. При этом, когда умирают близкие, я не чувствую ничего, и в ситуациях, когда другому было бы стыдно, я тоже ничего не чувствую.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
13 авг. 2023
(изменено 13 авг. 2023)

Евгения, здравствуйте. Состояние, которое вы описываете похоже на алекситимию. По факту это не является диагнозом, это ваш способ существования в мире усвоенный в детстве. Является Особым состоянием, которое характеризуется трудностью в понимании собственных чувств, невозможностью различать тонкие нюансы своих переживаний и сложностью с их выражением (как с помощью жестов, позы и мимики, так и при словесном общении с другими людьми).

Люди с алекситимией как бы вычеркивают чувства из своей жизни, заменяя их размышлением, у них самым важным становится не прожить чувства а понять. На вопрос что ты сейчас чувствуешь, алекситимики часто отвечают: "ничего не чувствую".

Клод Штайнер, мастер практической психологии, описал такую потерянность человека как следствие обесценивания и игнорирования ребёнка родителями в детстве. Игнорирование, в определении Штайнера, это способ, которым родители и другие люди, окружающие ребёнка, препятствуют развитию его интеллектуального потенциала и подавляют его способность к пониманию окружающего мира. Запрет мыслить и познавать мир, полученный в детстве, может сопровождать человека всю жизнь и не позволять ему качественно её проживать. Разновидностей запретов очень много, самые популярные, двенадцать, в том числе «не чувствуй», описаны в работе Мэри и Роберта Гулдингов «Психотерапия нового решения». Запрет «не чувствуй» сопровождается ещё несколькими запретами, уточняющими, как именно, когда и почему человеку лучше не испытывать эмоции. Например, «не будь слабой», «не плачь, а делай» или «не ной по пустякам». Каждый человек может сам находить такие запреты в своих действиях, погружаясь внутрь себя и анализируя – интуитивное прозрение. Запрет перерешается разрешением, то есть избавлением от частицы «не», которую он обязательно содержит.

Постарайтесь вспомнить какие запреты о чувствах вам давали в детстве? Как реагировали родители/воспитатели/учителя на ваши чувства? Что делали/говорили?

* ознакомьтесь с условиями консультации для понимания процесса нашей работы