КонсультацииЛичностные проблемы
Как добиться уверенности в профессиональной сфере?
Добрый день, Ася. Меня зовут Софья, я готова вам помочь. Пожалуйста, ознакомьтесь с моими условиями бесплатной консультации, после чего мы сможем продолжить.
Софья, я готова работать
Ознакомилась с вашим запросом. Зачастую нам действительно трудно принять критику, даже если она звучит по делу. При этом, обратная связь о проделанной работе крайне важна для того, чтобы совершенствовать свои навыки.
Часто случается так, что мы смешиваем личное и профессиональное, это распространенная ситуация.
На подсознании всегда вопрос "ты уверена, что права? ", "это действительно интересно и нужно? "
Возможно, вы пережили опыт, когда вас «засудили» незаслуженно, либо ваши личные отношения с кем-то из коллег претерпели изменения в худшую сторону на фоне профессиональных разногласий, из-за чего вы переживаете страх повторения подобного развития событий.
Расскажите про ваш опыт, когда вас критиковали незаслуженно и к каким последствиям это приводило для вас? В чем индивидуально для вас заключается разница в ситуациях, когда вы согласны с критикой в ваш адрес и когда не согласны? Обидно ли вам в обоих случаях?
Старшая коллега после конференции высказала что "это же и так всем понятно". В доброжелательной манере, потом пришла даже извинилась за эти слова. В тот момент они не были неприятны, но закрепились. Понимание, что я не могу принести ничего значительного и нового, не могу контролировать это будет воспринято положительно или с негативом. Научилась своей индивидуальной "фишке", разрабатываю редкие темы за которые мало кто берется - это должно было бы помочь в утверждении себя как профессионала.
Существует всегда субъективность восприятия. От учителей критика всегда присутствовала - это желание довести до идеала любую работу. После моего экспертного мнения в сторону заслуженного преподавателя получила негатив "кто она такая, чтобы критиковать". Очень болезненно научилась разделять критику профессиональных поступков и личных (через ситуацию).
Сфера довольно серьезная (на стыке науки и педагогики), постоянно в чтении и изучении новой литературы, и всегда кажется что при этом я не дотягиваю до такого уровня.
Недавно прилетела критика очень резкая (я была шокирована и огорошена, после 10 лет профессиональной деятельности на максимуме своих возможностей слышать такое было очень болезненно. Возник вопрос, а зачем я продолжаю это делать если при таком большом вкладе сил и времени я не получаю качественный результат. Постоянно ношу в себе предвосхищение негативной оценки со стороны более старших (как и более профессиональных, так и нет) коллег.
Давайте разберем ситуацию на примере вашей коллеги, которая извинилась перед вами, после того, как позволила себе неосторожно прокомментировать вашу работу. Человек в этой ситуации признал, что был не прав в своем высказывании.
Старшая коллега после конференции высказала что "это же и так всем понятно". В доброжелательной манере, потом пришла даже извинилась за эти слова. В тот момент они не были неприятны, но закрепились.
Высказывание случайной абстрактной коллеги может быть спровоцировано множеством факторов: например, у коллеги мог быть плохой день, головная боль и так далее. Это задело вас косвенно и принесло плохой опыт, о котором вы вспоминаете и вам неприятно. Само собой, это совершенно несправедливо. Настроение, самочувствие и личностные особенности ваших коллег - факторы, на которые вы никак не сможете повлиять.
Очень болезненно научилась разделять критику профессиональных поступков и личных (через ситуацию).
Если тяжело справляться с негативными мнениями в свой адрес, в условиях коллектива, построенного по принципу «вторая семья», вы можете поступить так: попробуйте препарировать критику в ваш адрес на составляющее.
В качестве одного из вариантов, предложу упражнение, которое поможет менее болезненно разделять контекст:
Возьмите листок бумаги. Вспомните высказывание, которое помните максимально точно. Разложите его на четыре составляющее (нагляднее построить таблицу): 1. То, как высказывание на самом деле звучит (+ для себя отмечать, кто автор высказывания); 2. То, что на самом деле не соответствует действительности и могло быть сказано для усиления эффекта подчинения вас чужому мнению (мы никогда не исключаем вариант, что негативные высказывания могут быть направлены и с манипулятивной целью); 3. То, что действительно может послужить для вас уроком, конструктивная часть критики; 4. Как бы звучала та же самая мысль, если бы вы адресовали ее кому-то из своих коллег.
