КонсультацииОтношения родителей и детей

Ребёнок пошёл в школу и стал очень тревожным. Что делать?

93
11 нояб. 2024
Марина
Ребенок 6 лет в этом году начал ходить в школу раннего развития и школу искусств, занятость 4 дня в неделю. Появилась тревожность, когда заходит в кабинет еле себя сдерживает, иногда начинает плакать, просит, чтобы ждала его около дверей, даже место показывает. Эта тревожность мешает в обучении, плохо слушает, не может повторить, не запоминает, очень тихо говорит, когда просит ответить. Началось недавно, после того как один из учителей, как ему показалось, накричала на него.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
11 нояб. 2024

Здравствуйте, Марина

Понимаю ваше беспокойство по поводу того, что происходит с вашим ребенком.

Если вас устраивают условия бесплатной консультации, я готов ее провести для вас.

11 нояб. 2024
Марина

Да, устраивает

11 нояб. 2024

Марина, я должен сказать, что этические нормы психолога не позволяют работать с третьим лицом, в данном случае это ваш ребенок. Я могу работать только с тем, кто непосредственно обращается за помощью, то есть с вами.

Исходя из этого, что вы, как мама, хотели бы понять, узнать, к каким результатам хотели бы прийти во время нашей работы?

11 нояб. 2024

Этот возраст (6 лет) завершает дошкольный возрастной период. В 7 лет (плюс минус) дети проходят очередной кризис. После чего вступают в младший школьный возраст (7-11 лет).

То есть по сути ребенок в этом возрасте на полном ходу сталкивается с трудностями, которые ждут его в школьном периоде.

Вот он был малышом, ходил в детский сад, не был обременен какими-то серьезными обязанностями, много играл, даже занятия, которые он посещал (если не брать во внимание всякие травмирующие детскую психику истории типа профессионального спорта, бальных танцев и подобного), были рассчитаны на его возраст и больше напоминали игру, чем серьезное обучение.

И вдруг внезапно весь мир становится с ног на голову. Начинаются процессы обучения, которые совсем не похожи на игру. А дошкольный возраст еще не закончился. Ребенку все также хочется играть, отдыхать и совсем не хочется внезапно взрослеть, тратить время на сложную, непонятную и не очень интересную деятельность. А еще и учитель оказывается со своим видением ситуации и своим подходом. И вот первый конфликт, логичный испуг, страх, зажатость, попытка избегать неприятной ситуации, неприятного педагога.

У ребенка возникает явное несоответствие его возрастных потребностей и той ситуации, в которой он оказывается из-за социальных требований, необходимости подготовке к школе, вашего, как родителя, видения того, чем ему стоит заниматься, особенностей педагогического процесса.

И как симптом нереализованных потребностей, отсутствия нормальной возможности выразить все эти переживания дома (из-за особенностей взаимоотношений с родителями и из-за того, что психика ребенка в этом возрасте не готова к рефлексии, самоанализу) - возникают разные неприятные проявления.

В вашем случае возникла тревога. Тревога - это попытка тестирования будущего на возможные вероятности тех или иных событий. У ребенка уже есть опыт, например, конфликта с преподавателем. И ему тревожно, он тестирует будущее и видит вероятность такого конфликта в будущем. У ребенка есть опыт того, что из-за уже возникшей тревоги, например, после конфликта с педагогом, он хуже усваивает материал. За это его скорее всего как-то накажут (даже если это будет просто замечание на словах, упрек все равно это наказание с точки зрения ребенка) - или прямо в процессе обучения или дома. И вот ему уже тревожно от того, что он снова что-то не поймет и нарвется на очередное наказание. Уже две причины для тревоги. И если разбираться в ситуации поглубже, думаю, мы найдем еще несколько причин.

Есть такое понятие - порочный круг тревоги. Это когда сам факт того, что мы о чем-то тревожимся, вводит нас в стрессовое состояние, которое еще больше пугает нас своими физиологическими проявлениями, из-за чего уровень тревоги еще больше возрастает - и так по кругу вплоть до панических атак, нервных срывов и прочих неприятных штук.

Что мы можем сделать чтобы помочь? Прерывать этот круг на любом этапе.

Если ребенок тревожится - первое, что надо сделать - продемонстрировать ему искреннюю родительскую любовь, поддержку и принятие. Чтобы он знал, что любят его дома не за оценки и достижения, а просто за то, что он есть. Это даст ему чувство безопасности и автоматически снизит ту часть тревожности, которая подпитывается опасением получить "по шапке" от родителей за отсутствие успехов в обучении.

С ребенком надо поговорить и обсудить, как он считает, с чем связано его состояние - его слезы, его поведение перед уроком и тд и тп. Если не хочет говорить или закрывается - не давить, не настаивать. Но ненавязчиво время от времени возвращаться к этой теме. Может быть, рано или поздно расскажет. Узнав его версию, поинтересоваться как он считает, чем родители могут ему здесь помочь? Если он не предлагает вариантов, а в силу возраста ему еще и не положено заниматься прогнозами, предложите сами какие-то варианты, чтобы помочь ему справиться с причинами тревоги - вплоть до смены преподавателя, места учебы.

Хорошо работает мотивация, подкрепление - в разумных пределах как-то поощрять, купить что-то, сходить с ним куда-то, чтобы он понимал, что это все не просто так, потому что надо, а как игра - прошел уровень, получил приз и тд.

То, что жизнь трудна и наполнена болью в 6 лет понимать ему еще не обязательно. Вы вряд ли испортите его, если на этом этапе будете как-то поощрять его успехи и стараться не наказывать, а поддерживать и мотивировать его в случае неуспехов.

Также стоит посмотреть - не появились ли у ребенка проблемы со сном, с режимом дня, с режимом питания из-за новых занятий. Может быть он просто физически устает с непривычки, и симптом тревожности в том числе вызван и банальной физической усталостью, проблемами с режимом сна, питания, возросшей нагрузкой. Тогда стоит может быть уменьшить нагрузку, убрать хотя бы 1 из 4 занятий. И внимательно следить за режимом - чтобы спал сколько нужно, ел сколько нужно и что нужно, получал витамины, необходимые в этом возрасте.

И самое главное - чтобы хоть где-то у него было убежище, тихая гавань, где всегда примут, поймут, проявят любовь, обнимут и поддержат.

11 нояб. 2024

После прочтения таких рекомендаций, обычно у родителей возникают собственные конфликты из-за несоответствия своих потребностей, желаний и сложившейся ситуации 😄 И вот поэтому я и спрашиваю, что вы, Марина, хотели бы получить от нашей консультации, какого результата хотели бы достичь?

14 нояб. 2024

Клиент перестал отвечать, прошло 3 дня. Закрываю консультацию.