КонсультацииОтношения родителей и детей
Ребёнок пошёл в школу и стал очень тревожным. Что делать?
Здравствуйте, Марина
Понимаю ваше беспокойство по поводу того, что происходит с вашим ребенком.
Если вас устраивают условия бесплатной консультации, я готов ее провести для вас.
Да, устраивает
Марина, я должен сказать, что этические нормы психолога не позволяют работать с третьим лицом, в данном случае это ваш ребенок. Я могу работать только с тем, кто непосредственно обращается за помощью, то есть с вами.
Исходя из этого, что вы, как мама, хотели бы понять, узнать, к каким результатам хотели бы прийти во время нашей работы?
Этот возраст (6 лет) завершает дошкольный возрастной период. В 7 лет (плюс минус) дети проходят очередной кризис. После чего вступают в младший школьный возраст (7-11 лет).
То есть по сути ребенок в этом возрасте на полном ходу сталкивается с трудностями, которые ждут его в школьном периоде.
Вот он был малышом, ходил в детский сад, не был обременен какими-то серьезными обязанностями, много играл, даже занятия, которые он посещал (если не брать во внимание всякие травмирующие детскую психику истории типа профессионального спорта, бальных танцев и подобного), были рассчитаны на его возраст и больше напоминали игру, чем серьезное обучение.
И вдруг внезапно весь мир становится с ног на голову. Начинаются процессы обучения, которые совсем не похожи на игру. А дошкольный возраст еще не закончился. Ребенку все также хочется играть, отдыхать и совсем не хочется внезапно взрослеть, тратить время на сложную, непонятную и не очень интересную деятельность. А еще и учитель оказывается со своим видением ситуации и своим подходом. И вот первый конфликт, логичный испуг, страх, зажатость, попытка избегать неприятной ситуации, неприятного педагога.
У ребенка возникает явное несоответствие его возрастных потребностей и той ситуации, в которой он оказывается из-за социальных требований, необходимости подготовке к школе, вашего, как родителя, видения того, чем ему стоит заниматься, особенностей педагогического процесса.
И как симптом нереализованных потребностей, отсутствия нормальной возможности выразить все эти переживания дома (из-за особенностей взаимоотношений с родителями и из-за того, что психика ребенка в этом возрасте не готова к рефлексии, самоанализу) - возникают разные неприятные проявления.
В вашем случае возникла тревога. Тревога - это попытка тестирования будущего на возможные вероятности тех или иных событий. У ребенка уже есть опыт, например, конфликта с преподавателем. И ему тревожно, он тестирует будущее и видит вероятность такого конфликта в будущем. У ребенка есть опыт того, что из-за уже возникшей тревоги, например, после конфликта с педагогом, он хуже усваивает материал. За это его скорее всего как-то накажут (даже если это будет просто замечание на словах, упрек все равно это наказание с точки зрения ребенка) - или прямо в процессе обучения или дома. И вот ему уже тревожно от того, что он снова что-то не поймет и нарвется на очередное наказание. Уже две причины для тревоги. И если разбираться в ситуации поглубже, думаю, мы найдем еще несколько причин.
Есть такое понятие - порочный круг тревоги. Это когда сам факт того, что мы о чем-то тревожимся, вводит нас в стрессовое состояние, которое еще больше пугает нас своими физиологическими проявлениями, из-за чего уровень тревоги еще больше возрастает - и так по кругу вплоть до панических атак, нервных срывов и прочих неприятных штук.
Что мы можем сделать чтобы помочь? Прерывать этот круг на любом этапе.
Если ребенок тревожится - первое, что надо сделать - продемонстрировать ему искреннюю родительскую любовь, поддержку и принятие. Чтобы он знал, что любят его дома не за оценки и достижения, а просто за то, что он есть. Это даст ему чувство безопасности и автоматически снизит ту часть тревожности, которая подпитывается опасением получить "по шапке" от родителей за отсутствие успехов в обучении.
С ребенком надо поговорить и обсудить, как он считает, с чем связано его состояние - его слезы, его поведение перед уроком и тд и тп. Если не хочет говорить или закрывается - не давить, не настаивать. Но ненавязчиво время от времени возвращаться к этой теме. Может быть, рано или поздно расскажет. Узнав его версию, поинтересоваться как он считает, чем родители могут ему здесь помочь? Если он не предлагает вариантов, а в силу возраста ему еще и не положено заниматься прогнозами, предложите сами какие-то варианты, чтобы помочь ему справиться с причинами тревоги - вплоть до смены преподавателя, места учебы.
Хорошо работает мотивация, подкрепление - в разумных пределах как-то поощрять, купить что-то, сходить с ним куда-то, чтобы он понимал, что это все не просто так, потому что надо, а как игра - прошел уровень, получил приз и тд.
То, что жизнь трудна и наполнена болью в 6 лет понимать ему еще не обязательно. Вы вряд ли испортите его, если на этом этапе будете как-то поощрять его успехи и стараться не наказывать, а поддерживать и мотивировать его в случае неуспехов.
Также стоит посмотреть - не появились ли у ребенка проблемы со сном, с режимом дня, с режимом питания из-за новых занятий. Может быть он просто физически устает с непривычки, и симптом тревожности в том числе вызван и банальной физической усталостью, проблемами с режимом сна, питания, возросшей нагрузкой. Тогда стоит может быть уменьшить нагрузку, убрать хотя бы 1 из 4 занятий. И внимательно следить за режимом - чтобы спал сколько нужно, ел сколько нужно и что нужно, получал витамины, необходимые в этом возрасте.
И самое главное - чтобы хоть где-то у него было убежище, тихая гавань, где всегда примут, поймут, проявят любовь, обнимут и поддержат.
После прочтения таких рекомендаций, обычно у родителей возникают собственные конфликты из-за несоответствия своих потребностей, желаний и сложившейся ситуации 😄 И вот поэтому я и спрашиваю, что вы, Марина, хотели бы получить от нашей консультации, какого результата хотели бы достичь?
Клиент перестал отвечать, прошло 3 дня. Закрываю консультацию.