Из четырех пунктов, содержание 3 и 4 зависит в большей мере от ваших усилий. Содержание 1 и 2 пункта является, в большей мере, продуктом мышления и эмоций автора высказывания (грубо говоря, может не зависеть напрямую от качества вашей работы).
Предполагаю, что в процессе работы над этим упражнением, вы для себя сможете выявить определенные закономерности, проанализировав которые, вы сможете частично рационализировать подход к реагированию на «критику».
Мы можем вместе разобрать пример, в контексте этого упражнения.
Возник вопрос, а зачем я продолжаю это делать если при таком большом вкладе сил и времени я не получаю качественный результат.
Действительно ли в вашей сфере существует «качественный результат»? Существуют ли перед глазами примеры людей, которые этого результата достигают, на которых вы хотели бы равняться? Считаете ли вы, что 100% одобрение окружающих - признак качества вашей работы?
За упражнение спасибо, буду использовать.
Этот паттерн "что ты можешь сказать более опытному коллеге" повторяется неоднократно, как будто в своем возрасте я еще не имею права кем-то являться в проф. Кругах.
Одобрение окружающих, пожалуй, единственный критерий успешности в сфере. Номинально можно иметь галочки в графе "опубликовать статью", но качество самой статьи будет определяться коллегами (и теми с кем работаю, и теми кто на расстоянии прочтет). При этом меня волнует только мнение моих непосредственных коллег.
Пытала инсценировать ситуации провала в уме, чтобы посмотреть как я буду реагировать - все равно их оценка для меня значит больше, чем объективные показатели и мое мнение. Как понять что моего опыта достаточно?
Смотрю за работой одного специалиста, которая ведет блог (проф. + немного личного). Искренне восхищаюсь ее смелостью - она на пару лет старше, при этом проявляется во множестве видов деятельности (преподавание, практика, наставничество, блог). Не понимаю где черпать такую же уверенность в собственных силах...
Ася, модель, в которой вы «застряли», выглядит примерно так: происходит ситуация в рамках рабочего процесса - вы вспоминаете аналогичную ситуацию - активируется предубеждение «меня засудят», «никому не понравится» - повышается бдительность к себе, вы сами себя начинаете критиковать, даже если еще ничего не случилось, дополнительно тревожитесь за осуждение, критику вашей работы, которую вы, возможно, еще даже не начали. Чем дольше существует этот цикл, и чем дольше подкрепляется эта установка, тем прочнее она укореняется.
Взгляните на себя, как на самого важного человека вашей жизни. Вы прошли большой путь, для того, чтобы создать продукт труда, вы получили специальные знания в теории, на практике, вы заняли свое место на рабочей должности. То, что вы имеете - это результат только ваших усилий, и это относится не только к работе. Ваша личная жизнь, учеба, ваши хобби - всё достигнутое ценно и принадлежит вам от начала до конца, и не только результат, но и опыт, полученный на попытках и ошибках.
Понимаю, что дело не только в словах, услышанных вами ранее от коллег. Сейчас вы описываете действительно тягостное состояние, в котором испытываете страх перед возможным осуждением, негативной оценкой наблюдателя, возможно, чувствуете себя в проигрыше относительно кого-то. Этому состоянию может быть множество причин, может быть, родители вас воспитали так, может быть, в школе к вам были предельно высокие требования. Сейчас, в настоящее время вам трудно сосредоточиться на цели, к примеру, «написать увлекательную статью», поскольку вы изначально безусловно настроены на цель «получить одобрение», в подобном случае - молчаливое одобрение, т.е. отсутствие негативной оценки. Вы также сравниваете себя с людьми, которые достигли каких-то результатов, которые лично вы признаете более качественными и высокими, нежели свои - может ли это говорить о том, что вы, несмотря на страх неодобрения, вы любите то, чем занимаетесь, стремитесь стать одной из лучших в своем деле?
Преодолеть обесценивание самого себя во многих случаях гораздо сложнее, чем обесценивание вас и продуктов вашей деятельности другим человеком, даже близким. Попробуйте визуализировать ваши достижения, включая самые малые и базовые, не только рабочие, а любые. Запишите или зарисуйте их, взгляните на то, как их много. Вам однозначно есть, за что себя хвалить и ваша оценка себя - первостепенна. Попробуйте взглянуть под другим углом - любая оценка субъективна и кратковременна. Оценка ваших действий для оценивающего - это одно мгновение, в котором он ее допустил. Если есть объективные критерии оценки ваших работ, я бы посоветовала, в первую очередь, ориентироваться на них, если же нет - стоит придумать свои собственные критерии работы, которые вас бы устраивали.
(На примере статьи: моя статья должна быть содержательной, обозревать предмет, который мне интересен, должна быть уникальной на 75%, соответствовать международным стандартам и т.д.)
Когда придет время сдавать статью, эти критерии будут соблюдены, значит вы удовлетворили адекватные рабочие требования к самой себе. Согласитесь, в такой список вы бы не включили пункт «хочу, чтобы моя статья понравилась каждому», ведь вы понимаете, что это требование невыполнимо.
Пытала инсценировать ситуации провала в уме, чтобы посмотреть как я буду реагировать - все равно их оценка для меня значит больше, чем объективные показатели и мое мнение. Как понять что моего опыта достаточно?
Ася, если вы пишете статьи или выступаете на конференции, то есть, ведете свою деятельность активно и легально - можно считать, что вашего опыта уже достаточно. Несомненно, даже если вы будете действовать по предложенному мной методу, страхи за то, что коллега или читатель подметит вашу «неопытность» не исчезнут сами по себе. Попробуйте рационализировать эти страхи, например, разобрать для себя, что же самое страшное может случится от чьего-то неодобрения. Что может произойти, если вы не получите признание и в этот раз? Привести себе примеры действительно страшных для вас исходов и прикинуть для себя, какова же вероятность, что все обернется так, как вы больше всего боитесь. Понимаю, что вы находитесь в замкнутом круге из опасений, желания хорошо работать и быть полезной, затем снова опасений - и всегда в ожидании какого-нибудь ужасного исхода. Как часто ваши опасения оправдываются? Если они оправдываются на деле не слишком часто, стоит ли продолжать ждать? Какой у вас план на случай самого худшего сценария? Если такого плана нет, то попробуйте составить его, это придаст вам дополнительное ощущение подготовленности к любому исходу.
Также я хочу посоветовать вам руководство по преодолению тревоги, которое советую людям в клинической практике
https://natmedlib.uz/fm/#s/9p8vkXmg&view=Психология%2C%20Нейропсихология/Руководство_ по_ выживанию_ с_ тревогой_ Кирилл_ Сычёв_2022. Pdf
Смотрю за работой одного специалиста, которая ведет блог (проф. + немного личного). Искренне восхищаюсь ее смелостью - она на пару лет старше, при этом проявляется во множестве видов деятельности (преподавание, практика, наставничество, блог). Не понимаю где черпать такую же уверенность в собственных силах...
Возможно, вам бы подошло опереться на человека, которым вы восхищаетесь, что-то позаимствовать у него, чтобы черпать уверенность и вдохновение из этого источника, пока не найдете другой? Речь не про модель поведения, а про деятельность: сделать попытку открыть новое направление деятельности для себя: тот же блог, наставничество, преподавание. Изучить, какие пути ведут туда. Возможно, среди ваших ближайших коллег стать первой в каком-то направлении, тем самым ощутить независимость?
«Всякий хороший художник знает: ничто не появляется из пустоты. Все результаты творчества опираются на созданное
Раньше. Нет ничего абсолютно оригинального. »
Источник: https://djvu.online/file/9dZvhywrZGnJk